Мошенники. Кому пандемия мать родная

Надежда Семеновская
Вот уж кто точно никогда не отстает от жизни и стремится выжать максимум прибыли из любых новых обстоятельств, так это последователи Остапа Бендера. Пандемия и  ускоренная цифровизация банковских и страховых услуг привела к появлению новых схем «относительно честного» отъема денег у населения.
По данным компании «Ингосстрах», число выявленных попыток мошенничества в период пандемии выросло по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 25%, а количество возбужденных уголовных дел сократилось на 11%, так как в большинстве случаев подозреваемым вменяется обвинение в целой цепочке эпизодов.
Самыми популярными способами получить страховые выплаты незаконным путем являются попытки оформить липовое ДТП и воспользоваться страховкой ОСАГО. В связи с тем, что люди ограничены в передвижениях и машин на дорогах гораздо меньше, автоподставы стали более «качественными». Пострадать от действий злоумышленников могут не только страховщики, но и добропорядочные и законопослушные граждане.
Чтобы этого не случилось, специалисты советуют запомнить простые правила: если в ДТП обвиняют Вас – не спешите признавать свою вину, дождитесь приезда аварийного комиссара или ГИБДД. Пусть представители власти сами и определяют виновника.
Если жертвой аварии стали Вы, никогда не соглашайтесь на месте оформить переуступку прав либо подписать доверенность на представление своих интересов. Вы рискуете потерять существенную часть страхового возмещения.В любом случае, никогда не передавайте  никому, кроме сотрудников МВД и официального представителя Вашей страховой компании, номер своего полиса. Мошенники могут использовать информацию по автомобилю для оформления несуществующих ДТП, где Вы будете признаны виновником. Как минимум, для Вас это станет причиной существенного роста стоимости ОСАГО в будущем.
- На ситуацию со страховым мошенничеством в 2020 году влияли разнонаправленные факторы. С одной стороны, в период действия ограничительных мер автомобили простаивали, количество ДТП значительно снизилось, соответственно активность злоумышленников в моторном страховании на некоторое время также уменьшилась. С другой стороны, пандемия дала дополнительный импульс для дальнейшей цифровизации страхования, что предоставило недобросовестным гражданам новые возможности для противоправной деятельности. Однако убежден, что наработанная за последние годы экспертиза нашей компании в области борьбы с мошенничеством в страховании, а также общие усилия профессионального сообщества, государства и правоохранительных органов позволят нам справиться с проблемой, какие бы новые формы она не приобретала», – комментирует заместитель генерального директора по защите активов компании «Ингосстрах» Александр Гуляев.

Популярным методом залезть в кошелек к гражданам является попытка заставить человека оплачивать несуществующие долги за услуги ЖКХ. В период пандемии люди больше находятся дома – и расходуют больше воды и электричества. Многие знают, что коммунальщики традиционно в конце календарного года проводят перерасчет. В группе риска – люди, которые платят за квартиру нерегулярно и неаккуратно.
Таким гражданам мошенники отправляют сообщение якобы от лица управляющей компании и сообщают о долге. Обычно сумма находится в пределах 10 000 – 20 000 рублей. Сообщение содержит ссылку, по которой надо перейти для проведения транзакции. Если клиент не реагирует на сообщения, ему звонят по телефону и, выяснив способ оплаты и реквизиты карты, по которой проходил платеж, предлагают совершить «тестовую транзакцию для проверки» и сообщить им код из направленного СМС.
  «Если клиенты вводят реквизиты своих карт по направленным фейковым ссылкам, то становятся жертвами мошенников. То же самое происходит при передаче своих данных во время телефонных звонков лжесотрудников управляющих компаний. Важно помнить, что информация о задолженности по ЖКХ всегда доступна гражданам в личном кабинете на сайте поставщиков коммунальных услуг. В крайнем случае, вы можете проверить корректность полученных сведений, перезвонив по номеру своего ТСЖ или ДУК, - заявил комментирует вице-президент ВТБ, руководитель департамента эквайринга Алексей Киричек. По его словам, несколько клиентов ВТБ еще в декабре обратились в банк с описанием подобных ситуаций.
Беспокоиться о конфиденциальности своих реквизитов в наше время  необходимо не меньше, чем о безопасности материальных ценностей.