Как выбраться из лабиринта? - о женщине

Нинэль Крымова
      Ни для кого не секрет, что причиной разлада в отношениях между Богом и человеком стала женщина: не послушавшись Бога, она протянула руку к запретному плоду. Мужчина же не только не воспротивился непослушанию, но и сам отведал плод. В результате легкомысленные ослушники оказались изгнанными из Рая.

      Изгнание из Рая означало прежде всего, что люди лишались того прямого контакта с Богом, который имели. Так что человеку предстояло шаг за шагом, крупицу за крупицей восстанавливать утраченное.

      Теперь слышать Бога способны уже не все, а лишь немногие - праведники. Через праведников Бог открывает сбившимся с пути людям Свою Волю, этим направляя их. Так заключаются заветы между Богом и человеком. Завет - это союз, договор. Но заветы заключаются исключительно с мужчинами: Ной, Авраам, Моисей... Ной по велению Бога строит ковчег. Через Авраама и Моисея Бог велит евреям подвергнуть себя обрезанию: обрезать себя для Бога - означает сделаться послушными Ему. Непослушание в Раю требует от изгнанников подтверждения готовности к послушанию. Женщина не может быть подвергнута обрезанию. И это означает, что она, виновница всех бедствий, включается в завет с Богом не прямо, а лишь через мужчину. Еве об этом сказано так: «…и он будет господствовать над тобою» (Быт. 3:16).

      Благоволение Бога возвращается женщине не сразу. Согрешившая в Раю и за это изгнанная из Рая Ева рождает двух сыновей - Авеля и Каина. Каин лишает Авеля жизни. «За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны» (1Иоан. 3:12). На земле совершается первое преступление: человек убивает человека, брат убивает брата.

      Так кто же она, Ева, родившая убийцу и убиенного, палача и жертву? Убитая горем мать, опозоренная убийством? Если бы матерями Авеля и Каина были разные женщины, то мы бы сочувствовали одной и осуждающе косились на другую. Но вся драма заключается как раз в том, что убийцу и убитого родили не две разные женщины, а одна и та же. Если Ева мать жертвы и мать палача, то Каин - Авель как бы один, раздвоившийся в самом себе человек. Это означает, что человек этот палач самого себя и, тем самым, жертва.

      Он, следовательно, не просто убийца, а двоякий убийца: убийца самого себя и убийца другого. Потому что убийцей другого можно сделаться лишь, убив свою собственную душу. А убить душу - означает убить в себе Бога. Круг, таким образом, замыкается.

      Мотив двойственности человеческой природы, сочетающей в себе и палача и жертву, просматривается и в языческой мифологии. Это, к примеру, известный греческий миф о царе Миносе, один сын которого убит быком, а другой сын - полубык-получеловек Минотавр, сам пожирает людей. И Минос, с одной стороны, оплакивает своего, убитого быком сына, а с другой - поставляет в лабиринт сыну-быку чужих молоденьких сыновей и дочерей.

      Примерно о том же повествует и греческий миф о Дедале и Икаре: миф об отце, убившем чужого сына (племянника Талоса) и поплатившемся своим сыном (Икаром). Правда, в языческой мифологии преступление и наказание ещё не поставлены в причинно-следственную взаимосвязь, поскольку этому уровню ещё чуждо сознание греха, а, следовательно, сознание вины и кары.

      Какой же путь приходится пройти женщине прежде, чем ей, согрешившей в Едеме, будет возвращено благоволение Бога? Ей придётся пройти долгий путь от Евы - матери Авеля - Каина, до Богоматери девы Марии. Именно в ней, Богородице, и через неё, деву Марию, приходит женщине прощение от Бога. Потому что именно в ней и происходит преодоление вызванной грехопадением двойственности человеческой природы - человека - палача и человека - жертвы. Преодолеть греховность, заключённую в нём самом, в его раздвоенности, человек может только одним способом - изживая убийцу в самом себе. Только тогда палач и жертва, спаянные в человеке в одно, разъединяются.

      Ева родила жертву-палача. Дева Мария рождает Жертву, тогда как палачей рождают другие. Но другие рождают не только палачей. Они рождают и последователей, учеников, которые пойдут за Ним, распятым Сыном.

      Так что если трещина раскола прошла первоначально поперёк человеческой души (Авель-Каин), то теперь эта трещина прошла поперёк целого народа. Народа богоизбранного, который раскололся не на бедных и богатых (как это чаще всего случается). Народ раскололся на сказавших Богу «да» и сказавших Богу «нет». Те, кто сказал Богу «нет» - распинали, те, кто сказал Богу «да» - оплакивали распятого. А распят был Сам Бог.

      В Едемском саду Ева, протянув руку к запретному плоду, сказала Богу «нет». И был зачат грех - раздвоенный в самом себе человек (Авель – Каин). Дева Мария сказала через ангела Богу «да» и был зачат Спаситель. Через Еву, сказавшую Богу «нет», в мир вошёл грех. И грешное смешалось и перепуталось с безгрешным. Дева Мария сказала Богу «да» и грешное и безгрешное как бы разъединилось, оказалось поставленным лицом друг к другу: «да» и «нет». Грех не исчезает из мира, но человек обретает власть над ним. Власть человека над грехом - это власть человека над самим собой. Это способность сказать Богу «да» и не говорить ему «нет». Печать первородного греха оказывается снятой с женщины именно тогда, когда она говорит Богу «да». Ева сказала «нет», сама того, впрочем, не подозревая. Дева Мария говорит «да». Это и означало для смертной и слабой женщины стать Матерью вочеловечивающегося Бога, Его лоном.

      Именно искупление греха женщиной открывает путь к спасению человечества. Через женщину вошёл в мир грех и через неё же приходит в мир Искупление и Искупитель.

      Предчувствие пути, открывающегося через женщину, присутствует и в греческой мифологии. Это известный миф о Тесее и Ариадне. Мужчина побеждает чудовище Минотавра, но выбраться из лабиринта ему помогает женщина: вручает ему клубочек - путеводную нить.

      Если чудовище Минотавр - это образ греха, образ зла, пришедшего в мир вместе с грехом, то лабиринт - это образ заблудившейся души, в которой обитает чудовище. Мало одолеть Минотавра. Одолев его, надо ещё и самому не стать Минотавром. А для этого необходимо выбраться из лабиринта. Тут и приходит на помощь Ариаднин клубочек. Этот клубочек - образ её любящего сердца. Мужчина одолевает зло силой. Оружие женщины - любовь. Именно она должна помочь победителю не стать побеждённым, то есть Минотавром.