Моцарт. А надо ли ждать чудес чужими руками?

Алла Чурлина
Нет, это не Алексей Навальный, хотя удивительно похож. Это портрет человека, который реконструирован по предполагаемому черепу В.А. Моцарта, являющемся собственностью Фонда Моцартеум в Зальцбурге. С черепом «расправились» в конце 2005-ого, поспешив накануне юбилея 250-летия со дня рождения композитора утихомирить новые страсти по подозрению в его отравлении и поиску виновных в ранней смерти Моцарта за 1,5 месяца до его 36-летия. Загадка черепа продолжается и вряд ли в ближайшие десятилетия будет разрешена.

Ранее до того - с 1993 года более трёх лет с черепом работал Зальцбургский специалист. Все виды анализа было разрешено провести палеонтологу и геологу профессору Готтфриду Тихому из университета Зальцбурга, кроме ДНК. Его морфологическое исследование обнаружило соответствия профильной линии современным эпохе Моцарта портретам. В 1997 году проф. Тихи провёл в зале кинотеатра DAS KINO презентацию своей книги по результатам работы «Невольное наследие Моцарта. Музыкальный гений с неизвестных точек зрения». Именно в этой книге был помещён портрет лица предполагаемого владельца черепа. Техника реконструкции по методу советского учёного-антрополога, д-ра исторических наук Михаила Герасимова предъявила миру «живой образ» того, чья музыка волнует и наполняет людей энергией уже 260 лет (если учесть, что свои первые пробы в сочинительстве Моцарт преподнёс отцу Леопольду в 4-летнем возрасте).

Ранее до того - в 1991 году в издании «Annalen» (93 том/серия А) венского Музея естествознания было опубликовано подробное исследование на 131 странице (с 9 иллюстрациями и 64 таблицами) «К идентификации черепа Моцарта», выполненное Гербертом Кричером и Йоганном Сцильвасси и группой из четырёх сотрудников. В нём прослеживается история «возникновения» черепа, берущая начало с перезахоронения останков композитора в 1801-ом году могильщиком Йозефом Ротмайером, который, якобы, передал череп гравёру Якобу Хиртлю. Какое-то время череп считался пропавшим без вести, пока он снова не появился и в 1902-ом году не попал во владение Фонда Моцартеум. Почти 90 лет он пролежал в библиотеке Моцартиана в Зальцбурге до «юбилея» 1991 года - 200 лет со дня смерти (гибели?) композитора. Вот тогда и всплыла о нём информация от шустрых журналистов; утаивать его было бессмысленно и пошли анализы: сначала в Вене, потом в Зальцбурге и, наконец, в Инсбруке. Университетский Институт патологии в Тироле заключил, что нельзя исключить принадлежность черепа Вольфгангу Моцарту. Но с эксгумированными костями из «захоронения Моцартов» на кладбище Св. Себастиана в Зальцбурге череп не имеет ничего общего. О символическом содержании этого захоронения нам известно, впрочем, как и захоронения в Вене. Цветы есть куда возложить, ну и достаточно для любопытных. Не прошло ещё значительного периода, чтобы обнародовать истинные события последних лет жизни Моцарта. Слишком близка к нам история, слишком много «высоких лиц» было заинтересовано в его назидательном уходе для размечтавшихся на крыльях свободы из Франции венских аристократов. Выводы делайте сами. Убрать оппозицию, чтобы не болтались под ногами. Моцарт попал в самую горячую политическую волну противостояния придворно-церковного ретроградства и социально-экономического прогресса. Занимался бы своей музыкой и не лез в оппозицию двору, не пришлось бы травить. Чего ради?

Вот и Навальный - занимался бы своей правовой практикой, не пришлось бы преследовать ни его, ни брата, ни соратников, ни единомышленников, ни сочувствующих. Чего ради вернулся? И подставляйте до бесконечности - Старовойтову, Щекочихина, Политковскую, Магницкого, Немцова, Хлебникова, Серебренникова, Дмитриева, - что им всем неймется? Ради чего? Не знаете?