Валечка. Из цикла - Помню, потому что люблю!

Андрей Ильин 73
Уж так повелось, что раз в год наплывают на меня воспоминания и вот: сижу, пишу, делюсь…
 «Валечка» - так вся моя семья называла не маленькую девочку с соседнего двора, а мою родную тётю - Глущенко Валентину Григорьевну!
Почему так, уменьшительно – ласкательно все её начали называть, вряд ли кто-то вспомнит, но то, что это ей подходило по сути – это точно.

Скорее всего, мой детский мозг, тогда идентифицировал мою тётю как третьего родителя и мне казалось, что так у всех : есть папа, мама и тётя – волшебница, фея, которая всегда приходит к нам в дом, чтобы принести гостинцы и почитать сказки на ночь!

Гостинцы были всегда, т.е. при упоминании : «Валечка пришла!» - это означало, что скоро в моих руках, а затем и в моём желудке появятся разнообразные шоколадные конфеты, леденцы и обязательно - халва!
Халва тогда была особым лакомством, она пахла семечками и тянулась во рту, пока полностью не таяла в расплывшейся улыбке счастливого поедателя.

Она очень часто гостила у нас и тогда это воспринималось как обязанность полноценного члена семьи.
Но её частое появление и забота о нас с сестрой было, к сожалению, не от хорошей личной жизни.
Точнее сказать – от отсутствия личной жизни!
Без особых подробностей, но попробую объяснить её судьбу своими глазами.
Как то так получилось, в её юные годы, что что-то не так пошло в развитии и рождении ожидаемого ребенка…
И их не продолжительная семья, стремительно разрушилась.

Эта трагедия стала не преодолимым барьером для общения и сожительства с последующими мужчинами, потенциальными претендентами на роль мужа.
Она приняла решение (или действительно так сложились обстоятельства…) остаться одной навсегда.
У моей бабушки Антонины, мамы Валечки, было еще две сестры Фроня и Тося.
У Тоси была своя, насыщенная ветка родственников и она спокойно доживала свои преклонные годы.
А вот у Фрони, уж не помню почему, не было ни одного прямого потомка и она жила в живописнейшем районе города, возле реки и моста, совсем одна.
Район назывался : «Сухой Фонтан».
Уж что там не досчитали или не до учли проектанты этих фонтанов, но воды из этих произведений искусств так никто и не увидел!
Его строили военнопленные солдаты, немцы и видимо поэтому строения крепко стоят до сих пор, со скульптурами на фасадах и крышах, а потолки в домах свыше 3-х метров.
Микрорайон находится на плавном холме, что позволяло ребятне зимой устраивать настоящие снежные слаломы, приводящие прямо вниз, на каток к реке.

Я бы его назвал лучшим районом города, и тогда и сейчас!

Правда сейчас он уже потерял своё волшебство и таинственность, хотя может этому виной моё взрослое восприятие, а не перестроенные улицы.
Вот так и встретились два одиночества : престарелая бабулька Фроня и натуральная блондинка Валечка 45-ти лет, моя тётя и главная фея детства.
Уже не комильфо, правда?
Жили они в одной громадной, светлой комнате, с гигантским балконом вокруг по периметру квартиры.
Но есть еще одно странное обстоятельство, (хотя возможно в то время это было нормально?) они жили на одной территории, в квартире, с абсолютно чужими людьми в соседней комнате!
У них была одна кухня и туалет на двоих, но холодильники (слава Богу!) были у каждого свой!
Так себе коммуналочка - входная дверь одна, а всё остальное общее, на две семьи.
К счастью там жила спокойная, одинокая (не много ли одиноких в этом рассказе?), приветливая женщина лет 35-ти.

Я сейчас даже помню запах этой квартиры, он был специфическим, который ни с чем не спутаешь, но и описать не возможно.
Я еще пару раз встречал такой запах в жизни и оглядывался по сторонам : «Где это я? Что за детские воспоминания сейчас резко нахлынули?»
Пока Валечка жила с бабой Фроней, я там бывал крайне редко, но вот когда Фрони не стало, то всё редко изменилось.

Во первых, тётя занялась творческим ремеслом и изготавливала кукол из : поролона, ткани, пуговиц, трубочек от капельниц, бусинок и других подручных материалов.

Они казались живыми, у каждого был свой характер и мотивация появления.
Она дарила их своим друзьям на дни рождения и другие праздники!
Ей уже начали делать заказы для подарков друзья друзей!
Только успевай - изготавливай!

Еще, на каждый юбилей или большое событие она делала нам альбомы: толстые, массивные, с множеством листов и декора, где в репродукциях были вставлены наши лица из фотографий (причем очень четко подобраны!) и вокруг этих картин были стихи, собственного производства на данную тему!
Это смотрелось очень солидно и от Души, такого я не видел больше ни в одной семье!
Эти альбомы до сих пор хранятся у меня и я, хотя бы один раз в год заглядываю туда, погружаясь в атмосферу юности и беспричинного счастья!

Когда я оставался у нее дома, на Сухом Фонтане, то это время становилось волшебным с самого того момента, когда мы выходили из трамвая.
Собаки знали её запах и принимали в друзья всех тех, кто шёл рядом.

Странно, но я помню ключи, которыми она отрывала дверь, я помню саму резную дверь, я помню её лаковые туфли на широком и высоком каблуке.
Я помню её волосы…
Мэрилин Монро наверняка украла этот стиль у моей Валечки и ни как не наоборот!

Кстати, я никогда в то время не видел у неё ни одного седого волоса, волосы всегда блестели и были празднично уложены, всегда и без повода!
У неё, для тех лет была: шикарная фигура, отменное чувство юмора, манеры, забота и ласка…
А как она готовила жаркое и торты!!!
Наполеон!!! Такой вкуснотищи я больше не ел никогда!!!
Но для кого это всё?
Рядом мужчины не было и всю любовь она отдавала нам, своим племянникам : Андрюшке и Инессочке!
Так вот, у неё в гостях, конечно же всё начиналось с угощений!

На столе всегда стояла большая вазочка с конфетами и ждала своих поедателей, потому как хозяйке диабет запретил прикасаться к ней.

Мне очень запомнилось действие, которое я видел с самого рождения : Валечка, сколько себя помню, болела сахарным диабетом и где бы мы не были она садилась, доставала шприц и уверенным движение руки, выполняла ту роль, которая напрочь отказалась делать ее поджелудочная железа.

Хотя я пару раз видел, как она уплетала черный виноград и кусочек «наполеона»!
Я тогда не предал любимую тётю и это осталось между нами, но с полной серьёзностью угрожал ей и просил больше так не делать!

У нас семья была большая и поэтому почти один раз в два месяца, у кого-то из наших был день рождения или повод для Валечкиного подарка – альбома воспоминаний в стихотворном обрамлении или игрушечных персонажей, очень похожих на тех, кому будет вручен подарок.
Она была своего рода мадам Тюссо, только в поролоновом варианте!

Когда я к ней приходил ночевать, то естественно, конспиративно приносил несколько фотографий, для безжалостного разрезания их, ради благого дела.

Странно, но все поделки она делала без очков, читала тоже без них, хотя на улице можно было пройти лоб в лоб и она тебя в упор не заметит!
Перед началом творчества мы всегда заводили пластинки на проигрывателе и начиналось таинство созидания…
Мы прерывались только на вкуснейший ужин и на прогуливание по шикарному балкону, наблюдая за местными птицами.
Когда-то мы спустились к реке и я отчаянно наловил мелкого бычка, на самую первую в моей жизни уху!
Тогда я ее полностью, с начала до конца (от копания червей, до помытой посуды от ухи!) сделал сам!

После творчества, вечером, когда уже полностью стемнело она включала волшебный ночник, такой видимо был почти у каждого в семье : кубик, с резными боковинами, а внутри лампа, вокруг которой вращалась разноцветная пленка.

Создавался такой эффект, что комната превращалась в какое-то королевство эльфов!
Она немного поскрипывала при вращении, но это только создавало немного транса и гипнотического эффекта.
В тот период, который я сейчас описываю, автору было примерно лет 11-12, но Валечка читала мне вслух сказки и рассказы.
Это не потому, что я не умел читать или мне было лень, а потому что из ее уст это звучало волшебно и образы рисовались очень натуральные.
Почему то самая страшная и впечатляющая сказка для меня тогда являлась про двуглавого человека!
Я сейчас даже не вспомню ее название, но… жуть прокатывалась холодными мурашка по спине, когда Валечка перевоплощалась в этого странного героя и не своим голосом, в лицах озвучивала всех персонажей.

Вот помню всё до мелочей : она сидела за столом с книгой, подсвеченной дополнительно гнущийся лампой, а я лежал на раскладном диване, покрытым зеленым бархатным (или уже не знаю как он точно называется, может велюр?) покрывалом, на котором можно было проводить рукой и направление волокон изменял цвет полотна.

В результате этого на нем можно было даже рисовать и писать, а потом как прибрежной волной, рукой смывать всё фигуры и слова.
Я часто засыпал под эти сказки и обнаруживал себя уже утром, под теплым одеялом, выспавшимся и счастливым.

После завтрака мы обязательно шли на прогулку по Сухому Фонтану, кормили у реки чаек и обратно, медленно и не спеша.
И именно в эти минуты моего детства, формировалось очень выразительное и не забываемое чувство : спокойствия, безопасности и интереса ко всему новому в этом Мире.
Она много знала анекдотов и тщательно выбирала приличные, которые не травмировали бы мои детские уши.
Но однажды, видимо она посчитала, что я уже относительно взрослый, рассказала мне анекдот, который был жутко смешной, но весь усеянный матами!
Он действительно был гениален и никак не возможно было вынуть из него нецензурщину, тогда терялась вся суть и ржака.

Вообще, у нас дома и на праздниках в кафе, Валечка всегда была весёлой, танцующей и зажигательной тёткой!
Я много раз видел, как вокруг неё кружили мужчины, приглашали на танец и даже на свидания.
На моей памяти она даже встречалась (скорее пыталась встречаться!) два раза с мужчинами. С одним - с которым познакомились на курорте, со вторым -  они работали вместе.
Но ничем эти встречи так и не закончились…
Уж не буду судить, почему же так сильно в её юности травмировало мужское общество, но очень жаль, что она прожила с таким сердцем, талантом и внутренним огнём, сама до самой старости…?

Однажды, ни с того ни с сего, Валечка сообщила всем, что она взяла два билета на самолёт в Ленинград и мы летим с ней туда на экскурсию!
Это было очень круто, мне было всего 12 лет и первый полёт был просто завораживающим!
Затем мы с ней, за две недели посетили практически все экскурсии, которые только можно было посетить : Эрмитаж, Петергоф, Кунсткамеру, Большой Екатерининский Дворец, Дворцовая площадь, Адмиралтейство, Александринский театр, домик Петра 1, Петропавловская крепость, Исаакиевский собор, Лавра , Смольный, Кронштадт, мосты, Невские проспекты, крейсер Аврора, летний сад, сфинксы, львы, грифоны и конечно же мы застали белые ночи!

Я после приезда, привез огромную книгу о всех чудесах Ленинграда и еще долго, на память (спасибо внятным экскурсоводам и детской не захламлённой памяти!) рассказывал: почему Самсон разрывает пасть льву и что это означает, проводил экскурсии для своих родственников по этой книге и свежим впечатлениям от этого города - праздника!
Кстати, как сейчас помню, билет на самолет до Ленинграда стоил тогда 12 рублей! Ха! Летай, хоть каждый месяц!

А еще, оказывается (спасибо черно-белым фотографиям) мы с ней были очень часто на черном море и на Каховском водохранилище города Никополя.
Это маленький, аккуратный, молодой городок, но ходят слухи, что (на то время!) это было пристанище бандитов, которые натворили что-то жестокое, их преследуют и они там отсиживались, пока всё утихнет.
Уж не знаю на сколько это правда…?

К чему я веду это всё повествование, а к тому, что моя дорогая тётя Валечка была : разносторонней личностью, опрятной, хорошей хозяйкой, творческой, юморной, доброй, заботливой и любящей, но по каким-то кармическим причинам абсолютно одинокой в личной жизни.
То ли это действительно отработка «долгов» прошлой жизни или сбой системы в этой, но мне (по крайней мере в детстве!) это казалось и кажется сейчас – не справедливым!

Вот смотришь на алкашей у нас, возле рюмошной в 7-30 утра : у них розовые щечки, всегда улыбка на лице, активное общение, никаких болезней, а только надежда и вера в то, что завтра будет день, не хуже этого, никаких забот!
Не жизнь, а сказка!
А тут вроде бы человек хороший, но весь такой одинокий, в проблемах и болячках!
Где справедливость, фиг его знает…?

Короче, доживала она свои последние годы со своей младшей сестрой, т.е. с моей мамой.
А почему не в своей квартире с высокими потолками и круговым балконом?
Потому, что она разменяла таки, ту свою полу-коммуналку на однокомнатную в другом районе.
А потом, когда мы с супругой объявили о свадьбе, она без раздумий подарила нам однушку для нас молодоженов, а сама переехала к сестре.

Это был очень щедрый, нужный и своевременный подарок!

Возможно, именно из-за этого поступка у нас и сохранилась семья, мы не мыкались по съемным квартирам и не жили у мам, где не ужиться двум хозяйкам на кухне.
А как результат - мы в этом году будем праздновать уже 25-летие совместной жизни! Во как!
Последние месяцы ее жизни я не видел улыбки на лице, ведь по нынешней «моде» последнего столетия, у неё обнаружили (плюс ко всему набору болезней всей мед. энциклопедии!) рак горла и пищевода.
Т.е. человек и так всю жизнь ел не то что хотел и ограничивал себя во всем… Но в конце дней ей нужно было еще всё усложнить, до невозможности?!
Ну, Богу видней…

Единственная улыбка, которую запомнили все - это когда мы с трехмесячной дочкой, впервые приехали повидаться и она даже взяла её на руки!
Это была последняя улыбка… но такая настоящая и такая тёплая!
Знаете, когда глаза старика меняются и сами делаются детскими…

Я её хочу запомнить такой - улыбающейся и спокойной, полностью седой, когда природно развивающиеся завитушки абсолютно не портили нашу местную Мэрилин Монро!

Ну вот практически и всё, что можно, вот так сходу вспомнить и написать о родном человеке.
Хотя сейчас кажется, что что-то очень важное я так и не смог озвучить…
Видимо оно, это самое важное, живет в тишине, там где нет ни слов, ни букв…

Пусть это было вынуждено в этой жизни, но ты, любимая Валечка жила только ради нас…
Приближается твой День Рождения - 9 февраля и в этом году тебе исполнилось бы 88 лет!
Две восьмерки!
Одна восьмёрка - это твоя бесконечная Любовь к нам, а вторая – это наша Любовь и память о тебе!
Ты сейчас в лучшем из Миров, где нет диабета и бесплодия, где нет одиночества и лишений!
И пусть ангелы заботятся о твоей Душе, так же, как ты заботилась и любила нас!

На фото : я, сестра и Валечка.