Не жалею, не зову. не плачу...

Валентин Поляков
Великий русский поэт С. А. Есенин прожил недолгую, но яркую жизнь: он родился 21 сентября (по старому стилю) 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии. Здесь, на исконно русской земле, среди рязанских раздолий, которые он позже воспел, простой крестьянский паренек рос и мужал, учился в школе, начал сочинять стихи в девять лет. Прекрасная русская природа окружала его, вдохновляла его на первые стихотворные пробы. И хотя большую часть жизни  Есенин прожил в городах, и жизнь его трагически оборвалась 28 декабря 1925 года в гостинице «Англетер» в Ленинграде при невыясненных до конца обстоятельствах, но детские и юношеские впечатления от деревенской жизни, близкого общения с родной природой определили характер всего его литературного творчества. Поэзия Есенина оставила глубочайший след в истории русской поэзии начала XX века. Есенин ярчайшей кометой ворвался в когорту лучших русских поэтов всех времен, начиная от Пушкина. Звезда Сергея Есенина будет негасимо сиять на небосклоне русской поэзии, пока существует Россия и русский язык.

Рано уйдя из жизни,  Есенин оставил нам чудесное, богатейшее по содержанию поэтическое наследство. Его литературный талант особенно полно раскрылся в яркой и самобытной лирике. Уже в ранней лирике обнаруживается одно из сильнейших качеств поэта – глубокое и искреннее чувство любви к Родине, образ которой предстает чаще всего в картинах родного пейзажа, исполненных в нежных, романтических и приподнятых красках. Юный  поэт видит Родину в радостном весеннем убранстве, с пахучими летними цветами и травами, с бездонной синевой небес, с прихотливо извилистыми реками, веселыми рощами, с малиновыми закатами и морозными звездными ночами. Вместе с тем в стихотворениях С. А. Есенина мы видим немало печальных и безрадостных картин бедности, заброшенности и нищеты, которые порождают тоску и грусть, но любовь поэта к Родине от этого становится еще сильней. Лирический герой поэта – не только современник эпохи грандиозной ломки общественных отношений, произошедших в начале XX века; мир его мыслей, чувств, страстей сложен и противоречив, а характер драматичен.
            
Современники сравнивали С. А. Есенина с А. С. Пушкиным, называя первого достойным преемником поэтической славы второго. По мощи поэтического таланта это сравнение напрашивается само собой, но поэзия С. А. Есенина своим лирическим содержанием, тематикой и мотивами очень близка творчеству М. Ю. Лермонтова, который прожил также короткую и яркую жизнь. Общее для двух поэтов; особенная, «странная» любовь к Родине, стремление уединиться, слиться с природой, ощутить себя её неотъемлемой частью. Ведь только наедине с природой человек может быть по-настоящему свободен от других людей, не всегда понимающих его. Лирике Есенина свойственен глубокий задушевный искренний лиризм в соединении с красотой словосочетания, напевно-песенной формой стиха. Поэтому многие его стихотворения переложены на музыку. Среди многочисленных лирических произведений Есенина особое место занимают три стихотворения, созданные поэтом в последние годы жизни в предчувствии его трагической гибели: «Не жалею, не зову, не плачу...» (1922 г.), «Отговорила роща золотая...» (1924 г.) и «Клен ты мой опавший...» (28 ноября 1925 г.). Эти три лирических стихотворения представляют собой три вершины творчества и неразрывно связаны со всеми хронологически предшествующими им лирическими произведениями поэта. В них уже нет былого оптимизма, преобладают пессимистические нотки, отражается душевное бессилие поэта, его усталость от жизненных трудностей и бесконечной борьбы, как с внешним окружением, так и с самим собой.
            
Душевные переживания поэта и его лирического героя полностью совпадают, и стихотворение «Клен ты мой опавший» можно считать автобиографическим, поскольку оно запечатлело реальный эпизод из жизни С. А. Есенина. Очень мало своих произведений поэт точно датировал, а здесь мы видим точную дату:  28 ноября 1925 г. И жить Сергею Есенину оставалось всего-то месяц. В это время он находился в больнице и видел из окна больничной палаты, растущие поблизости деревья, а среди них – клен, которому он посвятил одно из самых последних своих стихотворений. Стихотворение начинается описанием заледенелого клена, нагнувшегося «под метелью белой». Поэта окружает город, но его душа и сердце вдохновляют воспоминаниями о деревенской жизни. Поэт представляет дерево вышедшим за деревенскую околицу: «И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу, Утонул в сугробе, приморозил ногу». Только  после этого в стихотворении появляется сам поэт в образе лирического героя, который сравнивается с пьяным сторожем, а потом и с самим кленом, «только не опавшим, а вовсю зеленым...»

23 сентября 1924 года в газете «Бакинский рабочий» было напечатано стихотворение «Отговорила роща золотая...», в котором уже не одно дерево, а осенняя березовая роща навевают на лирического героя грусть и тоску о безвозвратно ушедшем времени. В памяти оживают хорошо знакомые лермонтовские строки: «Выхожу один я на дорогу». И здесь литературный герой стоит «один среди равнины голой» и с душевной болью наблюдает осеннюю рощу, отговорившую «березовым, веселым языком» и [журавлей], относимых ветром в даль. Человек не в силах изменить жизнь и остановить течение времени. Это понимает поэт и его лирический герой. Прошлое безвозвратно ушло, а вместе с ним ушло все хорошее и все плохое, все доброе и все злое: «Я полон дум о юности веселой, Но ничего в прошедшем мне не жаль». Даже растраченных напрасно лет. Такова жизнь, «ведь каждый в мире странник – Пройдет, зайдет и вновь оставит дом». И только «костер рябины красный» горит в саду, но этот холодный огонь уже никого не может согреть. Поэт сравнивает свои стихотворные слова с желтыми листьями осенней березовой рощи: «Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова». И даже если стихотворным словам суждена недолгая жизнь, но поэт спокойно, по-философски воспринимает такую возможность:

«И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком...
Скажите так... что роща золотая
Отговорила милым языком».

В журнале «Красная новь» № 2 за 1922 год было напечатано стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу...», лирическое содержание которого перекликается с двумя другими: в нем также имеется большая доза грусти и тоски о прошедшем времени, но общий настрой его оптимистичен. Несмотря ни на что поэт и его лирический герой полны жизнелюбия и надежд на лучшее. В поле зрения поэта не заледенелый клен, не осенняя березовая роща, а весенний яблоневый сад в цвету, «белых яблонь дым». Яблоневый сад цветет и благоухает, он полон жизни, и его весеннее цветение предвещает богатый урожай осенью. Сергею Есенину едва исполнилось 26 лет, но при чтении стихотворения создается впечатление, что его автор - не молодой человек, а седовласый старец, у которого все в прошлом: «Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым». Но при более внимательном прочтении это впечатление может быть опровергнуто мыслью о том, что либо поэт и его лирический герой не тождественны, либо поэт предрекает свое будущее, свою долгую жизнь и старость – осень жизни, когда

«не так уж будет биться...
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком».

Перед нами предстает уставший от жизни человек, который провел бурную молодость, но теперь все осталось в прошлом:

«О, моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств.
Я теперь скупее стал в желаньях...»

Утонченный лиризм стихотворения удается поэту применением таких красочных словосочетаний: «белых яблонь дым», «увяданья золотом охваченный», «сердце, тронутое холодком», «страна березового ситца», «проскакал на розовом коне»... Заканчивается стихотворение на оптимистической ноте: несмотря ни на что, на тленность всего и всех в этом мире, поэт благословляет жизнь и все то, «что пришло процвесть и умереть».               

20 января 1998 г.

П.С. В первоначальном замысле  это эссе – школьное сочинение по литературе, которое было вымучено мною совместно с моим племянником-школьником 11-го класса средней школы. В нём внесены минимальные орфографические изменения! А публикация связана с тем, что в прошлом году исполнилось 95 лет со дня смерти и 125 лет со дня рождения автору стихов...
 
06 февраля 2021 г.

© Валентин Поляков, Юрий Поляков 2021