Театр начинается не с вешалки...

Наташа Уварова
Пандемические ограничения как способ уничтожить культуру

Всё начиналось как в стихотворении Барто: «Когда мне было восемь лет, мы пошли смотреть балет». Дело было под новый год, и это был «Щелкунчик». Подробности постановки из памяти стерлись, зато я прекрасно помню, как возмутило маму то, что многие проходили в зал в уличной обуви и даже в шапках.
- А в наше время в театре переобувались, и вообще готовились к посещению театра заранее, как к светскому рауту – одевались в лучшие наряды, делали прически, надевали украшения.
Так у меня и отложилось - встречаться с искусством надо в соответствующем виде. Мама до последнего брала в театр сменную обувь. Так была приучена.
А теперь нас от этого всеми силами отучают. Спасибо возведенным в ранг закона рекомендациям роспотребнадзора для театров и концертных залов.

Недаром говорят, что театр начинается с вешалки. Так было до недавнего времени. Сейчас вешалки упразднили – зрителям предлагается быстро пройти в зрительный зал в верхней одежде. А в зале, заполненном на треть, уныло - люди рассажены с учетом дистанции, на лицах маски, на соседних креслах верхняя одежда. Какой уж тут храм культуры?!
А театр теперь начинается с измерения температуры. Такова она, новая реальность.
До высокого ли тут искусства? И выживет ли массовая культура как таковая, если эти ограничения и запреты продлятся еще год-другой?
Не думаю, что эти ограничения напрочь уничтожат культуру или переведут её окончательно в онлайн-пространство. Театралы и меломаны со стажем, любители культурного досуга в истинном его значении, истосковавшиеся по живому общению с любимым жанром, вернутся в зрительные залы, музеи и библиотеки.

Но как быть с юным поколением? Представьте, ребенка первый раз в жизни ведут в театр, он ожидает праздника, таинства со всеми этими номерками, программками, прогулками по фойе, разглядыванием других зрителей, буфетом в антракте… А вдруг получится подарить цветы понравившемуся актеру? Увы, вместо сказки его ждут какие-то казарменные условия: в зал быстро и не раздеваясь, а еще риск и вовсе туда не попасть- так как согласно правилам на входе в зал зрителям измеряют температуру.
Лицо надо закрыть маской и отнюдь не карнавальной.
Кое-где еще и перчатки требуют и тоже не кокетливые шелковые или сетчатые, а брр.. нитриловые.
Многие любят в перерыве перекусить в буфете, традиция советская, из дефицитных времен, почему-то театральные эклеры и пирожки до сих пор кажутся вкуснее магазинных. Теперь и этого нет.

Культура – это не абстрактные театр, музыка, танец, кино. Это еще и способ общения с тем или иным видом искусства. Это набор определенных правил и кодов.
Да, я хочу на оперной или драматической постановке сидеть в красивом платье, а не в шубе, открыто улыбаться и грустить, а не зажимать рот синей влажной тряпочкой.
На рок-концерте я хочу отрываться, прыгать, подпевать и делать «козу», а не стоять чинно, боясь подойти к соседу. В музее я хочу задерживаться у экспонатов и картин столько, сколько мне нужно, и не скользить мимо, соблюдая дистанцию.
Увы, нельзя. Скажите спасибо, что некоторые учреждения культуры вообще открыли. А за несоблюдения правил могут теперь снова закрыть и оштрафовать. 

И все же – ради чего эти ограничения? Ради нашего с вами здоровья? Безопасности? Мол, здесь, в театральных и концертных залах, а вовсе не в переполненных маршрутках и торговых центрах, обитает коварный вирус? Или все-таки ограничения направлены на другое – окончательно сбыдлить народ, запретить думать и испытывать эмоции. Запретить общаться и делиться мнениями? А там, глядишь, и запретить быть людьми?