Мустаг

Воробьёв Леонид Михайлович
               Отчим моего друга детства Витьки, был человеком с уголовным прошлым. Это не помешало ему получить профессию взрывника, очень востребованную в нашем горнорудном  Мамско-Чуйском районе. Подвыпивший, он рассказал пасынку о золотой россыпи в верховьях  Мустага. Это самый крупный приток р. Мара.  Витька доложился по полной форме Алексею об этом деле. Попытки вытащить отчима на место россыпи, были неудачными. Под разными предлогами он уходил от этого и карту отказывался нарисовать. Затем, ссылаясь на больные ноги закрыл эту тему надолго.
             Как-то раз Алексей столкнулся с Витькиным отчимом возле сельмага, в апреле месяце. Привлёк он его перевязанной головой, на повязке выступала кровь. Видно было, что рана свежая. Симпатий к нему он не испытывал, но для вежливости спросил в чём дело. Оказалось, что он в полутьме дровника искал кусок верёвки. Нашел её висящей сверху. Дернул пару раз, не получилось! Третий рывок был результативный! Вылетевшие сверху детские санки, к чему и привязана была верёвка, отправили бывшего уголовника в глубокий нокаут. Скорая помощь с трудом привела его в чувство. Он  пришел в сельпо за бутылочкой водки в растрёпанных чувствах. Алексей напомнил ему насчёт золотой россыпи,  а он тут же нарисовал на клочке бумаги карту. Видно санки ударили в нужное место! Витька идти в Тайгу отказался.  Оставались еще не перебранные им в посёлке девки, а ведь были у него самые лучшие. Но женила его на себе приехавшая хохлушка, вредная и страшная. Тем и обрекла его на вечное мучение, забеременев с первого раза до свадьбы. На которой настояли приехавшие к беременной брошенке родственники хохлушки. Как напарник он выбыл из рядов золотоискателей автоматически!
         Изложив суть дела напарнику по охоте Анатолию, решили выдвинуться на Мустаг через два дня, на выходные. Третьим шел друг Анатолия, тоже Виктор. Его Алексей недолюбливал и карту предусмотрительно никому из них не показал. Анатолий был геологом партии, а Алексей техническим руководителем буровых работ в этой же геологоразведочной партии.
          Проехали сотню километров на мотоциклах до р.Быстрая. Это река была охотничьим участком  Алексея не один год. Дальнейшей задачей было перевалить в долину реки Мара и подняться вверх по течению реки, до Мустага.  К обеду подошли к Мустагу, ну а далее на золотой ключик, впадающий в Мустаг!
       В среднем течении Мустага устроили привал, мошкара зверствовала страшно. Не спасала мазь от неё. Поэтому всё делалось на скорую руку. Чай, тушенка и в путь. Друг Анатолия Виктор, решил немного отдохнуть возле костра, как натёрший ногу. Это были его охотничьи угодья, места эти он знал. Беспокойства оставить его на время не возникло. Единственное в чём допустил Алексей оплошность так в том, что показал на привале карту, где была россыпь. А может быть это и спасло ему жизнь при найденном золоте!? Тогда он так не думал. Поймёт он это потом. Не придав случившемуся значение, Алексей с Анатолием двинулись дальше вверх по Мустагу. Тропа была звериною, но вариантов не было, звери и люди в Тайге обречены были ходить одними тропами! На следующем привале решили подождать Виктора. Не было его и через час и полтора. Взрывчатку и капсюля детонаторы положили, как и положено в разные рюкзаки. Взрывчатка осталась у Виктора. Детонаторы Алексей нёс сам. Он знал взрывное дело.
          Стало понятно, что Виктор сделал невозможным  дальнейшее движение к россыпи. Только взрывом можно было дойти до плотика ,на котором обычно и лежит хорошее золото. А наносы до пяти метров в рукопашную не одолеть. Беспокойство за пропавшего Виктора повело их назад. След на песке говорил о том, что он возвращается назад. Мотоцикла на месте тоже не было. Вернулись в посёлок Витимский уже ночью при свете фар. Виктор на следующий день сказал, что плохо себя чувствовал, болела нога. Он демонстративно прихрамывал. Слов для него не было! Алексей забрал у него взрывчатку, добытую с трудом и за деньги. Большого значения поведению Виктора он не придал. За что в, последствии, был поставлен на волосок от смерти.
      Об этом золоте знал не только Алексей. Следующая троица искателей приключений тоже не дошла до него, потеряв одного не живым. Вывозил труп вертолёт. Далее директор рудника Витимский Перфильев В.В., отправил на Мустаг артиллерийский тягач со щитом впереди, и тот напрямую по стланнику, без дорог и троп дошел да места работ с тремя рабочими и геологом. Но и они ничего не нашли. Геолог, который руководил экспедицией заглянул к Алексею вечерком. Сразу после возвращения с Мустага. Изложив суть дела, он попросил у Алексея шлих после промывки пород, намытый им на другой речке, для предъявления руководству рудника. Тем самым он осознанно вводил их в заблуждение. Да, знаки золотые в шлихе были, но не промышленного содержания. А геологу нужен был второй рейс в те места, что бы на тягаче, за счёт рудника вывезти минералы для своей камнерезной мастерской. Ударив по рукам, Алексей насыпал ему золотого шлиха, на том и расстались. Слухи о золоте Мустага затихли. Мустаг не открывал своей тайны и даже забрал одну человеческую жизнь, как предупреждение другим. Золото всегда было причиной человеческих испытаний, страданий, когда на кон ставились золото и человеческая жизнь. 
      Но история с Виктором нашла своё продолжение. Привада, брошенная на медведя в распадке, требовала ежедневной проверки. Медведь быстро съедал её или утаскивал и прятал под валежником. Тихо, с Виктором позади, Алексей подходил к приваде утопая во мху. Карликовая березка цеплялась за ноги, замедляла движение. Редкие, чахлые, небольшие ели, давали возможность хорошего обзора. Сказать, что медведь  был большой, это ничего не сказать. На приваде он стоял к ним задом, шириной в полтора метра. Шепотом, переговорив о дальнейших действиях, они уже видели его стремительно уходящим.  Обладая феноменальным слухом и чутьём, зверь имел плохое зрение! Не зря якуты говорили, что он слышит, как дышит комар, как и охотничья лайка!  Хотя расстояние до него было в тридцать метров, зверь услышал их тихий разговор. И это при шумящем рядом ручье!. Алексей успел выстрелить по нему только один раз,всё это было в течении двух, трёх секунд. Подошли к месту, где косолапый был в момент выстрела, но крови не обнаружили. Вздохнув полной грудью по этому поводу, Алексей поднял голову, что бы увидеть несущегося аллюром на него медведя. Тот возвращался на выстрел, что бы разобраться с обидчиком. Благо вес и возраст позволяли ему это сделать без труда. Понимая важность ситуации, Алексей тщательно прицелился в подбегающего зверя. Речь опять шла о секундах. Их было не более пяти. Зверь перед ручьём сбавил скорость и дал возможность Алексею выстрелить. Медведь к облегчению упал, но тут же поднялся и продолжил стремительный бег на врага. Видимо, от касательного удара пулей по голове он не потерял боевых качеств. С пустыми стволами, без возможности для перезарядки ружья, с ножом в руке, Алексей стоял против несущегося на него огромного зверя, среди маленьких чахлых ёлочек, по колено во мху. Ёлочки зверь сшибал как траву. Последняя надежда грела мысль Алексея тем, что зверь вплотную с ним станет на дыбы, это в его правилах. А он, бросит в него шапку, зверь инстинктивно схватит её передними лапами, а он воткнув в это время нож всем телом наляжет на него, вспарывая медведю брюхо. Так раньше и охотились наши прадеды. Но что-то у зверя пошло не так и он, тормозя всеми четырьмя лапами, скользил лапами по мерзлоте подо мхом. Мох разлетался в разные стороны, и вот уже глаза в глаза стояли Алексей с остановившемся в двух шагах зверем.  Медведь взгляда не выдерживал, маленькие и злые черные глаза его бегали по сторонам. Одна из причин, почему этот зверь сдирал скальп с головы на глаза человека при нападении, это страх человеческих глаз. Мгновенье и зверь, развернувшись исчез как дым, даже быстрее!  Напарник Виктор, сославшись на растерянность, не выстрелил в зверя.  Хотя и находился в семи шагах.
               Выяснять отношения в Тайге не хотелось, это железное правило охотничьей жизни. Все при оружии, слово за слово! Но бегающий, как у медведя взгляд у Виктора, говорил о многом. Почему зверь ушёл, имея все шансы на успех, Алексей узнал из научной литературы о природе этого зверя, с интеллектом трехлетнего ребёнка. Оказалось, что привыкший решать все свои охотничьи дела в одиночку, точнее один на один, он решил уйти от не стандартной ситуации, увидев рядом с Алексеем второго человека. Следуя природному инстинкту, зверь ушел от опасности. Да и здоровый зверь с врождённым чувством страха перед человеком, редко переступает эту грань, становясь людоедом. Этот медведь хотел переступить, но не смог, плюс ситуация!
       Тогда и вспомнил Алексей Мустаг и унесённую Виктором взрывчатку. Это был осознанный уход. После просмотра карты, сорвать поход на россыпь. Ну а потом, зная место побывать на россыпи.  И этот случай с медведем были с одной оперы. Не может охотник с большим опытом так поступать. Не стрелял сознательно, ссылаясь на осечку. Растерялся и забыл и про второй ствол, конечно это недоказуемая ложь. Алексей попросил его показать патроны в стволе, удара байком на капсюлях не было. А задумывалось следующее! Растерзанного Алексея показать родственникам, как погибшего от когтей и зубов медведя. Как благодетель, нашедший его в тайге. Чем не герой! Ну и освободившийся охотничий участок для друга Анатолия. Участок был закреплён за Алексеем. Жестко, но логично, как выстрел в упор! Всё сошлось на понимании того, что человек с камнем за пазухой, не пустой звук. Благодарен ему за то, что дал возможность мне задуматься над человеческой природой и мотивацией их поступков. Донести понятое до тебя, мой дорогой читатель, корявым языком охотника-промысловика!!