Асы кубанского неба ч. 43

Николай Мринский
ТРУД АНДРЕЙ ИВАНОВИЧ

Родился 20 августа 1921 г. в селе Ингуло-Каменка, ныне Новгородковского р-на Кировоградской обл., в семье крестьянина. Окончил 7 классов неполной средней школы и аэроклуб. С 1940 г. Андрей Труд в рядах Красной Армии. В 1941 г. в день начала войны сержант А.И. Труд сдал последний экзамен в Качинской военной авиашколе лётчиков и через 2 недели получил направление в 55-й ИАП. Высокий и широкоплечий, весельчак и балагур, отважный боец и тонкий тактик, А.И. Труд был любимым учеником А. Покрышкина. В день начала войны он сдал последний экзамен в Качинской военной авиашколе и через 2 недели получил направление в 55-й иап (впоследствии 16-й гиап), в эскадрилью Покрышкина. Позднее Труд вспоминал, что Покрышкин не раз приходил ему на помощь в воздушном бою, не раз спасал от смерти. Наверное, так было и тогда, в июле 1941 г., когда 19-летний лётчик прибыл в боевую часть. Не сразу Покрышкин выпустил его в бой, немало часов Труд провёл в его землянке, названной "конструкторским бюро". Наука не прошла даром, и в первом же воздушном бою была одержана победа, когда, выйдя из-под атаки "бочкой", он оказался в хвосте неприятельской машины и успел нажать на гашетку. В полной мере его лётный талант раскрылся во время битвы на Кубани, где лейтенант Труд был ведомым у другого выдающегося советского аса В. Фадеева. К сентябрю 1943 г., когда из дивизии ушло его представление к званию Героя, на счету А.И. Труда было 314 боевых вылетов на МиГ-3, Як-1 и "Аэрокобре", 71 воздушный бой, 18 личных побед и 1 групповая. Мало кто знал, что этот отважный пилот, любитель розыгрышей и шутник, комэск прославленного гвардейского полка, был неплохим пианистом.

С боями он прошёл Украину и Белоруссию, Румынию, Польшу, Чехословакию. К концу войны на его счету было более 600 боевых вылетов, где он сбил 24 самолета лично и 1 в группе. Позднее, работая с молодыми летчиками, Труд так сформулировал свое боевое кредо. "Летчику-истребителю надо запомнить несколько тактических истин: надежно прикрывай ведущего, будь осмотрителен, маскируйся в лучах солнца и в атмосфере. Помни - кто хозяин высоты, тот и хозяин боя". Творческий поиск новых тактических приемов воздушного боя, их личная проверка в учебных и боевых схватках стали важной чертой ратной деятельности А. Труда, верного последователя своего великого учителя - А. Покрышкина. ...Шла последняя неделя войны. Советская Армия штурмом взяла столицу фашистской Германии. Лётчики эскадрильи, которой командовал Труд, патрулировали над Берлином, охраняя завоеванную победу. Но свой боевой счёт они закончили после освобождения Праги, когда в Москве уже отгремели залпы тысячеорудийного победного салюта. Одним из первых в своей прославленной части он освоил реактивный истребитель, в 1955 г. окончил ВВА. До самого увольнения в запас в 1972 г. он летал на сверхзвуковых машинах. Полковник запаса А Труд был зам. председателя областного комитета ДОСААФ в Ростове-на-Дону, затем переехал на жительство в г. Сумы. Умер 27 июля 1999 года. Герой Советского Союза (13.04.44). Награждён орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, 2 орденами Отечественной воины 1-й ст., орденом Трудового Красного Знамени, 2 орденами Красной Звезды, медалями.

ФАДЕЕВ ВАДИМ ИВАНОВИЧ

Родился 25 декабря 1917 г. в с. Федькино ныне Тереньгульского района Ульяновской обл. в семье учителей. Русский, член ВКП (б) с 1942 г. Жил в г. Куйбышеве (ныне г. Самара), где окончил 3 курса строительного института и аэроклуб, в котором и был оставлен инструктором. В Красной Армии служил с 1940 г. В том же году окончил Чкаловскую военно-авиационную школу пилотов. Начало ВОВ В. Фадеев встретил в одном из истребительных полков в Сибири. Написал рапорт об отправке на фронт. Но только в августе 1941 г. сержант Фадеев попал на передовую. Обладая могучим телосложением, очень высоким ростом (около двух метров) он имел весёлый и общительный характер и пользовался большим уважением однополчан. Много читал, хорошо играл на гитаре, красиво пел. В день совершал по 5-6 вылетов и обладая физической выносливостью воевал весьма бесстрашно. Позывной "борода" соответствовал его внешности. Фадеев считал, что с бородой, враги его будут бояться больше. В самом начале лётчик летал на И-16 ведомым у будущего Героя Советского Союза Владимира Истрашкина в составе 131 ИАП. 27 ноября 1941 г. самолёт Фадеева был подбит и лётчик, дотянув до нейтральной полосы, успешно перебрался к своим позициям. Получилось так, что он возглавил пехотинцев, атаковавших высоту. Была уничтожена миномётная батарея, несколько огневых точек и броневиков врага. Вадима Ивановича наградили орденом Красного Знамени и присвоили первое офицерское звание "лейтенант". В декабре 1941 г. Фадеева перевели в 630-й ИАП. О его боевых вылетах на фронте ходили легенды. В одном из вылетов, истратив боеприпасы, Фадеев атаковал с бреющего полёта румынскую кавалерийскую часть, используя в качестве оружия винт самолёта.

В 1943 г. после ранения и из-за конфликта с командиром полка Вадим Иванович был переведён в запасной полк в тыл. Вскоре фронтовые дороги привели его в 16-й ГИАП к А.И. Покрышкину. Став командиром эскадрильи, он имел уже на своём счету семь побед. В воздушных боях на Сев. Кавказе, наряду с Покрышкиным, братьями Глинка, фадеев стал одним из ведущих асов в битве за Кубань. Вспоминается воздушный бой, который провёл тогда ещё гв. ст. лейтенант В. Фадеев 17 апреля 1943 г. Ведомая им восьмёрка истребителей - ударная группа - в 3-й раз стартовала с аэродрома. Группу прикрытия из 4 самолётов возглавил гв. ст. лейтенант Г. Речкалов. Надо было пройти над отрогами Главного Кавказского хребта, местами затянутыми облаками, затем развернуться над морем. И вот уже горная гряда позади. Вадим увидел впереди голубеющий простор. Но любоваться морскими красотами некогда. Всё внимание воздушному пространству. Враг может появиться неожиданно. Лётчик не увидел, а скорее интуитивно почувствовал, что противник где-то близко. Оглянулся. Верно: на траверзе Анапы со стороны солнца курсом на Новороссийск несколькими волнами тяжело плыли в воздухе пикирующие бомбардировщики Ju-87, над ними - истребители прикрытия. Вадим бросил взгляд вверх. Там шла четвёрка Григория Речкалова. Слева, с Анапского аэродрома, вздымая за собой ленты желтоватой пыли, взлетали вражеские истребители. "Спешат своим на подмогу. Быть бою над морем!" - мелькнула у Фадеева мысль. Справа, поодаль внизу, проплывал окутанный дымом Новороссийск. Виднелись частые багровые вспышки на небольшом пятачке - полуострове Мысхако. Именно этот участок требовалось прикрыть от ударов вражеских бомбёров. Там, зарывшись в каменистую землю, насмерть стояли отважные советские десантники, прочно удерживая плацдарм.

К району Мысхако подошли 12 Ju-87 в сопровождении группы Ме-109. - Речкалов, атакуй "худых"! - передал гв. ст. лейтенант Фадеев, а сам ринулся в атаку на бомбёров. Весёлый и жизнерадостный, Вадим был дерзок и стремителен в бою, дрался отчаянно, презирая опасность. Он пылал ненавистью к врагу, искал его, а найдя, никогда не отступал, как бы ни был силён противник. Лётчик словно сливался воедино со своим истребителем, его огонь из пушки и пулемётов был испепеляющим. Фадеев всегда надеялся на своего ведомого Андрея Труда, других лётчиков группы. Не удивительно, что всего за 3 недели он успел сразить около 20 вражеских самолётов. Комэск видел всех и видел всё, в трудную минуту готов был прикрыть товарища. И на этот раз Фадеев не стал медлить и, несмотря на численный перевес противника, решил навязать ему свою волю. Тем временем группа Речкалова уже сбила 2 "Мессера", которые горящими факелами почти отвесно упали в море. Фашистские лётчики, видимо, ждали подкрепления, надеясь, что Mе-109 и недавно появившиеся в кубанском небе FW-190 помогут отразить натиск советских истребителей. Вскоре действительно подошло полтора десятка вражеских машин. Однако это не смутило Фадеева. Он противопоставил численному превосходству противника точный и смелый маневр, тесное взаимодействие пар группы. На вертикали сбил один истребитель, на вираже - второй, вслед за ними поджёг Ju-87. Иван Савин разделался с 2 "Мессерами". По одному самолёту сбили Владимир Бережной и Николай Искрин. Удача сопутствовала и Михаилу Сутырину: он уничтожил новейший немецкий истребитель с двигателем воздушного охлаждения FW-190. Этот воздушный бой показал, что вражескую новинку - истребители с мощным вооружением - можно бить.

В этих победах была заслуга комэска. Его личное мастерство, отвага, какая-то особая, русская удаль вдохновляли боевых друзей. К концу апреля 1943 г. капитан Фадеев сбил уже 21 самолёт врага и 1 в группе (М.Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 17 личных и 3 групповые победы). и был первым из лётчиков 4-й ВА представлен к званию Героя Советского Союза. Получить награду не успел, так как документ долго ходил по инстанциям, а бои продолжались. 5 мая 1943 г. в неравном бою Вадим Фадеев погиб. Немцы за ним охотились, как и за другими советскими асами. В тот день он столкнулся с 12 немецкими истребителями, сбил два самолёта, но и сам был тяжело ранен. С трудом удалось посадить повреждённую машину в плавни, но потеряв сознание, умер от потери крови. Место вынужденной посадки нашли только через несколько дней. К этому времени Вадим Фадеев совершил более 400 боевых вылетов, провёл 51 воздушный бой и сбил лично 17 и в группе 3 самолёта врага. Указом ПВС СССР от 24 мая 1943 г. за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом отвагу и героизм гвардии капитану Фадееву Вадиму Ивановичу было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Награждён орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени. Похоронен в центре хутора Плавненского Крымского района Краснодарского края. Имя Героя носят улицы в г. Самаре и в с. Киевском. В кубанской станице Калининской перед зданием средней школы и в Самарском Военно-историческом музее установлены бюсты Вадима Ивановича Фадеева.

Продолжение следует в части  44                http://proza.ru/2021/02/05/976