19. Эмоциональная нагрузка информации

Лариса Болотова
                Из книги «Восприятие и познание мира» З.С. Беловой:

 (стр.62) «Любая информация является для мозга человека необходимой пищей. Причём интерес вызывает всё: сведенья об окружающем нас мире, предметах и явлениях».

                Запрограммирован ли этот интерес? Сбор данных для сознания?

«Интенсивность человеческого мышления заключается в направленности на предмет, то есть что-то всегда является предметом сознания».

                Какая связь между информацией и впечатлениями? Впечатление возникает от созерцания, они связаны с чувствами. Информация связана с мышлением, осознанием.

«Формами сознания являются восприятие, осмысление, оценка, воспоминание, фантазирование, жизненный опыт. С помощью языка (письменной и устной речи) человеческое сознание способно кодировать имеющуюся информацию, сохранять и передавать содержание своих мыслей».

                Получается, что информация даёт энергию для мышления. Что будет, если нет поступления информации? Человек перестанет мыслить. «Я мыслю, значит, я существую». Что останется от человека? Запрограммированный робот?

«Способность вырабатывать абстрактные идеи – главное отличие сознания человека от сознания высокоразвитых животных. Развитие и углубление самого сознания было возможно благодаря идеаторности».

Идеаторность – способность творить и воспроизводить идеи, внутренняя самостоятельная работа, выходящая за рамки простого отражения.

«Если многие абстрактные идеи для нас остаются нейтральными, то информация о нашей реальной (?) действительности зачастую несёт большую эмоциональную нагрузку, причём такую, какую порой осмыслить, понять и осуществить в жизни нам трудно. Чтобы принять конкретное, умное решение, нужна решительность, но это нам порой бывает особенно трудно, так как приходится думать и о других, принимать во внимание сложность ситуации и общественный резонанс. К тому же, принимая решение, в большей степени ориентируемся на чувства, то есть эмоционально духовную сторону деятельности человека.

Чувства – устойчивые условно-рефлекторные образования в сознании человека, составляющие основу его аффективно-волевых реакций в различных ситуациях».

                Следовательно, основное в земном человеке выработка мыслей, а всё остальное (организм) чувства, желания служат для этого. Так ли это?

«По содержанию своему чувства представляют собой субъективное отношение человека к различным сторонам общественного бытия – к общественным явлениям, коллегам, самому себе. Субъективно-психологическое выражение практических взаимоотношений между людьми проявляется в чувстве любви, ненависти, доверия, зависимости, зависти и т.п.  Хотя доказано (?), что слова сами по себе не несут в себе эмоционального содержания, но каждый слушатель, читатель, зритель интерпретирует данное слово (сказанное, написанное) сугубо индивидуально. Поэтому не удивительно, что одна и та же информация вызывает у нас различную эмоциональную реакцию: споры, проблемы нервный срыв».

                Не согласна с автором. Слово это носитель информации, но в него можно вложить и чувства (тон, интонацию, громкость). Даже печатный тест можно наполнить чувствами, хот я и невидимыми.

«Слова «мой», «наш», «свой»  однозначно передают об эмоциональной вовлечённости говорящего. Например, слова «мои студенты» несут эмоциональную нагрузку в речи преподавателя, а просто слова «студенты», как объект внимания, не имеет эмоционального оттенка. Выражение «мой шеф» показывает эмоциональную связь с начальником, в то время как слово «шеф» демонстрирует дистанцию».

                Эти слова выражают отношение говорящего к тому, о чём он говорит. К ним относятся так же слова: возможно, вероятно, может быть и подобные.

«Сказав коллеге, что Вам нужно что-то ему сказать, Вы непроизвольно вызовите между вами барьер. Сказав же, что Вам нужно с ним поговорить, Вы призываете его на равной основе к сотрудничеству.

По работе на часто приходится сталкиваться с невоспитанностью некоторых молодых людей, которая выражается в словах, поступках, отношениях. В подобном случаях лучше отреагировать мягкой доброжелательной репликой, что, безусловно, разрядит обстановку и способствует позитивному решению вопроса.

Сказанное слово не только показывает предмет, качество, действие, состояние, но и способно передать отношение говорящего, его оценку (положительную, отрицательную), его эмоции (неодобрение, пренебрежение, ласку, любовь, восторг), указывать на степень проявления признака, действия (например: гореть и пылать, хвалить и восторгаться). Порой простое изменение интонационного ударения на словах предложения может полностью изменить смысл сказанного».