Размышления человека, такого, как и вы сами - 17

Эдуард Ратников
ЧАСТЬ СЕМНАДЦАТАЯ

ЧТО МНЕ ИЗВЕСТНО О САМОМ СЕБЕ ПО МОЕЙ ЛИНИИ ЖИЗНИ

Продолжение ТЕМЫ о своей личной ЖИЗНИ,  после службы в АРМИИ.

Это кадр из фильма: «Добро пожаловать, или Посторонним вход запрещён». Именно так выглядели ежедневные ЛИНЕЙКИ во всех лагерях ПИОНЕРОВ.

Этот вопрос был задан людям на улице уже в наше время в 2019 году, в день ПЯТИДЕСЯТИЛЕТНЕГО юбилея этого события.
Естественно, большинство опрашиваемых не могли на него ответить в силу ОБСТОЯТЕЛЬСТВ своего рождения. Но и те кто уже родились до этой даты 21 июля 1969 года так же не могли вспомнить этого дня в своей жизни.

Мой личный ответ на этот вопрос про Луну КОСВЕННО связан с этим фильмом, и не только по времени событий, но и по схожести окружающей меня обстановки. Фильм Элема Климова - ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ комедия, хотя на самом деле, естественно, было несколько иначе, и не столь утрировано, но в целом многое происходящее передаёт дух того времени.
Я готов ответить на такой странный вопрос о ЛУНЕ, так как я действительно очень хорошо запомнил этот день как событие МИРОВОГО масштаба, и как некий свой личный ПОСТУПОК именно в этот день.

Так вот, что можно сказать по сути задаваемого вопроса МОСКВИЧАМ при опросе в день пятидесятилетнего ЮБИЛЕЯ, а это уже  второе событие такого масштаба.
ПЕРВОЕ - полёт ГАГАРИНА, он вообще первый из самых ПЕРВЫХ.
Правда, для таких как ЛЕНЬ эти общечеловеческие великие события, наверное, сущий ПУСТЯК, она не участвовала, да и не могла полностью осознать такие события по своему мелкому возрасту. Во время первого она просто только родилась, а второе - ей шёл восьмой год отроду, а  это только переход во второй класс, и самое большое – ей грозил самый младший отряд в любом пионерском лагере.
Причём здесь лагерь?
Да вот при том, что писать я хотел о себе именно в этом далёком 1969 году, когда я был вожатым в пионерском лагере «ИСКРА». Всё там было практически как в фильме «Добро пожаловать…».
Особенно лагерная линейка утром и вечером.
А это уже совсем близко к началу повествования про то, что я делал в этот день высадки АСТРОНАВТОВ на ЛУНУ в пионерском лагере в 1969 году в июле?

Вот НАЧАЛО повествования:
Я не призываю умалять заслугу Юрия ГАГАРИНА перед человечеством, он действительно САМЫЙ первый в КОСМОСЕ человек, и без его подвига нет и не может быть всего остального в «бесконечном» будущем.
Но вот, он хотя и первый, но он не улетал от ЗЕМЛИ как от большого объекта, он не покидал планету, а вот АСТРОНАВТЫ США в лице Нила АРМСТРОНГА посетили другое космическое тело или другую планету - ЛУНУ.
Но и это величайшее событие касается всего лишь пока спутника ЗЕМЛИ, а вот полёт на МАРС - это ещё один предстоящий этап покорения космоса.
МАРС – это уже совсем самостоятельная планета звезды по имени СОЛНЦЕ, и это совершенно новый этап достижений человеческой космонавтики –БУДУЩЕГО, которое как-то затянулось.

Так вот, в этом 21-ом году скоро можно будет вспомнить уже пятьдесят вторую годовщину полёта на ЛУНУ, и опять можно задать вопрос.
А ЧТО ВЫ ДЕЛАЛИ в день первого шага Нила АРМСТРОНГА по ЛУНЕ?
И тут я подумал: я так много уже написал всяких воспоминаний, а вот такое воистину выдающееся из свой жизни не описал.

Это был совершенно рядовой день размеренной лагерной жизни. Во всех отрядах проходили заранее расписанные мероприятия детского отдыха. Очень схожая обстановка уже в упомянутом мною фильме.
Я - вожатый третьего отряда, а всего отрядов семь или восемь, по среднему понятию это  небольшой лагерь от МОСПРОЕКТА, и это дети архитекторов и инженеров-проектантов домов в городе МОСКВЕ. Дети как дети, и естественно разные. У меня в отряде вообще очень странная ситуация.
В прошлом сезоне я был вожатым во втором отряде, и все мои дети (а они практически каждый год одни и те же, только взрослеют на год), вот они и оказались теперь в первом отряде, а я их прошлый вожатый в ТРЕТЬЕМ. Вроде ничего особенного, но вот им это не понравилось, и половина первого отряда записалась ко мне в третий. Получилось пол отряда старшеклассники, а половина - шестой - пятый класс. Кстати, ЛЕНЬ в это время 8 лет, и она могла быть только в самом младшем отряде номер семь или восемь в зависимости от величины лагеря в целом.

Удивительно, но начальник лагеря пошёл на эту авантюру. Старшие дети самые трудные, и идти против них не стоит, и он принял очень умное решение: хотят, пусть идут.
Правда, их пугали, что они будут жить по расписанию младшего отряда, но они оказались упорные. Конечно, жили они как хотели, даже получилось - соревноваться в играх стало интересней, они выступали на равных с первым отрядом.
Кстати, дети третьего отряда в этом возрасте очень разные в физическом плане. Был в отряде парень, его все ребята называли БОЦМАНОМ, он был крупным парнем, но очень добродушным как человек, все мои пионеры действительно очень хорошо относились ко мне, и не смотря на мои поблажки в дисциплине они не садились ко мне на голову, они действительно слушались и могли сделать то, что не хотели, но ради меня.
Однажды я договорился, что ко мне приедут друзья с палаткой и всем таким для туризма, естественно, с ИРИШКОЙ человек пять. Лагерь, как положено, обнесён дощатым забором, в котором тьма дырок, как там в фильме, а корпус третьего отряда прямо с забором рядом и лесом за ним.

Пример конечно, как всегда о нарушениях с моей стороны.
Вот перед их приездом я говорю БОЦМАНУ, мол, должны приехать мои друзья, ты посмотри, где там дырка получше. Проходит некоторое время, слышим: - ТРАХ!!! – БАХ!!! И опять ТРАХ!!! – БАХ!!! Выбегаю из корпуса, вижу -БОЦМАН ещё замахивается на доски в заборе.
Кричу: - Стой, что ты делаешь?
 - Как что, дырку по вашей просьбе.
- Я же просил посмотреть, где есть и проверить можно ли пройти. А ты вот какую дыру проделал.
А он так невозмутимо: - Так они же с рюкзаками и палаткой за спиной.
Говорю: - Рюкзаки же можно снять.
- А!!! - говорит ОН, - а Я думал так удобней будет.
Конечно, сломать забор - это просто удовольствие для него, но сделать так, чтобы моим друзьям было удобно – это, я думаю, от чистого сердца ПОРЫВ.

Теперь, в тот день 21 июля высадки астронавтов на ЛУНУ, я по расписанию был дежурным по лагерю, это когда ты как бы главный после начальника и старшей пионервожатой. И главная твоя задача - ты проводишь утреннюю и вечернюю линейки по лагерю. Опять же смотрите фильм, там всё это заснято ХОРОШО.
О том, что уже несколько дней астронавты летят к ЛУНЕ, в СССР никто не знал, нас решили не волновать, авось пронесёт, и американцы не долетят, а тогда можно оторваться на всю катушку.
Но это моё личное предположение, может, всё было наоборот, НАС просто хотели посильней обрадовать. «МЫ ЖЕ союз нерушимый республик СВОБОДНЫХ, и их победа в покорении ЛУНЫ – это и наша радость. Так нас учили с детского сада и особенно школы».
Одним словом, в день успешной посадки на ЛУНУ, когда весь мир просто ЛИКОВАЛ и следил за каждым шагом астронавтов по телевидению, наши люди пребывали в полном неведении ВООБЩЕ.
Когда же всё свершилось успешно в этот исторический день, пришлось и нам написать в газете «ИЗВЕСТИЯ» буквально три строчки: «СЕГОДНЯ ЧЕЛОВЕК ВЫСАДИЛСЯ НА ЛУНУ».
Вот что-то так, только самым мелким шрифтом. А так как я был дежурным, я должен был просмотреть свежие газеты, вот я такое случайно и вычитал.
Естественно, я обалдел и совершенно не знал, как поступить с такой информацией. Узнал я это во время тихого часа. Лагерь спит, а я дежурный, в самый раз читать газеты.  Поразмыслив решил: на вечерней линейке об этом событии надо объявить ВСЕМ. Решил - это хорошо сказано, я уже тогда понимал – главное, ни с кем не советоваться, чтобы никто не знал.
Как я и предполагал, ни одна душа не то что  в лагере, а и во всей стране об этом событии не слышала и не знала, всё шло своим обыденным чередом.
Прошёл полдник, а там и ужин пролетел.
И вот время вечерней линейки. Все отряды построены, все вожатые поочередно сдают рапорт мне как главному по ЛАГЕРЮ о проделанной работе в отрядах, я поднимаюсь на трибуну, сдаю рапорт старшей пионервожатой, а она начальнику ЛАГЕРЯ.
Наступает момент истины, надо ГОВОРИТЬ, пока флаг не спустили. Подхожу к перилам трибуны и обращаюсь к лагерю.
Приблизительно так:
 «Друзья!
Сегодня исторический день для всего ЧЕЛОВЕЧЕСТВА!
Сегодня американский астронавт Нил АРМСТРОНГ впервые вступил на поверхность ЛУНЫ!»
Человек на ЛУНЕ! УРА!!!
Я не ожидал, но весь лагерь, буквально все отряды закричали «УРА»!!!
Я показал им газету и эту микроскопическую заметку, но их интересовал сам ФАКТ высадки независимо от величины заметки в газете.

Конечно, тогда у меня не было видеокамеры, и я не мог, как при краже ЛЕНЬ, всё ВАМ показать посекундно, но я счастлив и даже ГОРД, что в моей жизни был такой случай.
А мои бывшие пионеры, уже взрослые, и даже старше чем ЛЕНЬ, однажды, не так давно приезжали к нам в гости, и я с ЛЕНЬЮ (несусветной) некоторое время с ними активно общался, и даже у нас на даче они побывали. Вспоминали многое, и этот случай с высадкой на ЛУНУ также вспоминали.
Вот эти наши взрослые встречи у меня, конечно, есть в записи теперь уже посекундно.

Многие рассказывают свои истории, но у меня почти всегда политический подтекст, наверное не всем это нравится, но что делать, если у нас такая странная страна. В мире шесть миллиардов жителей и большинство так ли, сяк ли, но вместе по многим вопросам, а вот нас – всего 150 миллионов, сороковая часть или 2,5% ото всех жителей ПЛАНЕТЫ, и мы постоянно одни и сами по себе. Мне кажется, это совсем не заслуга, а наоборот ОТЧУЖДЕНИЕ нас от других. Как ни странно, но многим это нравится.

Вот и тогда, в 1969 году, весь МИР ликовал, смотрел это событие первого шага человека по ЛУНЕ, причём в прямом эфире, а мы - две строчки в газете.
Кстати, когда был полет ГАГАРИНА, они точно также ликовали во всём МИРЕ и радовались всем миром.
Вот меня это обстоятельство трогает и коробит, а большинству у нас по барабану.
А ведь это практически во всём ТАК, в том-то и БЕДА.

Вот недавно смотрю фильм про АВСТРИЮ, и там масса примеров и действительно странных ограничений, я бы сказал раздражающих НАС по своей въедливости в некую излишнюю ДЕМОКРАТИЮ, как по отношению к себе, так и к другим.
Ну, например, если ты открыл дверь ДАМЕ, то ты нарушил РАВНОПРАВИЕ, унизив её своим преимуществом в своей силе. И вообще там просто МАССА ограничений того, что делать НЕЛЬЗЯ. Вот у нас действительно АНАРХИЯ по сравнению с ними.
Но удивительно другое, многие, кого я спросил, не поняли не только  АВСТРИЙЦЕВ, да и многих других в разных странах МИРА, где такие же порядки.
Оказывается, столь опасные работы ПОЖАРНЫХ, ГОРНЫХ СПАСАТЕЛЕЙ и многих других ПРОФЕССИЙ там  выполняют ДОБРОВОЛЬНО просто по зову души обычные граждане страны. Причём ОНИ делают это за свои деньги, покупают спец. одежду и в своё личное ВРЕМЯ этим занимаются. (Практически все, кого я спросил, сказали, что это неправильно, такого не должно быть).
Вот тут я и понял, что мы действительно ДРУГИЕ, и нам трудно с такими как они ЖИТЬ вместе.

И  вот жизнь подстроила мне такой ПОВОРОТ, что похлеще МАКАРЕВИЧСКОГО.
Однажды после моего очередного возвращения из пионерского лагеря совершенно неожиданно для меня ИРА вдруг говорит: - «Я ухожу жить к родителям». А так как делить у нас тогда было совсем нечего, то она просто взяла свои несколько вещей, встала и ушла. Я даже не успел задать ей вопроса – ПОЧЕМУ?
Опомнившись через час или два, одеваюсь и еду к ней домой. По дороге, и особенно у двери квартиры её родителей, я постоянно проигрывал в голове, что я ей должен сказать. И вот я нажимаю на звонок, и дверь открывает Мария Николаевна - её мама, я стою на площадке и говорю: что вот ИРА взяла вещи и уехала, а я даже не знаю, в чём дело, я хотел бы узнать, что это значит. А она мне совершенно невозмутимо и очень спокойно, а главное, с полной уверенностью в правильности сказанного говорит: - Мол, ИРА не хочет со мной разговаривать, а главное, с полным ощущением, что и она с ней согласна.
Я настолько оторопел от такого совершенно сухого и НЕПРЕРЕКАЕМОГО ответа, что повернулся и пошёл как побитый по ступенькам вниз, совершенно ОШАРАШЕННЫЙ. Я даже не помню, как вернулся к нашему дому, где бабушка так УМНО добыла для нас комнату, именно для нас, а не для меня одного.
Помню, домой я не пошёл, а продолжал ходить возле дома, и у меня было такое чувство обиды, которое НЕВОЗМОЖНО передать словами. Я уже писал, что это какая-то СМЕСЬ обиды и некоего ЩЕМЯЩЕГО наслаждения от этой ОБИДЫ. Вот в такие минуты совершают различные глупые поступки. У меня же наоборот совсем не было желания совершать хоть что-то, я тупо ходил вокруг дома и мне чем-то нравилось это состояние, но более всего я не мог понять, почему её мать не на моей стороне?
Что же такое она могла сказать дома, что была столь странная ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ реакция ко мне. И вот это  главное и удивительное настолько занимало меня, что сам момент ухода ИРЫ вдруг сместился на второй план.

На первый план вышла Мария Николаевна, которую я так много лет знал, как человека очень хорошего по отношению ко мне, я считал её идеальной тёщей, ни единого замечания или упрёка в мою сторону за все семь лет нашего общения не было. Сам я не возникал ни в чём, да и причин не было.
И вот она даже не спросила меня, в чём дело и что произошло. Меня просто терзало НЕПОНИМАНИЕ, что такое могла сказать ИРА дома, чтобы они были столь уверены в её правоте.
О том, что ИРА ушла просто к другому, мне даже не приходило в голову, это уже потом стало для меня понятно, да и то «Как СНЕГ на ГОЛОВУ».
Вот поэтому я ещё надеялся, мол, одумается, мало ли что бывает. Но реакция мамы для меня была совершенно непонятной, и я бы сказал, вполне ОБИДНОЙ. Уж ей-то я действительно не мог совершенно ничего сделать просто гипотетически.

Впоследствии ИРА действительно очень быстро развелась со мной даже без всякого суда и моего участия, и также быстро обручилась с ЮРОЙ. Который хоть и не так давно, но стал другом в нашей школьной компании. Удивительно и другое, я так больше ни разу и не разговаривал ни с её мамой, ни с отцом, и вообще ни с кем.
Детей у нас не было, не говорить же о чайном сервизе, который подарили нам на свадьбу, и который до сих пор стоит на полке у нас с ЛЕНОЙ в шкафу, вот он прямо передо мной СЕЙЧАС, серенький в полосочку.

Я продолжал работать в МНИИТЭПе , а это был относительно новый проектный институт в системе ГЛАВАПУ. Возглавлял его инженер Леонид ДЮБЕК, а я работал в мастерской ОСТЕРМАНА Натана Абрамовича, и это был ведущий архитектор в МОСКВЕ, и он работал вместе со своей женой И. Петрушевской, которая была ему подстать, столь же талантлива. Я попал на тот период работы, когда проектировали «КАРАКАТИЦУ», а это внегласное название Дома БЫТА, который возводился в ДЕСЯТОМ экспериментальном квартале НОВЫХ ЧЕРЁМУШЕК.
Этот квартал даже может существует сегодня, хотя бы потому, что там были сплошные экспериментальные дома пятиэтажек и девятиэтажек, они все в единичном экземпляре, и там даже был дом, который строился так: сначала - ВЕРХНИЙ ЭТАЖ, и так до ПЕРВОГО. Это была пятиэтажка, этажи подтягивались к крыше, которую сделали первой и подтянули вверх.
Был там дом, собранный на заводе целыми секциями типа кубиков, которые просто сложили друг на друга на стройплощадке.

Вот там же и стояла эта знаменитая «КАРАКАТИЦА», она очень долго строилась. Два больших крыла по 16 этажей и большой подиум с инфраструктурой. Всё это постоянно переделывалось и являлось неким повторением МЕЧТЫ, которая уже была осуществлена ещё в двадцатые годы в районе СОКОЛА. Там был построен Дом БЫТА в своём первом варианте, и вот ОСТЕРМАН решил возродить эту идею. Задачу он поставил почти ПРОВАЛЬНУЮ, инициатива происходила от НАРОДА, как говорится снизу, энтузиазм был не партийно  БРЕЖНЕВСКИЙ, а людей, готовых добровольно жить в таких предлагаемых УСЛОВИЯХ. Эти люди ещё до строительства Дома БЫТА были объеденены в КОММУНУ энтузиастов, они на добровольном начале участвовали в стройке с возможностью получения права проживать в этой КОММУНЕ, но как у нас часто бывает, после смерти ОСТЕРМАНА вся эта инициатива постепенно была погублена, и в конце концов дом просто передали МГУ для диссертантов, а потом и просто для студентов в виде общежития.

Если о себе, то я бывал на этой эпохальной стройке как на экскурсии, просто там для показухи был в полной готовности сделан весь набор будущих квартир, вот я ездил, фотографировал на слайды и для себя и для работы одновременно, в стране начался БУМ снимать слайды, сначала на «ОРВО КОЛОР», а потом и на «ОРВО ХРОМ», на новую немецкую ГДРовскую плёнку в цвете, и это фантастика.

Квартиры очень специфические, совершенно аскетичные, в основном только СПАТЬ, всё остальное общее и очень МНОГООБРАЗНОЕ, буквально всё: - Театры, кинотеатры, бассейны, масса общих помещений для отдыха, кафе, рестораны, столовые, хозяйственных помещений тьма. Одним словом, пол дома - это ОБЩИЙ БЫТ на высоком уровне и, естественно, только для тех, кто хочет так жить.
Так вот, одно это, что кто-то чего-то ХОЧЕТ наводило УЖАС вверху. Сегодня они этого захотели, а завтра другого, так и развалят всё ГОСУДАРСТВО.






ПРОДОЛЖЕНИЕ – 18          http://proza.ru/2021/02/07/1530