Самый великий русский храм

Елена Чубенко 2
         
Самый великий русский храм 
      О семье Андриевских из Красного Чикоя   я узнала  из СМИ, увидев короткий репортаж и  видеосюжет.   И меня не оставляла мечта побывать в Чикое и встретиться с этими людьми.
    
 Подвижники  бывают разные. Кто-то помогает малоимущим, кто-то дарит книги библиотеке, кто-то передает картины или другие  ценные экспонаты в   музей.   Но людей, которые решили строить храм в селе силами своей семьи, я увидела впервые.
  Татьяна  Андриевская по прежней должности агроном и парторг в колхозе. А муж Алексей - тракторист, укрощавший чикойские пашни на «К-700».  Теперь они оба пенсионеры со скромными по нынешней жизни пенсиями.
 Мы проехали длинные улицы Чикоя и соседних малых сел  и приблизились к огромной ели, за  которой  поднимается ввысь  церквушка,   украшенная двумя куполами. Третий  купол - звонница – стояла  тогда  в ограде на деревянной основе, его пока  только  монтировали.  Да чего там «монтировали».  Колдовал над  ним Алексей, которому   всё никак не удавалось    выгнуть  лист  под красивым углом.    Двор огорожен металлической оградой, с красивыми коваными воротами.  Расположен храм на…  личном подворье Андриевских.
- Как  вообще пришла в голову идея это  чудо сотворить? – удивляюсь я.
- История непростая, - помрачнев,   начинает рассказ Татьяна. - У нас  три  дочери. Но одна  умерла 20 лет назад от редкого заболевания.  И спустя время вдруг страшный диагноз у второй. Как только ни боролись, болезнь не отступает. Я была просто в отчаянии. Руки опускались,  ничего на ум не шло.  Одна только мысль в голове билась: «Как её защитить?».  И вот однажды ночью  мне   голос мне посреди ночи:  «Надо построить храм».
И утром ещё, кажется,  этот голос в ушах слышу. Первым делом  к мужу: «Мы будем строить храм».  Тот на меня с удивлением:  «Какая  церковь, храм?  Из чего? Гараж недостроенный, а  ты про церковь».   Но я ничего не слушала, будем строить и всё!
 Согласился Алексей на предложение Татьяны, а потом и место стройки пришло  в голову - на подворье  родителей жены  в соседнем селе. Пошла Татьяна за благословением к отцу Игорю, настоятелю храма. Тот сначала удивился.  А потом, посмотрев на подворье и видя настрой Татьяны, дал благословение  на строительство.   И семья принялась за дело.
 
  Татьяна в прошлом  парторг, с людьми привыкла общаться. Да и сам факт,  что она -  местная жительница, о многом говорит  людям.  Убедила деревню, что храм нужно построить, взамен разрушенного свыше 8 десятков лет назад.  Общаясь с нею, думаю:  по-моему, она убедит кого угодно  и на что угодно – улыбка открытая, глаза лучистые, жестикуляция  рук подкупает.    И не ходит, а стремительно  летает, как  на крылышках.               
И для начала все собрались на этом подворье. Разломали то,  что однозначно не нужно:  стайки,  сараи, худые изгороди, распилили старьё. Две тракторные телеги старого хлама   нагрузили, отвезли.  Алексей  взялся за новые  для него работы: был он  и плотник, и  столяр, и жестянщик-кровельщик, потому что на крышу нового храма  нужны были  купола.  Все навыки оказались по плечу.
  «Он же у меня рукастый. Вообще всю жизнь работал  трактористом, водителем, а тут настигла  необходимость и  всё смог», - рассказывает Татьяна, а  в глазах плещется такая любовь  к супругу,  что даже неудобно рядом стоять в этих волнах нежности и обожания.    Мужчина, который понял её, не счел блажью слова о храме, а встал рядом и начал творить. 
   Подходим к высокому крылечку. По бокам перил – витые столбы, красивые, будто отполированные.
 -  Крылечко делали, и так  охота было именно  резные столбики для перил. Станка специального  нет. Муж  мне говорит:  расчерчу, ты ворочай бревно,  а я буду выпиливать. Я  бревно поворачиваю, а  он бензопилой  резьбу ведёт, - говорит Татьяна.
  И  столбики получились загляденье, - радуемся мы уже вместе. Оглаживаю ладошками теплые  янтарные бока столбиков и представляю,  как она ворочала эти столбики  под жужжащим полотном бензопилы.
    
 Волнуясь, вхожу вслед за Татьяной  в храм.  Ощущения странные.  Православные храмы, как правило, большие,  просторные, державные, внушающие какую-то робость.   А здесь – как будто в деревенский  дом входишь,  от чего душу наполняет  домашним же теплом, уютом.  Иконы, иконостас, стулья, покрытые мягкими самовязаными кругами на сиденьях.
       К основному,  «стариковскому» срубу  дома пришлось делать прируб, для  размещения там  алтаря. «Сделали прируб, хотели обшить ГВЛ.  А батюшка говорит,  лучше бы деревом. Прислушались -  рейкой обшили.   Начали отделку. Станок у порога стоит, муж эту рейку обрежет, я несу, он прикручивает. Потом попросила, чтобы  показал, как на станке управляться. Встала сама. Сделаю, принесу, он её к месту прибивает, всё быстрей дело пошло, - продолжает Татьяна.   
   Крышу над алтарём крыли всем селом, снова «помочь» собирали. Потолки приводили в порядок,  а тоже одному неудобно и держать и прикручивать – я на «подай, принеси» снова стояла. Говорит:  «Бери шуруповёрт».  А я как-то этот инструмент побаивалась.  Оказывается,  его просто нужно сильно прижимать к поверхности. В  общем, и шуруповёртом научилась. Доходов особо нет  - две пенсии.  Одна безоговорочно на строительство,  на вторую живём.  Не до наёмных бригад и работников. А людей на субботники  каждый раз тоже не станешь звать. Деньгами-то  помогают помаленьку  добрые люди- родственники, знакомые,  а,  порой, и незнакомые хорошие люди».
    
 Первый молебен был с простой иконкой на картоночке. «А потом начались чудеса,  хошь верь, хошь нет, -  удивляется  она случившемуся.  – У нас тут ведь у каждой иконы своя судьба.    Первая появившаяся здесь  икона  стояла в доме родителей моего отца.  Родственница моя говорит,  мол,  есть у меня дедова  икона.  И тут же везёт на велосипеде.  Икона-то приличных, оказывается,  размеров.    Ещё одна стояла у моих родных.   Я им привезла в обмен современную икону, так как они не молятся,  настоящая старинная  икона у неё в кладовке лежала. А  на ней Илья пророк и его ученик Елисей. Ей  столько годов! – восхищаясь,  прикасается ладонью к памятной иконе. 
-  А  вот еще.  Это  икона Воскресенья Господнего. Она состоит как бы из крошечных иконок  на одном полотне – разные  этапы пути Господа. Но и тоже стояла  она у  наших знакомых, и её   хозяйка говорит: «Мне ж сказали:  «Никому не отдавай». А она плачет! Я её протру, а она опять влажная,  в потоках.  Думаю,  к вам просится».   Приехали мы и забрали её для иконостаса.
    Отцу Игорю, (настоятель храма святых  апостолов Петра  и Павла  и благочинный Петровск - Забайкальского округа) - Е.Ч.)   нравится  тут,  говорит,   воздух  какой-то особый, напоенный  благодатью.    На первый молебен пришло 36 человек, а на литургию 56, практически всё  взрослое население.
 В большие церковные праздники и того больше.  Храм маленький. Каждое слово слышно,   акустика мощная. А уж как у нас песнопения звучат!»

  Назвали наш Храм Введение в Храм пресвятой Богородицы.   У каждой появившейся  иконы своя  судьба.
     Вот икона   святого Матфея, - показывает она  мне на золоченый  образ. -  Дед  один наш  ходил  за коровами в поле, что то пнул. Лень нагибаться  даже было.  А потом все-таки вернулся,  может, говорит, что  дельное. Поднял,   а это икона.  Фон образа  истоптан копытами до доски, прямо со следами копыт,  а сама фигура  святого  и его лик не тронуты. Понимаешь,  абсолютно не тронуты!
  С благословения батюшки икону подреставрировали, покрыли позолотой сбитую  с фона краску,  а сам лик святого и фигура Матфея  даже не нуждались в реставрации. Ничо ему не сделалось!  Разве это не чудо?- по-детски удивляется Татьяна.
 -   А  вот икона  - ею мою бабушку благославили на брак. В 1924 году  замуж выходила,   ей её дали. И образ в этом доме,  в этом месте 40 лет провисела. Мы её сюда с братьями и вернули.   
А эту  икону-  апостола  Филиппа,  тоже женщина наша принесла. Мамкина,  мол,  икона. Но пригодится ли, ничего почти на доске не видно, даже не знаем, кто там.  А  у нас  были монахи  как раз в гостях,  говорят  - это апостол Филипп. И   чудо в том,   что её принесли именно  в день Рождественского или  Филиппова поста. Плохо видима, но батюшка  сказал,  пока не будем реставрировать.   
  В алтарь   нам с тобой нельзя заходить, а  там тоже иконы.   Вот тебе история одной из них: 85 лет люди прятали один из образов.  В самые страшные годы, чтобы избежать  конфискации и гонений за укрывательство иконы, хозяева сделали из неё крышку на  ларь  с мукой,  ручку  с изнанки  приделали.  Во время обысков  в 1937 году, говорят, отрицали,  что есть иконы,  и никому в голову не пришло перевернуть крышку. И вот с появлением   у нас храма звонит  правнучка   хозяйки  образа.  Икона,  мол,  расколотая, потому что прадед выкинул её   в окно  при обысках, чтобы не увидели,  она и раскололась. А потом уже сделал с неё имитацию крышки.   В общем,  принесли нам две эти половинки, Лёшечка  мой её скрутил  аккуратно. Батюшка зашел, а икона  стоит -  такая большая, красивая!    Батюшка сделал земной поклон пред образом Спасителя и сказал, эта икона должна быть именно  в алтаре. С тех пор она у нас там. 
   А ещё батюшка подарил нам резную икону.  Тоже целая история.  У нас царские врата делал барохоевский    мужик,  ранее судимый,  между прочим. Но руки золотые. Сделал их резными, красивыми, глаз не оторвать. Батюшка, посмотрев на его творение,  подарил нам  образ Сергия Радонежского, вырезанного из дерева,  мол,  к вашим вратам очень подходит по оформлению».
   
-  Это наш первый  светильник, - ведет она меня дальше, по периметру   -   Насыпали песка в чашу, а  внучка украсила красивыми камушками. Стояли в нём свечи, теперь уже такие, какие  во всех храмах.  А этот оставили на память,  чтобы помнить, с чего всё начиналось.
-   Вот в этом углу  храмовая икона  - Введение в  Храм пресвятой Богородицы.   На дьяконских  воротах Лаврентий и Степан, первомученики, за Христа пострадали,  - попутно вводит меня в курс дела. (И поражает меня,  что об иконах  она рассказывает  как о фотографиях в домашнем альбоме – без пафоса, просто, как о самых близких людях, что с детства в сердце  у каждого, - Е.Ч.).   
  На стенах  -  тексты  тропарей  на дощечках. Думаю, что для таких, как я, которые толком не знают, что сказать в храме, куда  подойти, где поклониться.  Тут один тропарь Екатерине,  Святой великомученице.
- Каждый раз читаем  тропарь,  чтобы доча моя выздоровела.
  А по царским  вратам вот такая    история.   Мастер-рукодельник, после того, как  врата делал,  получил сообщение из Улан-Удэ, что с сыном старшим трагедия. А с  семьёй он отношения  к тому времени уже давно порвал.   Мне же, кстати,  и позвонили из Улан-Удэ, чтобы  я его известила. Собрали ему селом помощь финасовую, поехал хоронить.  Маленько погодя звонит: «Что делать-то мне?  Младший на меня повис в дверях: «Папка приехал. Мы теперь вместе будем?»  Что делать-то мне?  Оставаться?».Говорю, ты  уж меня не спрашивай. Как уж тебе сердце велит,  как совесть подскажет. Вот такая история. Может, и впрямь Господь вразумил, через врата эти. 
  А в селе  Большаково  я показала с диска, по благословению  батюшки   фильм «Варлаам». Там даже экрана нет - собрала по всему  району и экран,  и аппаратуру.  Кино посмотрели  старушки, плачут,  и про наш храм расспрашивают.  И одна говорит: «Я тут  подумала -  мы  с Томкой пойдем по дворам. Поможем вам маленько». 
Потом приезжают, представляешь, 8600 рублей  собрали на храм, на колокольню,   сказали. Маленько погодя  опять приехала бабушка. Сосчитала  тут когда- то по молчанке все стульчики, на которые присаживаются пожилые, и в очередной приезд привозит на все стулья вязанные круги, даже на маленький. У меня до  сих пор комок  в горле – сколько же  в них доброты, в наших людях, отзывчивости. Из копеечных пенсий выделили нам на стройку! А эти круги! Ведь углядели все стулья и даже самый маленький.
 
    - Тут будет  сад, пока только клумбы. Надо всё облагораживать, - продолжает Татьяна  экскурсию уже по подворью. В храм люди приходят, конечно же,  помолиться, но ещё они идут пообщаться друг с другом. Живём мы теперь каждый своей семьей и друг с другом встречаемся редко. Но вот приходит воскресенье,  и мы спешим в церковь, где после молитвы хочется ещё побеседовать, но где? Батюшка Игорь благословил нас на строительство трапезной. Хотя и других дел ещё очень много, но мы решили строить. Воду нынче добыли.  До чо она вкусная, пил бы и пил.
 В трапезной все стены из кедра. Один предприниматель    говорит, что уже помогает с храмом в  Жиндо, а то бы и нам  помог. Потом обратилась к другому, наш земляк тоже, И.Ф.  Хохряков.    Не отказал, дай ему Господи здоровья! Привез нам 60 кедровых стволов. Бревна оцилиндровал Александр  Алешин, привёз Сергей Конторин,  разгрузил Сидоров Сергей. Когда установились погожие дни, работа закипела. Пришли на помощь местные жители: Михаил Быков, Олег  Ведерников, Дмитрий и Артём Куприяновы, Иван  Андреевский,  Владимир Селин, Иван Филатов. 
 Собрали трапезную за 4 дня, печку сложили и люди на праздник собрались.  Дух кедровый     у нас теперь. После престольных праздников собираемся все здесь, чай пьем,  разговоры  свои ведём. Сорок человек спокойно садятся.  Тут пока  Алексеевы инструменты.  Тогда  купол со звонницей ещё стоял на земле, сейчас установлен. А на стене фотогазета - очень показательный рассказ о том, как из старой избёнки рождался храм.  (Е.Ч.)
 -За тот года  была газета с достижениями,   а нынче с производительностью   у нас как  заклинило.  Купола сделали сами,  а красил наш помощник  целых  два месяца. Я уж потом взмолилась: «Сынок, но помоги ты».  А он мастер по окраске машин. Доделал, 10 дней назад получили.  С установкой  купола тоже  были сложности. Алексей   уезжал в Краснодар, гостил там долго.
  Вот какое-то  стремление  было  бежать сюда  каждый день. Помолимся утром с Лёшей: «Господи, помоги нам сёднишный  день». И бежим туда. Когда сделали  звонницу, мне так охота было ударить утром в колокола, чтоб люди услышали звон. Это ж радость какая на душе.
  Как  в старину, хочу, чтобы  бросили люди свои дела и шли в церковь. Дома-то у нас у всех уже всё есть. Старики ж в основном. О душе надо подумать, когда,  как не сейчас? У  нас  в районе 11 приходов,  и один из них наш...
 А сейчас внучок  Сёмушка  родился,  мы маленько  нынче  скорость  со стройкой  убавили. Значит,  Богу так угодно, чтобы передых у нас был.
Колокольный звон -  это молитва  к богу
       Прихожанка Вера Ивановна Быкова, что показывала  мне храм уже после установления  третьего купола (кстати,  установили его в день Успения Пресвятой Богородицы, 28 августа)еще раз провела меня по храму, снова рассказывая об истории икон. И снова  на меня смотрели лучистые глаза, а лицо рассказчицы освещает нежная, как осеннее солнышко,  улыбка.  То ли место это волшебное такое, то ли  Благодать Божия  осеняет это место: но не хочется никуда уходить, спешить не хочется.   
    Мы посидели за разговорами в трапезной,  и я с удовольствием вдыхала дух кедра,  которым напоено это помещение.  Глядели в окно - на Храм и вместе удивлялись силе духа семьи Андриевских, которых не сломали тяготы.  Ни одной секунды  им не приходила в голову мысль заливать горе водкой – часто так бывает.  Мало того, подвижническим своим трудом заразили всю округу, не в одиночку ведь всё  свершилось.      
А я позже еду и думаю: не только чудо, что нашлись все эти иконы. А  всё остальное тоже удивительно.  За три года от картонной иконочки  до престола Божия и первой литургии в декабре 2017 года? Молились в первый раз  56 человек,  причастились 28. И обряды Крещения,  и исповеди - любые службы проходят в храме. Люди, и дети в том числе,   стали знать молитвы.
    Настоящие колокола 190 тысяч  рублей стоят, а таких денег  пока нет.  Но плывёт над деревней колокольный звон. Самый что ни на есть настоящий. 
Может,  музыкальное ухо  где и увидит  неточность,  но то, что от ударов  в самодельные колокола из обрезанных в разную длину кислородных баллонов по всему селу раздаётся самый что ни на есть церковный звон - сомнения нету.
Потому что сладко замирает сердце от этих звуков,  и от этой картины - синих   кислородных колоколов на фоне синего чикойского неба, голубых  куполов  на крыше храма…  Настоящего храма. Самого высокого, пожалуй,  на земле...  Потому что построен  людьми  с высокой душой и по промыслу Божьему ...
 Елена Чубенко