5. 8 Крушение гигантов - Коршуновский ГОК, УралАЗ,

Евгений Семёнович Ржевский
21.10.98

На мой стол легло обращение в правительство Первого заместителя министра обороны. Он просил Маслюкова немедленно приостановить исполнение решений комиссии ВЧК по УралАЗу - отменить внешнее управление. Это был удар Чубайса – Фёдорова – Кириенко по российской оборонке. Решать, как отбивать его, довелось и мне. С подробностями дела меня проинформировал А. Николаев из аппарата правительства.

22.10.98

Губернатор Кемеровской области Аман Тулеев обратился к Примакову с просьбой защитить Коршуновский ГОК от банкротства для спасения гиганта сибирской промышленности ЗМСК. Ранее в Госдуме депутат Тулеев был другом Маслюкова по КПРФ. Став губернатором, он вышел из КПРФ в целях демонстрации политической независимости. По всем таким причинам я, со всем уважением к Тулееву, поторопился придумывать действия Маслюкова по его письму.

23.10.98

Посетил Минфин, департамент иностранных кредитов и внешнего долга (Смирнов А.В., Толстиков А.А.), и департамент международных финансовых организаций (Князев).
Минфин России был для меня загадкой! Когда-то, во времена СССР, я мог бы просто-запросто стать его чиновником. В те времена я был в стае ”демократов”, общался с Потёмкиным из ЦБ РФ, планировал создать земельный банк.

Посещая Минфин, я следовал своему плану – выяснить детали завершающегося проекта МБРР по автобусам, найти его слабые места и пробить дорогу для иного кредита – но не на закупку, а на отечественное производство. Я свято верил, что Маслюков, защитник промышленности, поддержит меня. Скажу сразу – мой план не удался и поддержки Маслюкова я не получил. Кредит МБРР был продлён, хотя уже и после отставки правительства Примакова-Маслюкова.

Почему так случилось?  Да потому что слишком много лиц, имеющих административную силу, было заинтересовано в этом проекте МБРР. Деньги кредита растекались по регионам в виде даровых государственных субсидий, по карманам чиновников, кошелькам их доверенных лиц. Кроме того, партия власти, как обычно, не вникая в суть дела, просто-напросто торпедировала инициативы “красных”, в т. ч. Маслюкова. Он это хорошо понимал и старался не тратить сил понапрасну. Лишь в делах оборонки он был твёрд.

Через много лет Маслюков признался мне, что жалеет о неудаче с автобусным проектом! Это случилось незадолго до его ухода из жизни. И действительно ему было о чём жалеть - я не могу назвать какой-либо масштабный промышленный государственный проект, подобный моему автобусному, который Маслюков мог бы считать своим детищем. 

24.10.98

День за днём, вникая в дела, решаемые Маслюковым, я по ходу дела лихорадочно продвигал автобусный проект. Я понимал, что время работает против нас и нужно успеть.

Весь день я провёл в Минтрансе, пытаясь найти поддержку проекту. Я посетил департаменты экономики, городского общественного транспорта, связи, пообщался с Луговцом по вопросам его морского проекта.

Мой коллега Николай Гуськов (кстати, бывший работник МВС СССР) подготовил обращение в Минэкономики от своего бывшего подопечного АО “Лицензинторг”, нашего кандидата на роль компании, управляющей проектом. Следуя правилам, установленным приказами Минэкономики, Лицензинторг представил автобусный проект от своего имени как инициативный. В состав прилагаемых к проекту документов вошли изготовленный мною бизнес-план проекта, концепция, краткое ТЭО, протокол предприятий-участников и прочие требуемые для такого случая документы.

Инициатива Лицензинторга была легальной и вполне оправданной, так как основой проекта была крупная закупка иностранных лицензий и ноу-хау на производство современных автобусов. А в этих вопросах специалисты Лицензинторга были мастерами.