Чужие герои или свои?

Галина Айзенштадт
  Посольство России в Беларуси затеяло спор с Национальным историческим музеем страны.
  4 февраля музей разместил в Инстаграм сообщение о том, что в этот день 275 лет назад родился национальный герой Беларуси, "знаменитый шляхтич, военный инженер, политический деятель, герой четырех стран и двух континентов Андрей Тадеуш Бонавентура Костюшко.
   "Будущий лидер национально-освободительного движения, а после восстания Речи Посполитой 1794 года, направленного против раздела государства между Россией, Пруссией и Австрией, а также участник войны за независимость США", родился в урочище Меречевщина, ныне  Ивацевичского района Беларуси...-далее следовала краткая биография Костюшко.
  "Назвать Костюшко белорусским национальным героем - расписаться в своем историческом невежестве",- не преминули почти сразу заметить в Твиттере российского посольства.
  "Беларусь, белорусский народ для себя своих героев, в том числе исторических, определил,- заявил на это пресс-секретарь МИД Беларуси.- И сделал это корректно, не вмешиваясь в дела других государств, и не залезая на чужую территорию. Это главное.
  У нас нет комплексов по этому поводу, и нашей стране не нужно признание или одобрение от кого бы то ни было сего факта, кроме самих белорусов.
  Из этого и нужно исходить.
  Мы-суверенное государство. И нет никакого смысла заниматься навешиванием ярлыков, тем более неоднозначных. Мы не собираемся переписывать историю".
  Посольство в долгу не осталось. Оно привело цитату из одного из писем Костюшко.
"Приучать их(русинов) к польскому языку, пусть по-польски все службы будут. Со временем дух польский  в них войдет. За врага будут потом считать того, кто бы не знал языка народного".
  Вероятно, на этом "дискуссия"  завершится. Но она, несмотря на свою краткость, обнажила несколько проблем.
  Прежде всего, - как трудно идет становление независимых государств, в недалеком прошлом бывших советских республик. У каждого государства есть и должна быть своя биография, а не только границы, очерчивающие его территорию, правительство, парламент, своя валюта и так далее.
  Но - и своя история, свои герои.
  Тут-то и появляются сложности. За многие века, а тем более тысячелетия, территории нынешнего независимого государства входили - и не раз - в состав других государств.
  Разные части той же Беларуси входили и в состав ВКЛ, и Речи Посполитой, и Российской империи, и в СССР.
  Как быть с теми же героями, которые  родились на землях, ныне неотъемлемой части Беларуси? Они свои по праву рождения или их не стоит считать своими?
  Вопрос в какой-то степени дискуссионный, особенно когда заходит речь о  выдающихся фигурах масштаба Костюшко, Калиновского, поэте Мицкевиче, которых Беларусь признает своими, белорусскими.
  Казалось бы, это их право, и пора перестать дискутировать на эту тему.
  Почему же российское посольство не прошло мимо заметки Исторического музея? Скорее всего, из-за упоминания о протесте Костюшко против раздела Речи Посполитой, а также его участия в борьбе за независимость США.
  Советская идеология, несмотря на то, что уже три десятилетия СССР нет, судя по всему, прочно засела в голове посла России Мезенцева. Он только недавно "распечатал" седьмой десяток, успел поучиться в советской школе и вузе, и помнит,  как советские учебники трактовали  польские восстания против российской империи.
  О них можно было упоминать только как о врагах.
  Беларусь как неотъемлемая и самая преданная республика СССР надежно следовала в 
русле официальной идеологии, и только после обретения независимости,- не сразу, а медленно, постепенно,- стала выходить из жестки рамок советской идеологии.
  Ради объективности, следует сказать, что этот процесс нередко шел,- а по некоторым темам и до сих пор идет,- с явными перехлестами, с нетерпением показать и "доказать", что "и мы не лыком шиты", и нам есть кем и чем гордиться. 
  Это, очевидно, неизбежная болезнь роста, и, надо сказать, что в прежние годы российское посольство вело себя весьма сдержанно, стараясь не вмешиваться в эти внутренние процессы.
  Впервые оно по-настоящему удивило 12 октября прошлого года, в разгар протестных выступлений в Беларуси.
  В Твиттере посла появилось сообщение о том, что в этот день в 1796 году родился Михаил Муравьев, "видный русский государственный и военный деятель, генерал-губернатор Северо-Западного края".
  Муравьев известен как "прославленный усмиритель" польского восстания Кастуся Калиновского 1863-64 годов на территории нынешней Беларуси и Литвы.
  Неудивительно, что твит посла вызвал возмущение у белорусов, борющихся за свои права и свободу.
  Такая, узконаправленная активность российского посла вряд ли случайна, если учесть отношение Лукашенко к Польше и Литве, с одной стороны, и России - с другой, и не только к ним, но в целом к Западу.
  Посол наверняка считает, что обе стороны должны действовать в унисон, учитывая общее историческое прошлое.
  Но Лукашенко, как всегда, себе на уме. Слишком "отдаваться" России он по-прежнему не намерен, о чем и свидетельствует довольно резкий ответ пресс-секретаря МИД Беларуси.