О творчестве

Людмила Гнатюк-Данильчук
                О ТВОРЧЕСТВЕ
   В данной работе представлены рекомендации начинающим художникам, как подготовить работу к выставке, опираясь на опыт предыдущих поколений, знания и находки которых- есть драгоценный вклад в «сокровищницу человеческих знаний».
                Часть первая
   Задумав подготовить работу для предстоящей выставки, прежде мы должны решить все задачи, опираясь на композиционный материал учебных пособий, например Е. В. Шорохова ,известного преподавателя и художника.\1.1\.
Почему, спросите Вы, для объяснения приведем пример : поверхность листа как бы разделена на три совсем разные части из-за массы совершенно независимых и не связанных предметов. Из этого материала можно было бы составить три самостоятельные композиции. Зачем художник состряпал такую композиционную свалку? Это не эстетично, не вызывает положительного эмоционального настроя, не успокаивает, не приводит к решению проблем, не ставит никаких целей, кроме разбалансировки личности, неуважения к себе и окружающим.
   Рассмотрим с чем связана уравновешенность картинной плоскости, например, натюрморта, написанного акварелью:
   во-первых, с необходимостью определения смыслового композиционного центра с учетом предметности, как по численности, так и по размеру, а также по цветовому решению и тяжести цветовых пятен;
   во-вторых, с размещением второстепенных частей натюрморта;
   в- третьих – с нахождением более выгодного местоположения зрительной позиции,
   в - четвертых, с определением цветовых и тональных контрастов, определяющим тяжесть и размер цветовых пятен;
   в- пятых,- определение световых и теневых пятен влияет на состояние всей композиции и на зрительное равновесие картины.
  Итак, подготовив натюрморт, с учетом обязательности соблюдения художником законов композиции, мы, должны опять-таки опираться на равновесие, проверить его на правильность выбора. Это можно практиковать на всех стадиях подготовки, смотря на лист работы , как в перевернутом вверх ногами положении, так и рассматривая его через  зеркало.

                Часть вторая
   Вот теперь пришла пора позаботиться об оформлении работы с помощью паспорту.
 Методы профессионального оформления представлены в практическом пособии известного художника, преподавателя живописи и графики Юрия Григорьевича Аксенова  \2.1 \.
  Пояснение. Все очень просто, по законам физики, существующий центр тяжести предмета своим расположением в тот или иной момент времени определяет будет ли положение устойчивым для предмета или он, наклоняясь, упадет. В данном случае мы рассматриваем сам лист картины ( обозначим для краткости изложения как ЛК-лист картины ) по отношению к паспорту. Рассмотрим несколько вариантов расположения ЛК на паспорту (П).
А.)  ЛК  смещен вправо от центра зрения паспорту -(П) У этого варианта - есть «прошлое» ,  но его нет в настоящем, мы его не видим, к тому же из-за недостаточной прочности основания, это прошлое было разрушено.
Б.)  ЛК смещен влево от центра зрения (П) У варианта  Б- нет прошлого, но есть далекое будущее, которое нам не дано видеть, да и к тому же из-за недостаточной прочности основания оно будет разрушено.
 В.)  ЛК смещен к верхней границе (П) такая картина «не улетела в космос»,  глядя на нее испытываешь напряжение , ибо центр внимания смотрящего находится  намного ближе к центру паспорту,  опоры вообще нет, она осталась в мечтах!
 Г.)   ЛК смещен к нижней границе  (П),  такой вариант говорит, что из-за отсутствия устойчивого равновесия картинный лист вообще болтается в воздухе, а человек владеющей этой картиной так и не найдет себя в жизни.
   Второй вариант, когда размер паспорту определяется прибавлением к размеру каждой стороны картины произвольной, но одинаковой для всех сторон величины «Р»       (3,5,7,…см),тогда:
а) при малой величине картины малое значение (Р) - создаст впечатление куцести всей работы, недостаточности ее свободы и устойчивости в пространстве паспорту, несмотря,  может быть, на всю правильность композиционную самой картины.
б) при больших значениях (Р) – большое свободное пространство паспорту над картиной будет давить на нее.
                Рассмотрим вариант расположения предложенный Ю .Г. Аксеновым.  Предугадываю вопрос: зачем нужен такой большой кусок пространства под картиной? – Это создает  твердую опору рисунку, гарантирует, что он не свалится, а в жизни такие рисунки живут долго, как и их создатели, ибо вся эта модель построена на законах устойчивого равновесия по сопромату./2.1./
  Вот мы и добрались до окончательного решения поставленной задачи, решив все тонкости композиционного искусства, а верно оформленный картинный лист с помощью паспорту – готов к участию в выставке.
  Да, Вы спросите почему мы рекомендуем литературу девяностых годов? Все последующие поколения прошли мимо,торопясь, и аналитически верные рекомендации были не учтены:результат нашего анализа,весьма грустно.               
                Литература:
1.1  Е. В. Шорохов . Основы композиции. Учебное пособие для студентов.
-М: «Просвещение» 1979год-303с.,Илл.
2.1.  Юрий Григорьевич Аксенов.» Практические советы  самостоятельным художникам» -          Издательство »Малоярославец»,  1975год . 171 с., -илл.-18.