Тридцать лет спустя. События января-февраля 1991 г

Александр Москвитин 1
24 января 1991 года газета «Комсомольская правда» вышла с шапкой «ВОТ ТЕБЕ, БАБУШКА, И ПАВЛОВ ДЕНЬ!»: во исполнение Указа Президента СССР и распоряжения Кабмина СССР в стране началась денежная реформа. Она запомнилась как «реформа Павлова» - по фамилии тогдашнего главы правительства Советского Союза.
На обмен 50- и 100-рублёвых купюр народу дали два дня. Очереди в сберкассах были неимоверными. Ещё более неимоверными были слухи: о погибших и умерших в очередях, об обмане народа и обогащении мафиози и «теневиков»…
Реформа заключалась в изъятии купюр старого и замене их купюрами нового образца. Вместо добротных суровых советских сто- и пятидесятирублёвок гражданам СССР подсунули бумажки с «весёленьким цветом». Потом заменили и другие купюры – достоинством в 25, 10, 5, 3 и 1 рубль.
На Украине уже вовсю ходили т.н. «купоны потребителя», трепавшие нервы как потребителям, так и продавцам.
Это была последняя денежная реформа в СССР. Радужных надежд авторов она не оправдала, породив финансовый хаос, усилив недоверие к власти и социализму, укрепив позиции сторонников суверенитета республик, обогатив массу жуликов и бандитов.

29 января появился Указ Президента СССР М.Горбачёва «О взаимодействии милиции и подразделений Вооружённых сил СССР при обеспечении правопорядка и борьбе с преступностью». Указ гласил: «Учитывая, что преступные посягательства на граждан, работников правоохранительных органов и военнослужащих, а также другие правонарушения приобретают всё более опасный и массовый характер … постановляю: Министерству внутренних дел СССР и Министерству обороны СССР обеспечить взаимодействие милиции с подразделениями Вооружённых Сил СССР в поддержании общественного порядка на улицах и в общественных местах, осуществлять с этой целью в городах и населённых пунктах совместное патрулирование…».
Указ Президента поддерживал и придавал законность совместному Приказу министра внутренних дел Б.Пуго и министра обороны СССР Д.Язова №493\513 от 29 декабря 1990 года «Об организации совместного патрулирования сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих Советской Армии и Военно-Морского Флота».
Указ Президента и Приказ силовых министров был более чем необходим, особенно в «горячих точках», покрывших в то время Советский Союз. Однако совместному патрулированию улиц милицией и военными воспротивились демократы. Больше всего их возмущал тот факт, что на улицах могли появиться БТРы – для усиления патрулей. Демократы грустно шутили, мол, «на наших улицах появился новый вид общественного транспорта – БТР». При этом демократы яростно ругали власть на неумение навести порядок.

В Персидском заливе продолжались боевые действия армии США и союзников против Ирака. К концу января авиация союзников совершила 25000 боевых вылетов. По сообщениям из США, в результате налётов союзников, в Ираке погибло 300 тысяч человек. Ирак обстреливает территорию Израиля и Саудовской Аравии ракетами «Скад». Американские противоракетные комплексы «Пэтриот» противостояли иракским ракетам советского производства, однако, по сообщениям военных, американцы сумели перехватить только 20% ракет. Ирак начал сбрасывать сырую нефть в воды Персидского залива. Армия США готовилась к наземной операции.

В СССР появились слухи о скором повышении цен на продовольствие в 2-3 раза. Правительство опровергало эти слухи. Премьер Павлов даже всенародно давал руку на отсечение, уверяя всех, что никакого повышения цен не будет.
Однако и без повышения цен жилось довольно «весело». Полки магазинов совсем опустели. Некоторые продукты распределялись по спискам, талонам и карточкам. В украинских городах, например, на месяц одному человеку было положено 200 грамм сливочного масла.

Президент СССР издал Указ «О мерах по обеспечению борьбы с экономическим саботажем и другими преступлениями в сфере экономики». Указ давал практически неограниченные права милиции и КГБ по отношению к работникам торговли. Однако, было «поздно пить боржоми». Никакие президентские указы или приказы силовиков не могли остановить хаос в стране. Демократы яростно возмущались из-за каждого случая применения силы (при этом обвиняя власти в неумении навести порядок); сама номенклатура увидела реальную возможность приватизировать власть и собственность. Против «номенклатурной революции» СССР оказался бессилен.

Вдова Андрея Сахарова Елена Боннэр направила в комитет по Нобелевским премиям послание, в котором говорится, что она не желает видеть в списке нобелевских лауреатов мира имя своего мужа рядом с именем Горбачёва, запятнавшего себя кровью в Прибалтике. Она просит вычеркнуть имя А.Сахарова из этого списка.

В Прибалтике, тем временем, продолжался дрейф от СССР: сторонники суверенитета республик Прибалтики, шокированные январскими событиями в Вильнюсе и Риге, апеллировали к мировому сообществу, строили баррикады на улицах городов, протестуя против «советской оккупации». В начале февраля в Литве был проведён референдум, на котором гражданам Литвы предлагалось ответить на вопрос «Вы за то, чтобы Литовское государство было независимой демократической республикой?». 90% голосовавших ответили на этот вопрос положительно. В ответ Горбачёв издал Указ о том, что «опрос не имеет юридической силы». В Литве на Указ Президента СССР ложили с прибором. В январе правительство Литвы получило телеграмму из Рейкьявика. В ней говорилось, что «альтинг (парламент Исландии) даёт указание правительству решить вопрос об установлении дипломатических отношений с Литвой в кратчайший срок». В Литве намерения исландцев восприняли весьма восторженно: «Верховный Совет Литвы приветствует этот шаг парламента Исландии…как победу политики морали в межгосударственных отношениях…». Таким образом, Исландия стала первой страной, признавшей независимость Литвы.

Министр культуры СССР Николай Губенко направил своим прибалтийским коллегам (в т.ч. министру культуры Латвии Раймонду Паулсу) письмо, в котором писал: «Страна тяжело болеет. Но нельзя исцелить болезнь посредством смерти. Перестроить огромное здание, каким является наше государство, не значит стереть с лица земли построенное прежде…».

В начале февраля Горбачёв выступил по ТВ и призвал граждан голосовать 17 марта за сохранение СССР. Страна готовилась к первому (и последнему) в своей истории референдуму: 17 марта граждане СССР должны были ответить на вопрос «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических республик как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?».
В РСФСР и УССР помимо союзного, проводились свои референдумы: жители России должны были определиться с возможным введением поста президента республики; жителям Украины предстояло решить – войдёт ли республика в состав обновлённого Союза на основе Декларации о независимости (принята 16 июля 1990 г.).

В феврале вспыхнул скандал по поводу прогноза кооператора Артёма Тарасова относительно судьбы Курильских островов. Тарасов предположил, что в ближайшее время СССР отдаст Японии 4 острова Курильской гряды (Шикотан, Итуруп, Кунашир, Хабомаи) в обмен на 200-миллиардный кредит. Президент СССР М.Горбачёв счёл эти слова оскорблением и потребовал возбудить уголовное дело против Тарасова «за оскорбление чести и достоинства Президента».
(Артём Тарасов - первый официальный миллионер в СССР. Прославился тем, что уплатил в качестве партийных взносов 1 000 000 рублей)

13 февраля было официально объявлено, что в ближайшее время произойдёт подорожание продовольствия и промтоваров в 2-3 раза. При этом повышались социальные выплаты, например, стипендию в ВУЗах подымали в два раза – до 120 рублей. Правительство заявляло, что средства, полученные за счёт подорожания продуктов и товаров, пойдут на социальную защиту населения от рыночной шоковой терапии.

Горбачёв заявил, что военная организация Варшавского Договора будет ликвидирована к апрелю. Восточная Европа встретила эти слова с ликованием.

Середина февраля отмечена дипломатической активностью СССР вокруг Ирака: по распоряжению Горбачёва в Багдад вылетел член Президентского Совета, спецпредставитель главы СССР Евгений Примаков – для переговоров с Саддамом Хусейном. Результат переговоров был назван «обнадёживающим». В Москву прибыл министр иностранных дел Ирака Тарик Азиз. Он провёл переговоры с Горбачёвым. Президент СССР предложил Саддаму Хусейну, Джорджу Бушу (президент США) и Джону Мейджору (премьер-министр Великобритании) план перемирия и окончания войны. Между тем, США и союзники уже определились с датой начала наземной операции против Ирака. Бомбардировки продолжались. 13 февраля американская ракета попала в убежище, где находились мирные жители. Погибло более 700 человек.
В феврале обострились отношения между российским руководством и союзным правительством.

Руководство России заявило, что над кабинетом Б.Ельцина (в кабинете Ивана Силаева) были обнаружены подслушивающие устройства. КГБ СССР опроверг эту информацию, назвав её «ложными измышлениями».

19 февраля Б.Ельцин дал интервью Центральному телевидению. В нём он сделал ряд заявлений. Ельцин раскритиковал политику центра – Кабмина и Президента СССР. Он заявил, что по решению парламента РСФСР цены в России подниматься не будут. Ельцин сказал, что он сам и правительство России находятся под наблюдением КГБ и КПСС, которые всеми силами стремятся скомпрометировать российское руководство. В качестве примера он привёл случай с Фильшиным (зам. Премьера России Силаева), дело которого было сфабриковано КГБ (Фильшин пытался вывезти за границу 140 миллиардов рублей и обменять их на 7 миллиардов долларов). Ельцин обвинил Горбачёва в том, что, начиная с 1987 года, Горбачёв обманывает народ. Вся политика перестройки, по словам Ельцина – это «политика обмана и грабежа народа». Он потребовал немедленной отставки Президента СССР: «Я отмежёвываюсь от позиции и политики Президента, выступаю за его немедленную отставку, передачу власти коллективному органу – Совету Федерации».

На следующий день заявление Ельцина строго осудил Верховный Совет СССР, Кабмин, советская «правая» пресса, руководство парламента России. Народные депутаты ВС СССР, выступая на сессии, заявляли следующее (в рамках плюрализма мнений):
- «Вчерашнее его выступление – настоящий призыв к гражданской войне»;
- «Ельцин произнёс то, что другие боятся сказать открыто: не позволим центру командовать республиками»;
- «Ядовитые семена раздора и разрушения брошены в души людей. Одна надежда на трезвый ум людей труда»;
- «Ельцин сказал правду, а правда глаза колет»;
- «Никто не спрашивал народы России – согласны ли они на развал СССР, на демонтаж социализма, реставрацию капитализма»…

Предыдущий обзор событий 30-летней давности - http://proza.ru/2021/01/16/1966


Продолжение следует