Мечтал мальчишка о море

Евгений Панченко
С будущей профессий я определился довольно рано. Еще до школы. Буду моряком. Потом были какие-то метания, геолог, художник, но это не на долго. Моряк побеждал. Тем более, что первое морское путешествие я совершил в 6 лет, проведя несколько суток на грузопассажирском пароходе «Гоголь» на пути из Магадана в Находку.  В шестом классе любимой книжкой стал справочник для поступающих в средние специальные учебные заведения, раздел мореходные училища. Я знал их все, и подведомственные Министерству морского флота, и Минрыбхозу. Жил в то время в Свердловске, ныне Екатеринбург, поэтому Дальневосточные мореходки, как очень далекие, не рассматривал. Самое близкое было Тобольское мореходное училище, но я никак не мог понять, как можно выучиться на моряка черти где от моря.
 Жизнь круто поменялась, и в седьмой класс я пошел в предместье Гагры в Абхазии. Отец, после долгих скитаний, последовавших после демобилизации в связи с Хрущёвским сокращением Вооруженных Сил, вернулся в родные пенаты, в дом, который построил его дед в начале двадцатого века, и в котором он родился. Меня и до этого на все лето отправляли к бабушке. Дом был в пятистах метрах от моря, а бабушкина родная сестра со своим мужем жили прямо на берегу. Зимние штормовые волны нередко закатывались прямо во двор. Своих детей у них не было, я был им, как родной внук, а дед Андрей был моим единственным дедом, так как родные не вернулись с войны. У деда была лодка с мотором, и я часто выходил с ним в море на рыбалку. Можно смело сказать, что детство мое прошло на берегу моря.
  Мечта моя крепла. Я попросил родителей выписать мне журнал «Морской флот». Сугубо специфическое издание. Но как я ждал каждый номер. Прочитывал почти от корки до корки. Пропускал материалы про механическую часть. Отец был любитель кроссвордов. Газета «Водный транспорт» регулярно их публиковала. Батя покупал газету, отгадывал кроссворд, а я читал все остальное.
  А вот и восьмой класс. Решение твердое – поступаю в мореходку! И круг сузился.  К этому моменту я уже определился, что хочу именно в училища структуры ММФ. Самое близкое Батумское, недалеко Ростовское, чуть дальше Одесское. Не знаю, почему я не поехал в Батуми.
 Отец, после восьмого класса поехал с товарищем поступать в Батумское мореходное училище. Его приняли, а товарищ провалился, и отец вернулся с ним домой. Но после девятого класса все же уехал из дома и поступил в Тбилисское пехотное училище, которое закончил по первому разряду (с отличием).
  В общем, подали мы с одноклассником документы в Одесское мореходное училище ММФ, мне вызов, а товарищу отказ. На первое сентября ему пятнадцати лет не исполнялось. Поехал без друга.
  Опыта самостоятельных поездок по Союзу к тому времени у меня было достаточно, поэтому матушка особо не парилась. Пришила мне внутренний карман на трусы, положила в него восемьдесят рублей и проводила в Город-Герой. Самолет из Сочи в Одессу прилетал поздно, я пошел в комнаты отдыха в аэропорту (были такие в то время, очень недорого можно было ночь провести), а утром на такси подкатил прямо к столь желанным дверям, дверям, которые представлял себе бессонными ночами, грезя о мореходке. Двери были обычные.
  Вообще, все немного оказалось не так. Мне представлялось, что училище, это единый комплекс, расположенный непременно на берегу моря. Здесь же, учебный корпус, куда я подъехал, был довольно далеко от экипажа и еще дальше от береговой черты.
  После сдачи документов, меня отправили в экипаж, где определили в абитурскую роту. Пацаны вокруг были в основном с Украины, несколько человек из Центральной России.
  Перед сдачей экзаменов предстояла медицинская комиссия. Как выяснилось, это самое серьезное испытании. После сдачи документов, нас было 14 человек на место, но как рассказали «бывалые» курсанты, после медкомиссии останется не больше трех. Мне было чего опасаться. После восьмого класса я оставался мелким мальчуганом, одноклассники, практически, все были значительно выше. Это через год я уже не отличался от сверстников.  И хотя был вполне атлетически сложен, роста во мне пока было, дай Бог, 150 см, а веса около 50 кг. А это нижний предел, по которому допускали к экзаменам.
  В один из дней ко мне подошел курсант с кучей «курсовок» и старшинскими «лычками»:
 - Привет, пацан! Ты знаешь, как сложно пройти медкомиссию? У меня там есть знакомые люди, я могу помочь, но стоить это будет 10 рублей, - и многозначительно указал на рукав своей форменки.
  - Согласен, но деньги после медкомиссии.
  - Заметано.
 Он записал мою фамилию и сказал, что после медкомиссии увидимся. Назначенный день настал. Конечно, я сильно волновался, за несколько дней до этого перестал ходить в туалет, чтобы не терять лишние граммы. И вот мы полуголые бегаем по коридорам. В первом кабинете измеряют рост. Я, как могу, пытаюсь вытянуть шею, приподняться на носочках, меня осаживают, но все же записывают в карточке 150 см. И тут меня достает сильнейший спазм в животе. Не в силах справиться, я бегу в туалет. Все накопленные граммы уходят в унитаз. Весы показали 49 килограмм. Дальнейшее заполнение карточки у разных врачей прошло без осложнений.
 И вот я в кабинете высокой комиссии. Председательствует дама средних лет, в очках, как мне тогда показалось, змеиной наружности. Взяв мою карточку, в первую очередь обратила внимание на вес:
 - Что, 49 килограмм? Вы что, хотите, чтобы вас первой волной за борт смыло? Нет, нет. Приезжайте на следующий год.
  - Вы что, меня прямо сейчас в море отправляете?
Это был крах, конец мечты. Раньше я думал, что, если произойдет нечто подобное,  буду плакать, но я не заплакал.
На выходе меня ждал «крутой» курсант
- Ну как?
- Не прошел.
- Странно, я все данные передал. Ну, извини, братан.
 Видимо ребята таким образом зарабатывали себе на развлечения, особо ничем себя не утруждая. Не прошел медкомиссию – извини, прошел – гони десятку. Хорошо, хоть по предоплате не работали.
  Потом я узнал, как браковали моих соратников: у одного пальцы на руках кривые, у другого одна нога короче другой, а он разрядник по баскетболу, и т.д. и т.п.
  Вернулся домой, но море зовет. Собрался и поехал в Туапсе, там Морской гидрометеорологический техникум и отделение океанологии. И еще там двоюродная тетя, у которой муж ходит старшим электромехаником на судах Новороссийского пароходства.
  Оказывается, директор техникума живет как раз над квартирой моей тети.
  Не помогло. Вердикт безнадежен - восьмиклассники уже сдали первый экзамен.
  Пришлось возвращаться в девятый класс. А потом стал задумываться, что интересней, плавать по океану или изучать его? Выбор стал между судовождением и океанологией. Так я не стал профессиональным моряком. И хотя, в дальнейшем, практически обогнул земной шар, в общей сложности провел в море очень много времени, стал-таки капитаном, хоть и яхтенным, но сердце нет-нет и заноет при виде парней в морской курсантской форме.