Людмила Захаровна

Алексей Панов 3
   Весь наш класс одномоментно познакомился с Людмилой Захаровной на три года раньше, чем должно произойти, а могло и вообще не произойти. Младшие классы передвигались по школе строем, парами. Так ходили в столовую, из класса в спальни и обратно. Это было правильно и удобно воспитателям, чтобы никого не потерять.
   Однажды, когда мы учились в первом классе, двое воспитателей строили нас попарно в коридоре около нашего класса, чтобы идти в столовую. Нельзя сказать, чтобы кто-то шалил, но, видимо, не помню уж точно, какие-то проблемы у них с нами возникли. По коридору проходила Людмила Захаровна, о том, кто она такая, мы и не знали. Громким криком, а слышно её всегда в любом конце школы, она нас так отшпилила, что строю нашему позавидовали бы участники любого военного парада! Даже обе воспитательницы пригнулись, притихли, как-то пришипились. Потом молча, будто на похоронах, повели нас в столовую. Позже объяснили нам, что эта налетевшая буря – одна из преподавателей алгебры, если она нас возьмёт в четвёртом классе, то жизнь нам покажется сладким раем! Страшилка эта висела над нами все годы обучения в начальной школе. Нас пугали Людмилой Захаровной, как детей пугают бабайкой, серым волком и прочими сказками.
   Голос у Людмилы Захаровны мощный, крепкий, как у Людмилы Зыкиной! Ей бы народные песни петь. Эстрада потеряла замечательного исполнителя, зато сотни учеников приобрели знания по алгебре и геометрии навечно впечатавшиеся в мозг.
   В их числе оказался и наш класс! Заканчивая третий класс, узнав, что нас отдают или нас берёт Людмила Захаровна, возвращаться в школу после летних каникул никак не хотелось. Каждый и все вместе понимали, что нам капец. Людмилу Захаровну боялись пуще огня.
   Первых уроков не помню, но драла она нас крепко. Любой учитель считает свой предмет самым главным, а у Людмилы Захаровны это чувство было выражено особенно ярко, возведено в квадрат, куб, а то и в энную степень, где n = бесконечности! Домашнего задания она нам столько наваливала, что на другие предметы времени не оставалось. И радовались мы, когда следующий день выпадал свободным от алгебры и геометрии. Отдыхали душой и телом.
   Как-то раз, мы классе в пятом учились, узнали, что по какой-то причине Людмила Захаровна будет заменять одну из наших воспитателей. Замена эта выпадала на выходные дни. Мы приуныли. Кто мог, разъехались по домам. Остались несколько человек. Дело было в конце сентября. Тут мы узнали Людмилу Захаровну совсем с другой стороны. Оказалось, что она живой человек, а не холодная математическая машина. Недалеко от школы находился садовый участок Людмилы Захаровны. Воскресным утром она повела нас к себе в сад за яблоками. Сначала мы шли тихонько, смирно, боясь разговаривать, однако постепенно расслабляясь, но, не забывая, с кем идём. Мы быстро прошли несколько городских кварталов, и тропинка  повела нас по роще. Жёлтые берёзы, запах прелых листьев и, что непривычно, ново-весёлый голос Людмилы Захаровны, которому мы пока никак не могли довериться. Казалось, что это какой-то обман. Пришли в сад. Богатый в тот год уродился урожай яблок. Яблоки крупные, сочные, красно-жёлтые. Мы, вечно голодные, наелись их, да с собой несколько корзин полных в школу притащили. После обеда Людмила Захаровна занималась с нами математикой. То была занимательная математика, о существовании которой мы и не подозревали. Мы решали интересные задачки и забавные головоломки. Вот бы так тихо и мирно, с таким увлекательным материалом проходили бы уроки алгебры и геометрии! Людмила Захаровна была тиха, улыбалась, шутила.
   И мы поняли, что на уроках и в вне их, Людмила Захаровна совершенно разный человек. Впоследствии она неоднократно заменяла воспитателей по случаю их болезни и по другим причинам. Будучи воспитателем, она всегда нас чем-то занимала, в отличие от других воспитателей, когда мы были предоставлены сами себе. Одно время вела она математический кружок. Мы к ней на занятия кружка ходили с огромным удовольствием! Было очень интересно.
   Но уроки проходили иначе. Двойки в журнал сыпались как из рога изобилия. Погибали у доски, исходя семью потами! Подсказать некому. Если объявлялся смелый подсказчик, то он сразу двойку получал  только за одно намерение подсказать. А уж, коль неправильно подсказывал, то выволочку такую получал, что и по сей день, наверное, помнит. Наизусть учили доказательства теорем, хоть и не понимали их смысла. Заучивали механически. На уроке писали их на отдельном листочке. Списать невозможно.
   Однажды я не выучил доказательство теоремы Фалеса, каким-то чудом осмелившись сказать Людмиле Захаровне, что я, мол, без нудного заучивания верю в непоколебимую справедливость доказательства теоремы. Шутка не удалась. То, что она влепила мне двойку, вполне было ожидаемо, не являлось новостью. Но потом я эту теорему Фалеса доказывал ей отдельно на доске и не просто доказывал, а должен был объяснять смысл каждого шага доказательства. Откуда я его мог знать? Ни учебник, ни учитель этого не дают. Пришлось самому что-то придумывать. Раза четыре сдавал я этот экзамен. Зато помню теорему, не выветрившуюся из памяти на протяжении почти четырёх десятилетий!
   По мере нашего взросления, смягчалась и Людмила Захаровна. К старшеклассникам она относилась иначе, но всё равно очень строго. В класс после звонка войти нельзя. А она к концу перемены медленно шла по коридору с таким расчетом, чтобы в двух шагах оказаться около двери класса, когда прозвенит звонок. И всё, если ты не в классе, то стой у дверей пол-урока, пока не начнётся письменная часть. Старшекласснику стоять около двери как-то неудобно. Иногда разворачивались и уходили, получая за этот поступок двойку автоматически.
   Строго следила Людмила Захаровна за тем, чтобы все были в школьной форме. Если какой-то элемент не соответствовал, выгоняла из класса. Я однажды пришёл на урок в брюках не от школьной формы по той причине, что брюки порвались и я сдал их в починку. Была в интернате работница, занимающаяся починкой одежды – добрейшая пожилая женщина, ветеран Великой Отечественной войны, безмерно нами уважаемая, как и все ветераны, работающие в школе. Пришлось идти к ней, упрашивать, чтобы брюки зашила вне очереди. Почти весь урок прошёл.
   Несмотря на, порой, излишнюю строгость Людмилы Захаровны, мы уважали её. Были учителя мягкие, спокойные характером, к которым мы относились прохладно, может даже с нелюбовью, а Людмилу Захаровну искренне уважали. Это уважение сохранилось и по сей день, хотя в 21-ом году все мы отмечаем пятидесятилетние юбилеи! Чем вызвано это уважение, я до сих пор не пойму.
   В школе Людмила Захаровна проработала до 75 лет, продолжая вести уроки алгебры и геометрии. Последний раз я видел её в 12-ом году. Праздновали вековой юбилей нашего интерната. Людмила Захаровна превратилась в добрую бабушку, тихим, слегка покровительственным голосом, она приветствовала меня: «А вот Алёша приехал!» А «Алёша» был уже пузатый и с бородой! Её приветствие прозвучало мило и трогательно, заставив меня чуть ли не расчувствоваться. А ведь я у неё был далеко не лучшим учеником. Трудно мне давалась алгебра, геометрия легче. Зато по сих пор помню интегралы, логарифмы, тригонометрию, всякие функции, хоть и не пригодились они в жизни. А ведь кроме Людмилы Захаровны, никто вот так мило и трогательно не приветствовал. Правда, из наших учителей почти никого не осталось в школе, иных уже и на свете нет.
   Рассказывали мне, что нынешние ученики Людмилы Захаровны всё также боятся её как огня. Э-э, чего там бояться-то, когда стала она доброй бабулькой! Может, кого и пожурить ещё способна, что за беда?! Если б этим ученикам дать Людмилу Захаровну наших времён, они бы тогда точно штанишки омочили!

31.01.2021.

P.S. Может, нехорошо об этом говорить, да только приснился мне накануне написания этого воспоминания эротический сон. Это мне, когда несколько месяцев остаётся до наступления полувекового юбилея! Во сне моём видел я Людмилу Захаровну молодой девушкой, каковою в реальности я её никогда не знал. С юности своей не видал подобных снов. Неделю ходил под впечатлением! Вот уж действительно, седина в бороду, бес в ребро!