Вот такая она, смородина

Светлана Компаниец
    Ярким теплым  днем  бабьего лета я сидела   на  нагретой солнцем скамье  и  рисовала  «природу».  Так  называла  я  свои  рисунки,  когда  спрашивали:

-  Что ты  рисуешь?

  « Природа»  включала (непременно!) голубую  ленту реки вдоль  всего  альбомного  листа, - немного  наискосок, -  зеленые пологие берега,  густой,  темно-зеленый, еловый  лес на  одном из них (елочки  я  рисовала  с  острыми  верхушками  и  длинными,  полукругом  вниз,  ветвями, густо усыпанными  зелеными  иголками). На  опушке  леса  непременно  был  домик  с  красной  крышей,  двумя  окнами и  приоткрытой  дверью  или  белая  хатка  под соломенной стрихой  и  тоже  с  двумя  окнами  и  такой  же  дверью.  На  крыше  неизменно  торчала  красная  кирпичная  труба  и  из  нее  поднимался  голубой  дымок. И над  всем  этим  в  ярко-голубом  небе  сияло  желтое  солнце  и  плыли  белые, как комки  ваты, обрамленные  синим  карандашом, облака…

   Рисовала  я  всегда  с  удовольствием,  а  особенно  сегодня:  накануне,  в  день  моего  рождения,  соседка  и  подруга мамы, (они  подружились  еще  в  поезде,  возвращаясь  из  эвакуации), «генеральша»  тетя  Таня,  подарила  мне  большую (трофейную!)  коробку  цветных  карандашей! Их здесь  было  двадцать  четыре!  Всех  цветов и  разных  оттенков, - немыслимое  богатство!  Муж  тети  Тани  был  в  нашем  военкомате  главным  –  военкомом.  Генералом  он  не  был,  но  все  в  нашем  дворе  звали  тетю  Таню генеральшей, наверное, за  ее  особую  стать:  была  она женщиной крупной, с мужскими, твердыми, чертами  лица,  громким  голосом  и  с  постоянной  папиросой  во  рту. Муж  ее,  добрейшей души  человек,  маленького  роста,  с  лысой  головой  и  пышными  седыми  усами,  прошел  всю  войну, от  первого  и  до  последнего  дня,   - начинал  с  простых  пушек,  а  заканчивал  уже  на  «катюшах», в  Германии. Вернулся победителем в наш  городок,  к  семье, с   двумя  чемоданами  подарков  (трофеев!) и семиструнной  гитарой  в  чехле,   и  был  назначен  военкомом  в  наш  районный комиссариат. Много  позже,  в  день  моего  тринадцатилетия,  гитара  стала  моей:  мне  ее  подарил  Володя,  сын  военкома и  тети  Тани,  и  даже научил  брать аккорды и подбирать  мелодии.  Потом  эта  гитара  была  неразлучна  со  мной в студенчестве и уехала в  Сибирь,  куда  я  получила  направление  на  работу… И  еще  один  из  «трофеев»  оказался  счастливым  для  меня:  когда  я  закончила  школу  (с  Золотой  медалью!),  тетя  Таня  подарила  мне  белое  платье  из  нежнейшего  маркизета,  вышитое  большими  голубыми  васильками  по  подолу,  рукавам  и  вокруг  шеи,  и  стянутое в  талии  затейливым   узором  из  тонкой  голубой   резинки.  В  этом  платье  я,  после  собеседования, без  экзаменов!  поступила  в  один  из  престижнейших  вузов  Одессы!

   Но  все это  было  потом…  А  сейчас  я  сидела  в  нашем  саду, рисовала  и  все  чаще  посматривала  в  сторону  сада  соседнего. Сада!  Это  было  громко  сказано.  Дело  в  том,  что  когда-то  весь большой  сад (действительно – сад!),  принадлежал  одной  хозяйке.   

   Бабушка  звала  ее  баба Лызя, хотя все  в  нашем  дворе  знали  ее,  как  Елизавету Сергеевну.  Хотя  и  вправду,  ей больше подходило - баба Лызя.  Ходила  она  всегда  в  старых,  рваных обносках, - казалось, что их просто  беспорядочно  набросали  на  ее маленькое, сгорбленное  и усохшее  тело  и теперь  они  грязным  шлейфом  волокутся  по  земле  за  ногами   в  серых  вязаных  носках,  обутыми  в  новые,  сверкающие  калоши.  И  носки, и  калоши  подарила ей  бабушка.  Носки  бабушка  в  большом  количестве  вязала  из  всякого  подручного  материала  для  всей  нашей  родни,  а  калоши  отдал  нам  дядя  Вася, - они  достались  ему  по  ордеру, но  не пришлись впору  никому  из  его семейства и  со словами:  « Может,  вам  пригодятся »,  он  вручил  их  бабушке.  Пригодились…  Не  выдержала  моя  Констанция  Валерьяновна,  наблюдая в  кухонное  окно,  как  Елизавета  Сергеевна  чавкает  своими  огромными  дырявыми  чунями  по  осенней слякоти, -   решительно  пересекла  поросший  уже  потемневшим  к  зиме  шпоришом  двор  и  поставила  на  бортик  ажурной  деревянной  оградки,  что  опоясывала  террасу  дома бабы  Лызи,  новые  калоши  с  вложенными  в  них  серыми  толстыми  носками.

- Надень,  не  чавкай! – глухо буркнула в сторону копошащейся здесь  же  соседки.

   Это  была  первая послевоенная осень, ранняя осень победного тысяча  девятьсот  сорок  пятого  года.  Мне  было  шесть  лет…

   Из  скупых  рассказов  родственников,  из  обрывков  разговоров  я знала,  что  бабушка и Елизавета Сергеевна были знакомы с молодых  лет,  еще  дореволюционных.  Бабушка,  тогда  еще  молодая  и  красивая,  жила  с  мужем,  детьми,  кухаркой  и  няней  в  большом  доме  на  соседней  улице (мама  показывала мне этот  дом).  Дом  принадлежал  местной  власти  и  дед (с  семейством)  занимал   его,  как  почтенный  государственный  служащий. Елизавета Сергеевна,  овдовевшая  помещица,  оставив  свое  поместье  на  попечение  управляющего,  почти  все  свое  время  проводила  в  нашем  городке, где  у нее  были  два  дома.  В  одном,  выложенном  из  красного  кирпича,  с широкой  деревянной  террасой  вдоль  всей  стены  со  стороны  двора,  жила  она  с больным  сыном,  в  другом,  тоже  большом,  но   глинобитном, с  выходом  в  тот  же  двор, помещалась  прислуга  (в  нем  теперь  жили  мы,  то  есть -  бабушка,  мама,  я  и  брат  Левка, - и  еще три   семьи).

   Кирпичный дом бабы Лызи был теперь разделен на  две  части:   меньшую,  что  включала  две  комнаты  и  просторную  залу,  оставили  бабе  Лызе .  Сама  она, с  сыном  Борисом,  занимала  залу,  до  отказа  заполненную  всякой  рухлядью, а  две  комнаты,  что  имели  отдельный  вход,  сдавала  квартирантам.  В то  время  там  жила  молодая  женщина  с  дочерью,  моей  ровесницей  и подружкой, - Аллой,  Алкой.  Вторую  часть  дома,  большую,  забрал  в  свою  собственность  коммунхоз  (как и дом,  в  котором  жили  мы),  и  теперь  ее  занимала  семья  военкома,  с  тетей  Таней,  их  сыном  Володей  и  дочерью  Людмилой. 

   А  сад…  Настоящий  сад!  Большой  и   ухоженный  (бабушка  рассказывала,  что  там  раньше  даже  стояла  белая  ажурная  беседка  и  тихо  журчал  маленький  фонтанчик  в  виде  полураспустившегося  тюльпана), -  теперь  был  разделен  на  маленькие  полоски – садики  по числу  всех семейств нашего двора. Нам  досталась  крайняя полоска  шириной  метров восемь  и  длиной   около тридцати. Но даже  и  на  этом  клочке  земли  было  много  чего,  что  служило  большим  подспорьем  нашему  семейству, (а к нему  примыкала и  мамина  сестра  тетя  Нила  с  дочерью  Галькой!).  Здесь  росла  высоченная  груша,  старая раскидистая  яблоня,  два  вишневых  деревца,  кусты  малины  и, что доставляло нам, детям, особую  радость, -  три  больших  куста  сливы-скороспелки, - «дрислявки».  Ягоды  на этих кустах  поспевали  рано  и  сразу  все, - и  их  надо  было  быстро  оборвать  и  съесть!  На  компоты  и  варенье  они  не  годились.  Чуть переспелая  ягода  при  самом
нежном  прикосновении лопалась  и  на  руки,  одежду  и  в  лицо  летели  брызги  сладкой  липкой  мякоти,  за  что  и  получила  слива у  нас  свое  название – «дрислявка».    Сад  выручал   нас, дворовую  детвору: когда  желудки  наши  пели  голодные  песни, а  домашние  «закрома»  были  пустыми… Многое  даже не  успевало  дозреть…

   И  сейчас,  в  этот  теплый  погожий  день  ранней  осени,  был,  как  поется  в песне, « …убран  сад  и  пуст…».  Я  общипала  последние  ягоды  паслена,  уже  пожухлого,  заботливо  оставленного  бабушкой для  меня на убранной  картофельной  грядке,  и  все  чаще  посматривала  на  полоску  садика  бабы  Лызи.  Она  была  за  полоской  тети  Павлины,  что  жила  у  нас  за  стенкой  с  заколоченной  дверью.  У  бабы  Лызи  еще  висели, - уже  перезрелые,  чуть подсохшие, -  белые  и  красные  ягоды  на  кустах  смородины.  В  нашем саду  смородины  не  было… Обычно  я  не  обращала  внимания  на  соседский  сад,  как  бы  хватало  своего.  А  тут…  Казалось,  ягоды  светятся  на  солнце!  Да, к тому  же,  я  еще  вообще  не  пробовала смородиновых ягод! Надо знать, что это было голодное  послевоенное  лето,  когда  фашисты   оставили  пустыми  почти  все  сады  города, - они   были  вырублены  «на  дрова».  Сад  бабы  Лызи  остался  нетронутым,  так  как  в  ее  доме  при  немцах  заправляла  ее  бывшая  экономка,  немка,  которая  и  бежала  вместе  с  ними, - это  было  мне  известно  из  разговоров  взрослых  (в нашей кухне  у  окна  остался  стоять  ее  огромнейший  сундук,  что служил нам  столом,  гардеробом и кладовкой!).

   Я  уже  не  рисовала…  Я  уже  видела только  эти  грозди ягод, -таких  ярких,  таких  нежных,  и,  наверное,  таких  вкусных!  Но  они  были  в  чужом  саду,  у  соседей!  Я  не  была  паинькой,  я  была  девочкой  нашего  двора!  И  так  же,  как  и  все, бегала  с  компанией  поздними  летними  вечерами  «трясты  яблука»  у  Довгалихи  или  Марчучки. Хотя, по-правде, не умела  карабкаться  по  деревьям  и   перелезать  через  заборы, - я  была трусихой  и обычно стояла  «на  шухере».  Но  воровать  у  соседей!

   Одно  дело  «трясты  яблука»  у  Довгалихи  через  четыре  дома  или  «красты»  (воровать – укр.)  груши  у  Марчучки  на  другой  улице (хотя  на  нашей груше  они  были  крупнее  и  слаще!),- и  совсем  другое - у бабы Лызи!  Но  преодолеть  искушение  я  уже  не  могла… 

   Осторожно  переступая  через  кусты  неубранного  картофеля  на  полоске  тети  Павлины,  я,  пригнувшись,  пробралась  к  заветным кустам. Вот  они,  незнакомые  мне  ягоды!  Чуть  привялые,  мягкие  и  теплые  на  ощупь…
   
   Присев,  я  быстро  стала  обрывать  их  целыми  гроздьями  и  уже  набрала  в  обе руки,  как  вдруг, ( краем  глаза!)  увидела:  по  дорожке  своего  садика,  шаркая  по  притоптанной   траве,  придерживая  у  шеи  темными   крючковатыми  пальцами  старую  пуховую  шаль,  (прямо ко  мне!)  идет  баба  Лызя!  Я  даже  подпрыгнула  от  неожиданности  и страха,  выпрямившись  во  весь  рост!  Резким  движением  обеих рук  бросила  ягоды  на  землю  и  пустилась  наутек,  путаясь  ногами  в  увядшей  картофельной  ботве  участка  тети  Павлины.  Залетела  с  разбегу  в   малинник  нашего  сада  и  затаилась  там…

- Светочка!  Света! – услыхала   вслед.  –  Что  же  ты  убежала?  И  смородину  рассыпала…  Я  тебе  кружечку  дам,  наберешь…  Она  уже  осыпается,  а я…

  Баба Лызя  еще  что-то  там  причитала  своим  слабым  дребезжащим  голосом, но  мои  уши  были  словно заткнуты  ватой  и  горели  адским  пламенем.   Сколько  я  просидела  в  колючих  кустах  малины, - не знаю, помню  только,что  исцарапалась  вся…  Ждала,  когда  старуха  уйдет  из  сада.  Потом  долгое    время  старалась  не  попадаться  ей  на  глаза  и  очень  боялась,  как  бы  она  ничего  не  рассказала  бабушке, - это  была бы  катастрофа!
 
  И  уже  летними вечерами, когда  ребятня  нашего  «кутка», собираясь  ватагами,  направлялась  «чистить»  сады,  я  сидела  дома, - помнила  СМОРОДИНУ  и  жгучий  стыд  перед  старой,  беспомощной  соседкой…