5. 6 Ходорковский просит недра. Пневмостроймашина

Евгений Семёнович Ржевский
13.10.98

В 09-40 утра в приёмной Маслюкова я увидел Ходорковского. Его я узнал сразу. Ещё бы. Успешная бизнес-карьера Ходорковского в первой половине 90-х казалась мне, предпринимателю тех лет, легендарным примером. Акции банка группы Менатеп, которой он руководил в те годы, были такой-же финансовой пирамидой, как и МММ господина Мавроди. Но Ходорковский умудрился элегантно, без скандалов выкрутиться из долговой ямы путём искусного банкротства банка, предварительно выведя из него свою долю капитала. Так рождалась компания ЮКАС.

Я представился Ходорковскому, продемонстрировав искреннее уважение. В его беседе с Маслюковым я, поначалу, не участвовал, но в её конце Маслюков пригласил меня и поручил изучить ситуацию с ЮКАСом. И когда мы с Ходорковским вышли от Маслюкова, то легко договорились о том, что главный экономист ЮКАСа предоставит мне необходимые материалы для изучения. О содержании беседы Ходорковского с Маслюковым я догадался – ссылаясь на ухудшение состояния компании ЮКАС он просил Маслюкова отдать ему нефтяные запасы госкомпаний.

Так началась моя интереснейшая работа по вопросам государственной стратегии развития нефтянки. Вскоре (через пару дней) она сомкнулась с моими хлопотами по развитию морского торгового флота, в частности с изучением проекта строительства нефтеналивных танкеров ледового класса, затеянным в нефтяной компании Лукойл, и разработкой проекта закона о российском втором морском реестре, обеспечивающим условия для финансирования строительства иностранными банками.

Сегодня, через много лет, вспоминая все эти обстоятельства я особо отчётливо понимаю. Если бы не отставка правительства Примакова, я мог бы стать крупным деятелем в сфере промышленности, прилично зарабатывать. Но… не судьба.

Днём я изготовил проекты резолюции Маслюкова по двум делам о преднамеренном банкротстве.  Кипрская фирма "Helveco Metals" просила Маслюкова защитить инвестиции в Волгоградский “Вторчермет” ввиду его преднамеренного банкротства. Биков (ФСДН) и Ковалёв (Госналоглужба) ответили на предыдущее поручение Маслюкова (от ~25.09.98) по банкротству АООТ “Пневмостроймашина”.
Биков сообщал, что иск о банкротстве был подан в арбитражный суд Госналогслужбой с нарушением нормы постановления правительства о коллегиальности федеральных служб при подготовке исков по банкротству. Ковалёв сообщал, что Госналогслужба не возражает отложить банкротство Пневмостроймашины.
Всё это, конечно же не означало, что банкротство уже прекращено. Кто-то должен был заявить об этом непосредственно в арбитражном суде.               

Вечером, вместе с другом и бывшим моряком Николаем Гуськовым, я уже сидел в самолёте и вскоре прибыл в Санкт-Петербург на Первый всероссийский морской форум! Через день состоялся банкет в Грандотеле. Маститые капитаны чокались бокалами с водкой, закусывали морскими блюдами и славили торговый флот России. Луговец улыбался. Я держался в сторонке и таял от счастья быть участником триумфа.