5. 7 Новокузнецк. Юрга. Юкас. Лукойл - танкеры

Евгений Семёнович Ржевский
16.10.98

С утра переговорил по телефону с Виктором Голубевым, быв. И.О. руководителя ФСДН, в дальнейшем главой Российского союза независимых экспертов и антикризисных управляющих. Я спрашивал его, почему так много жалоб на ФСДН и арбитражных управляющих. Голубев был осторожен в ответах, мялся, мялся, но правды не сказал. А правда была в том, как я понял через некоторое время, что ФСДН – криминальная государственная структура, а арбитражные управляющие – его мытари (исполнители воли).

К Примакову поступил запрос депутата Госдумы В. Медикова с просьбой защитить Новокузнецкий металлургический комбинат (НМК) от произвола ФСДН, подавшего иск о банкротстве.

По запросу Медикова я изготовил и оформил резолюцию Маслюкова: “Минэкономики и ФСДН вместе с админ Кемеровской рассмотреть запрос и дать предложения в правительство”.

Решение вопроса по НМК откладывалось на неопределённое время. Наши усилия удержали комбинат от банкротства ещё несколько лет. Но после нас его судьбу решали иные лица, и он был включён в имущественную империю региональных олигархов.

В этот же день я оформил новое поручение Маслюкова по остановке реорганизации ОАО “Юргинский машзавод” до предоставления соответствующего проекта и его оценки в Минэкономики.

Юргинский   машзавод, гордость Кузбасса и угольной промышленности, был славен тем, что в 1942-м освоил выпуск танковым пушек. Позже освоил выпуск подземных комбайнов для шахт, маслопрессов, кранов, погрузочных экскаваторов и автоприцепов. Это был завод полного технологического цикла.

Ранее Маслюков 29.09.98, с подачи руководителя департамента промышленности аппарата правительства Михайлова, второпях и не вникая в суть дела, соглашался с реорганизацией завода. Мне предстояла длительная работа по контролю исполнения решения Маслюкова.

17.10.98

Гендиректор “Оптотроники” просит Маслюкова приостановить банкротство объединения Геофизика. Маслюков поручает мне и Агееву (зам. рук. Аппарата правительства) разобраться с вопросом.

Губернатор Волгоградской области Максюта просит Маслюкова остановить действия ФСДН в деле банкротства Волжского трубного завода. Банкротство мешает препятствует заводу войти в состав Каспийского трубопроводного консорциума и приобрести новых заказчиков продукции в прикаспийских странах.

Из аппарата правительства (исп. Скляров А.А.) поступило согласование моего проекта письма от Маслюкова к Примакову о необходимости изменения государственной политики в сфере банкротств предприятий.

19.10.98

Пришло сообщение по делу о банкротстве ЗАО “Роспан Интернешнл” об отстранении директора общества от должности.

Депутаты Госдумы Венгеровский и Весёлкин, фракция ЛДПР, жалуются Маслюкову на, якобы, произвол ФСДН в деле о банкротстве Ачинского глинозёмного комбината. Там было назначено внешнее управление. Между московскими (Альфа групп) и сибирскими алюминиевыми королями разгорелась борьба за должность управляющего и возможность присвоить собственность комбината.

Общался по телефону с депутатом Госдумы В. Машинским по вопросам банкротства Ангарского НХК. Консультировался с быв. сотрудником аппарата правительства А.  Барташевым на тему “кто есть кто”. Встречался с Аваляном (управление ФСДН по Московской области) и обсуждал ситуацию в ФСДН.

Как и обещал Ходорковский, мне позвонил главный экономист ЮКАСа Антонова Галина Михайловна. Договорились о встрече. Позже она предоставила мне подробные данные по экономике добычи в ЮКАСе. Данные были удивительными - фонд простаивающих малодебитных скважин был непомерно велик. Это грозило погубить используемые ЮКАСом нефтяные месторождения как когда-то советский Самотлор. Но Ходорковский, передавая мне данные об экономике нефтедобычи, на самом деле (как я догадывался) надеялся на иное – убедить Маслюкова, что ЮКАС нуждается во вливания новых нефтяных активов за счёт Роснефти.
 
Подобная ситуация, как и в ЮКАС, имела место и в НК Лукойл. Недаром его президент Вагит Алекперов неоднократно встречался с Маслюковым. Но для поддержки своей компании Вагит выбрал иной путь – развитие танкерного флота ледового класса чтобы таскать нефть из Западной Сибири Северным морским путём.

Бизнес-план проекта строительства танкеров мне был предоставлен сотрудником Лукойла Новосельцевым. Проект был интересен мне в связи с планами морского министра Луговца создать в России второй морской реестр (офшор для судостроителей). Но принятие федерального закона на эту тему затягивалось и Лукойл затеял строительство танкеров в иностранных оффшорах за счёт иностранных банковских кредитов. Наверное, здесь не обошлось без взяток и потому старания Новосельцева закончилось уголовным делом против него, инициатором которого стал Алекперов.

Из анализа данных по ЮКАСу и Лукойлу я понял, что у нефтянки есть два пути развития – ускоренная разведка и освоение новых месторождений или повышение дебета простаивающих скважин.

Передо мной встала задача разработка идеи о стратегии развития нефтяного комплекса. Идея казалась очевидной - на разведку новых месторождений денег ни в госбюджете, ни у нефтяников не имелось. Точно так же думал и Юдин, нефтяник из Минэкономики, а также Борис Светлов, советник президента компании Роснефть. 

Уверенности в разумности моей идеи добавил соратник Маслюкова Юрий Мацак, быв. его зам в комиссии ВПК СССР, мой давний старший друг по бизнесу. Мацак активно предлагал методы увеличения дебета скважин путём разрыва пластов глубинными взрывами.

Все эти задачи мне показались увлекательными, и я принялся разрабатывать концепцию проекта создания новой государственной компании в надежде, что с одобрения Маслюкова удастся его осуществить. Но жизнь не дала нам времени заняться его продвижением – впереди маячила отставка правительства Примакова.