Часть вторая. Шла подготовка к смотру

Александр Бочаров 3
 
ШЛА ПОДГОТОВКА К СМОТРУ
(Из книги «Под сенью Ясной Поляны)

Воспоминания  бывшего художественного руководителя Дома культуры  Бориса Адольфивича Печурчика,  работавшего  на Косой Горе в 1961-75 годах

Часть вторая

Разумеется такая работа не могла пропасть даром. Смотр самодеятельности завода состоялся весной 1963 года. По цехам завода были розданы пригласительные билеты. Смотр самодеятельности в Доме культуры проходил более недели. Была и соответствующая этому событию реклама, с сообщением когда и какой цех будет выступать.  Все участники, безусловно, волновались.
И вот день начала смотра, его открытия, настал. Весь посёлок был празднично настроен. Да ведь это и не удивительно – весь завод принимал участие в смотре! В одной только заводской самодеятельности принимало участие более 600 человек, да ещё самодеятельность самого Дома культуры. Именно с неё и начался смотр. Что творилось в этот вечер около ДОМА КУЛЬТУРЫ! Представить сегодня просто невозможно! Ведь каждому хотелось попасть внутрь него, но всех желающих вместить было просто невозможно. Народ ломился в двери. Для наведения порядка была вызвана заводская народная дружина, которой руководил тогда начальник отдела кадров Дмитрий Фёдорович Сальников. Но разве одна дружина могла справиться с такой огромной толпой, которая во что бы ни стало хотела прорваться в зрительный зал? Тут было впору и конную милицию вызывать!
Зрительный зал был набит людьми до отказа, люди стояли в проходах и перед сценой сидели даже на полу. Полностью были забиты и балконы. Но когда открылся занавес, а на сцене началось действо, то в зале царила полнейшая тишина. Люди ловили каждое слово, звучащее со сцены, А как же иначе? Ведь на сцене заводские работники, а в зале их товарищи по труду! Вот тут-то случилось настоящее чудо: выступление каждого цеха обычно начиналось с хоровых коллективов. И в нём принимал участие почти весь цех. И эта массовость приобретала полное единение в песне. И эти песни подчиняли себе весь зал. А затем было совсем чудесное и неожиданное: со сцены звучали удивительно красивые голоса солистов, чтецов, виртуозное выступление музыкантов, танцоров. Представьте только, как  никому  неизвестный,  новоявленный артист, благодаря своему сценическому обаянию и скрытому таланту, вдруг становится любимцем публики! Сразу же после концерта на другой день его имя становится известным всему посёлку.
Цех фитингов по числу работников был самым крупным. Так вот, рядовым участником хора был сам начальник цеха Василий Иванович Хромов. Этот смотр ещё раз наглядно показал, что «искусство принадлежит народу». Но этот смотр проявил ещё одну сторону жизни завода и посёлка.  Тот же начальник цеха фитингов в беседе со мной сказал: « Вы знаете, Борис Адольфович раньше, до смотра, я на своих рабочих смотрел так: просто стоит человек у своего станка, работает на своём рабочем месте, ну и всё! Когда же я увидел своих рабочих на сцене, то я стал я смотреть по другому. В каждом я стал видеть личность! Как много у нас в цехе, оказывается, талантливых людей, ярких, самобытных, интересных!»
Вот что значит пробудить в народе творческую инициативу, пробудить в нём тягу к творчеству! В газете нет, конечно, возможности описать в красках как проходили смотры заводских и поселковых  талантов. Нет у человека таких способностей! Но в памяти это навсегда! Жаль что не снято на киноплёнку. Одним словом, такие смотры в Доме культуры и на заводе стали традиционными и проводились ежегодно. Кружки художественной самодеятельности во Дворце стали наполняться стремительно. Особенно выросли кружки: хоровой, танцевальный, народных инструментов и прочие. Драматический коллектив взялся теперь за большие полотна. С большим количеством участников  им был поставлен спектакль по пьесе Б. Лавренёва «Разлом». В котором приняли участие около 60-ти человек.
И это были в основном рабочие, служащие завода. Учащиеся средних школ посёлка, студенты и так далее, словом – косогорцы! Именно этот спектакль принял участие в областном смотре художественной самодеятельности. И он был отмечен, как замечательный, в областной главной газете «Коммунар». И там были отмечены и самодеятельные актёры  этого спектакля. Рабочий доменного цеха В. М. Матвеев. Пенсионер А.Ф.Шигин. Сотрудница заводоуправления А.П.Сизова, Учащаяся средней школы А. Матросова. Работница  отдела главного механика О. Кондратова, Рабочий железнодорожного цеха А. Митюгин.  Рабочий цементного цеха С. Терехов. Работник железнодорожного цеха Н. Чернышов,  Рабочий цеха фитингов  Г. Орлов, Рабочий котельно-монтажного цеха Г.И. Ведмеденко. Пенсионер Г.Т. Чухонцев. Рабочий механического цеха Липенцов и многие другие.
История спектакля «Разлом» довольно интересна. В 1967 году, в один из осенних вечеров, где-то около празднования 7 ноября, косогорцы увидели странную картину: на площади около Дома культуры пылал большой костёр. В тёмное осеннее небо взвивались искры, а вокруг костра сидели матросы с винтовками в руках. С патронными лентами через плечо крест накрест.  Потом выяснилось, что эти «матросы» -- участники спектакля «Разлом», актёры самодеятельного театра. Они не только грелись у костра, но и проверяли у входящих в Дом культуры пригласительные билеты на спектакль. А проверив, накалывали билеты на штыки. И только тогда, пропускали  в зрительский зал.  А потом, перед самым началом спектакля, строем отправились через зал на сцену, где вот-вот должно было начаться само действо и раздвинуться занавес.
Этот спектакль, зрители того действа, вспоминают, я уверен, и сегодня. Вот таким образом, благодаря смотрам цеховой и поселковой самодеятельности, оживилась не только работа в Доме культуры, но и вся культурная жизнь на Косой Горе.
Окончание следует.
Б.Печурчик.
1994.