Они воевали в Испании ч. 8

Николай Мринский
Во втором вылете 18 И-15 и 20 И-16 встретили бомбардировщиков, Bf-109 и "Фиаты". Лётчики последних ( "Фиатов" было до 60 машин), возможно, вспомнив старые обиды, когда немцы оставляли их в трудном положении, от участия в бою уклонились, предоставив Bf-109 возможность побывать в "шкуре" итальянских пилотов. К такому повороту событий немцы оказались не готовы. 1 Bf-109 и 1 бомбардировщик Не-111 были сбиты и упали горящими. Сбитым истребителем оказался немецкий лётчик Прибе (это был его 140-й боевой вылет) - от точного огня пилота И-15 он получил серьёзное ранение, с трудом пересёк линию фронта и произвёл вынужденную посадку. Немецкий пилот Е. Кулльманн (E. Kuhlmann) сбил в этом бою И-15, лётчик - испанец погиб. 23 февраля 1939 г. в центральных газетах был опубликован Указ: "За образцовое выполнение специальных заданий Правительства по укреплению оборонной мощи Советского Союза и за выдающиеся успехи в боевой; политической и технической подготовке соединений, частей и подразделений Рабоче-Крестьянской Красной Армии, наградить командиров, политработников, инженеров, врачей, техников, младших командиров, красноармейцев, рабочих и служащих:.." Среди прочих других людей, награждённых орденом Ленина, был и капитан Глушенков. А спустя всего 15 месяцев, Указом ПВС Союза ССР от 7 мая 1940 г., Глушенкову было присвоено воинское звание уже генерала-майора авиации. В этом же году он был назначен командующим ВВС Закавказского ВО (в августе 1941 г. был преобразован в Закавказский фронт). В годы ВОВ он командовал различными авиационными соединениями.

40. ГОРЕЛОВ АНАТОЛИЙ АНДРЕЕВИЧ

Родился в г. Кольчугино, в 1911 г. Призван на службу в 1930 г. Младший командир, кандидат в члены ВКП (б). ПОГИБ в воздушном бою 7 февраля 1938 г. в районе Теруэля. Награждён орденом Красной Звезды в 1938 г.

41. ГРЕЧИЩЕНКО НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ – танкист, ПОГИБ.

Родился в 1912 г. в с. Красное Ленинградской обл. В Красной Армии - с 1931 г. После окончания бронетанкового училища в звании лейтенанта служил в танковых войсках. Член ВКП (б). В 1937 г. воевал в Испании. Убит осколком бомбы 27 августа 1937 г. в районе Пина, похоронен на городском кладбище Мадрида. Награждён орденом Красного Знамени - 02.03. 1938 г.

42. ГРИЦЕВЕЦ СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ - лётчик.

Родился 19 июля 1909 г. в дер. Боровцы, ныне Барановичского р-на Брестской обл., в семье крестьянина. В годы Первой Мировой войны семья переехала в Южное Зауралье. В 1927 г. окончил Шумихинскую железнодорожную 7-летнюю школу и работал некоторое время на станции Шумиха. В 1927-1930 гг. Сергей Грицевец жил в городе Златоуст, работал учеником слесаря на механическом заводе, был секретарем цеховой комсомольской ячейки. В 1931 г. работал в заводском комитете комсомола и в том же году по комсомольской путёвке поступил в Оренбургскую военную школу пилотов, после окончания которой служил в частях истребительной авиации лётчиком, командиром звена, отряда и полка, инструктором-лётчиком в военном училище. В 1936 г. окончил Одесскую школу воздушного боя. С 10 июня по 26 октября 1938 г. в качестве добровольца принимал участие в национально-революционной войне испанского народа. Был командиром 2-й эскадрильи, а затем группы истребителей И-16. Всего в небе Испании Сергей Грицевец совершил 88 боевых вылетов с общим налётом 115 часов, в 42 (по др. данным в 24) воздушных боях сбил 30 самолётов противника (6 лично и 24 в составе группы ). Лётчики группы под его руководством сбили 85 самолётов. Особенно отличился Сергей Грицевец в заключительных и самых тяжёлых боях за Эбро, где немцы использовали опытные "Мессера" вооружённые пушками и значительно превосходящие И-16 в скорости. Только за 20 дней августа 1938 года советскими и испанскими лётчиками было сбито 72 вражеских самолёта. В одном из боёв 13 августа 1938 г., в паре с испанским лётчиком сержантом Луисом Маргалефом подбил и заставил приземлиться на республиканской территории немецкий бомбардировщик Не-111, чей экипаж был взят в плен.

18 августа 1938 г. Грицевец сбил 2 итальянских "Фиата". Со своими лётчиками Грицевец порой забирался без кислородных приборов на высоту до 7 км, чтобы оттуда обрушить удар на противника. Последний раз пилоты группы С. Грицевца участвовали в бою 15 октября 1938 г., когда было поднято в воздух сразу около 100 самолётов в составе 7 эскадрилий. Тогда над рекой Эбро в напряжённой воздушной схватке, совместными усилиями советских и испанских лётчиков, было сбито 3 "Мессера" и 5 "Фиатов". Наши потери составили 3 самолёта (все лётчики спаслись на парашютах). Однако, ко времени окончания 113-дневной битвы за Эбро, из 34 лётчиков, прибывших вместе с Грицевцом в июне 1938 г., осталось в строю лишь 7. За образцовое выполнение специальных заданий правительства и проявленный при этом героизм 22 февраля 1939 г. удостоен звания Героя Советского Союза. С 29 мая по 7 сентября 1939 г. участвовал в боях с японскими милитаристами на реке Халхин-Гол. Был командиром особой эскадрильи истребителей 70-го ИАП. Совершил 138 боевых вылетов. За сбитые там 12 японских самолётов, спасение своего командира в критической обстановке и проявленный при этом исключительный героизм, 29 августа 1939 г. был удостоен второй медали "Золотая Звезда". 16 сентября 1939 г. майор С.И. Грицевец погиб при исполнении служебных обязанностей. Похоронен в дер. Болбасово Оршанского р-на Витебской обл. Его имя присвоено Харьковскому высшему военному авиаучилищу лётчиков, улицам в Москве, Минске, Кургане, Орше и Барановичах. Бронзовый бюст установлен в г. Барановичи, обелиск - на месте гибели в дер. Болбасово, памятник и мемориальная доска - в Минске. Награждён орденами Ленина (дважды), Красного Знамени (дважды), а также монгольским орденом Боевого Красного Знамени.

43. ГРИШАНОВ СТЕПАН КУЗЬМИЧ, служащий, 1910 г.р. ПОГИБ в Испании 29. 10. 1936 г.

44. ГУСАРОВ НИКОЛАЙ, служащий 1910 г. р., ПОГИБ в Испании в июне 1938 г.

45. ГОРДИЕНКО ПЁТР ТИХОНОВИЧ, механик-водитель, ПОГИБ.
 
Родился в 1910 г. р., в с. Кантемировка Воронежской обл. Призван на службу в Красную Армию в 1930 г. В звании мл. командира служил механиком-водителем 2-го танкового батальона 13-й механизированной бригады. Член ВКП (б). С июля по 13 октября 1937 г. участвовал в национально-революционной войне в Испании, был механиком-водителем танка БТ-5. Погиб 13. 10. 1937 г. в бою в районе селения Фуэнес-де-Эбро юго-восточнее Сарагосы. Награждён орденом Красного Знамени – 02. 03. 1938 г.

46. ГУСЕВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ - лётчик.

Родился 24 августа 1910 г. в Липецке, в семье рабочего. Окончил неполную среднюю школу. Работал механиком в мастерских Госметра в Ленинграде. С 1928 г. в рядах Красной Армии. В 1932 г. окончил 2-ю военную военную школу лётчиков в г. Борисоглебске. В звании ст. лейтенанта командовал отрядом 17-й авиаэскадрильи 142-й истребительной авиабригады Белорусского ВО. С 20 августа 1937 г. по 25 апреля 1938 г. воевал в Испании. Был комэском, а затем возглавлял истребительную авиагруппу И-16. Имел псевдоним "Алехандро". Уже тогда о нём шла слава как о решительном и опытном командире, смелом и инициативном лётчике. Рослый, энергичный, всегда весёлый, он как-то сразу завоевывал симпатии всех, кому приходилось с ним встречаться. Комэск истребителей И-16 на Арагонском фронте И. Гусев одним из первых открыл боевой счёт сбитых машин противника. Свою первую победу одержал 23 августа. В октябре под Сарагосой в группе сбил Fiat CR-32 и лично ещё 1 машину.30 декабря 1937 г. в воздушном бою с немецкими истребителями Me-109 Гусев был ранен в горло, но сумел долететь до своего аэродрома и благополучно произвести посадку. Некоторое время лежал в госпитале, выйдя из которого продолжал участвовать в боях. 2 марта 1938 г. А.И. Гусев был награждён орденом Красного Знамени и вскоре принял под командование истребительную авиагруппу (Grupo de Caso), а в апреле вернулся в Советский Союз. К тому времени он совершил более 100 боевых вылетов (131 час боевого налёта).

Проведя 32 воздушных боя, сбил 3 самолёта лично (1 Ме-109 и 2 Fiat CR-32) и 1 Fiat CR-32 в паре. 14 ноября 1938 г. за мужество и отвагу, проявленные в схватках с врагами, ст. лейтенант Гусев был удостоен звания Герой Советского Союза ("Золотая Звезда" № 109), с вручением ордена Ленина. Он был также награждён орденом Красного Знамени (2.03.1938). По возвращении в Советский Союз был назначен зам. командира авиабригады. В 1939 г. окончил курсы усовершенствования командного состава при Военной академии Генштаба. 2 июня 1939 г. в составе группы лётчиков, имевших боевой опыт, полковник А. Гусев прибыл в Монголию для укрепления частей, участвующих в советско-японском конфликте у реки Халхин-Гол. Был командующим ВВС 1-й армейской группы. За участие в этих боях награждён вторым орденом Красного Знамени ( 29.08.1939) и монгольским орденом Боевого Красного Знамени 1-й ст. (18.08.1939). Был назначен зам. командующего ВВС Белорусского ВО и командующим ВВС Одесского ВО. Зимой 1939-1940 гг. участвовал в советско-финляндской войне. Был заместителем командующего ВВС 8-й армии. Награждён третьим орденом Красного Знамени ( 20.05.1940). 4 июня 1940 г. А. Гусеву было присвоено воинское звание генерал-майор авиации. В январе 1941 г. был назначен командиром 17-й смешанной авиадивизии. Участвовал в Великой Отечественной войне. В 1960 г. уволился в запас в звании генерал-майора авиации. Проживал в Москве. Умер 26 Июля 1978 г. Автор книги воспоминаний - "Гневное небо Испании".

Продолжение следует в части  9                http://proza.ru/2021/02/07/831