Мартышкьё

Людмила Соловьянова
 


Дед Коля вел внука Данилку домой из детского сада:
- Дед Коля, а помнишь, что ты мне давно-давно обещал? – Данилка, забегая вперед, старался поймать взгляд деда:
- Как же я могу вспомнить, что обещал, но давно? – дед Коля ласково улыбнулся внуку,– напомни мне, беспамятному, о чем у нас был договор?
- Ты мне сказал, что как-нибудь мы сходим в зоопарк.
- Вот видишь, время похода точно не оговорено, я и забыл об обещании! – Дед Коля, пригладил непокорный вихор на макушке внука, - а зачем он тебе так срочно понадобился, зоопарк?
- Проверить кое-что нужно, - Данилка, понизил голос, - наша нянечка, Вера Степановна,
кричит на нас, когда мы расшумимся: « Цыц, вы, мартышкьё! Вас не в садике содержать нужно, а в зоопарке!», Вот я и хочу посмотреть, какое  это  «мартышкьё?»
- Значит, родню проведать хочешь? – Засмеялся дед Коля.
Данилка примолк, что-то про себя соображая, а потом выдал деду:
- Ты не похож на мартышку, я - тоже, тогда какая мы родня?
« Вот, шельмец, - мысленно восхитился внуком дед, - подрезал деда!» Вслух же произнес:
- Был такой ученый Чарльз Дарвин, это он определил, что все люди произошли от обезьян! – Вывернулся дед Коля.
- Ну, если ученый, - согласился  внук, - может быть он и произошел от обезьяны, а я – от мамы! Это точно!

Возле кассы, стояла длиннющая очередь, дед Коля достал из нагрудного кармана маленькую книжечку, и, подойдя к кассовому окну, показал ее кассирше. Очередь недовольно загудела:
- Успокойтесь, товарищи! Герои соцтруда обслуживаются вне очереди!
«Ничего себе, - удивился Данилка, - дед Коля и герой?!» Он спросил подошедшего деда:
- Дед Коля, а ты, где стал героем? На войне? С фашистами бился? В голове Данилки уже рождались планы, как он расскажет мальчишкам в детском саду про своего героического деда. Теперь нужно распросить деда Колю, как он воевал, чтобы мальчишки поверили! То, что он услышал, несколько остудило его пыл:
- Нет, Данилка, не на войне, хотя там я так же был, и награды имеются. А героя мне дали за труд, на строительстве Братской ГЭС, слышал о такой?
Данилка отрицательно покачал головой:
- Ну, ничего, еще узнаешь, мы с тобой даже съездим туда! – Видя заблестевшие глаза внука, дед Коля, добавил, - но это будет, когда подрастешь.

      Дородная контролерша, прежде чем погасить билеты, внимательно осмотрела Данилку, ощупала взглядом  его карманы, встретив удивленный взгляд деда Коли, пояснила:
- На прошлой неделе, вот, такой же пострел, как ваш, пронес на территорию зоопарка рогатку и карман камней Начал стрелять в медведей! Хорошо, что посетители вмешались, остановили безобразие! Теперь у нас  указ, проверять всех на наличие оружия массового поражения, - засмеялась контролерша, – а родителей, того хулигана оштрафовали!
У вольеров с обезьянами толпилось много посетителей. Данилка, остановился у того, где несколько представительниц обезьяньего племени, делили между собой, полученный  банан. Он с удивлением обнаружил, что у каждой обезьяны, зад был красного цвета:
- Ма- ка-ки, - по слогам прочитал он.
Подошедшая девушка, расстегнула сумочку и достала из нее приготовленный банан.  Шустрая макака,  протянула лапу, выхватила банан из рук девушки, затем, отвернулась и почесала красный зад:
- Это она вам говорит: «На-ка, выкуси!» перевел жест макаки Данилка. Дед Коля, усиленно стучал пальцем по  своему лбу, призывая внука остановиться, но Данилка продолжал просвещать, опешившую девушку:
- У нас две бабушки - соседки: баба Дора и баба Нина, так они, когда поссорятся, становятся, как эта макака, хлопают себя по заду и кричат: « На-ка, выкуси!»
Они в  одежде так делают, и я не видел красное, то место,  у них  или нет!
- Ну, еще бы, не хватало тебе и там все увидеть! -  девушка, возмущенно хмыкнув, отошла.
Дед Коля сердито отчитал внука, взял за руку и отвел к другому вольеру. У горилл, судя по всему, был санитарный день: две дородные мамаши, зажав своих чад между коленей, старательно ловили блох, поймав блоху, они прикусывали добычу зубами и искали следующую. Данилка, наблюдая за этим процессом, шепотом спросил деда:
- Дед Коля, что они  делают? У детей шерсть вырывают?
- Блох ловят! – коротко ответил дед.
- Каких блох? – удивленно спросил Данилка, - я их никогда не видел!
- Зачем они тебе? Это насекомые, маленькие, кусачие, черного цвета. Прыгуны отменные, поэтому гориллы их прикусывают, чтобы блохи не перепрыгнули дальше на других обезьян.
-Дед, Коля, а если у меня заведутся блохи, моя мама также их кусать будет?
- Зачем ей их кусать? Намажет твою  голову керосином и все: блохи -  сдохнут!
- Деда, а тебе тоже голову от блох керосином  мазали?
Дед Коля засмеялся:
- С чего ты так решил?
 - Ты вон, какой лысый!  Это от керосина у тебя волосы повылезли,  чтобы блохам негде жить было? – Данилка с сочувствием глянул на деда, потрогал свой чубчик, – я, что думаю, лучше этих блох не заводить! Пойдем, деда, отсюда, а то они еще  на нас с обезьян  перепрыгнут!
Данилка зашагал дальше, а дед Коля с минуту смотрел ему вслед, поглаживая лысину:
« Вот же, востроглазый! Два-ноль, в твою пользу, внук!»
        Вольер с мартышками встретил их относительной тишиной. Все особи занимались своими делами. Ближе всех, к посетителям сидели два мартышкиных детеныша  и равнодушно смотрели на публику. Данилка, для начала беседы, помахал им рукою: никакой реакции со стороны мартышкиных детей не последовало:
- Ты не так делаешь, - раздался рядом чей-то голос.
Данилка оглянулся, за его спиной стояла Ленка Спицына, девчонка,  из его родного садика!
Серые глаза Ленки излучали такую радость от встречи с однокашником, что не ответить ей тем же было не возможно!
- А ты, как здесь очутилась!? – Радостно приветствовал ее Данилка.
- С бабушкой, - Ленка кивнула в сторону скамейки, - вон, видишь, рядом с каким-то стариком сидит? Это моя бабушка, она была учительницей!
-Это не старик, а мой дед Коля!  Он у нас герой, у него книжечка есть, где про него все записано, - объяснил Данилка.
- Ладно, - миролюбиво произнесла Ленка, - пусть посидят! А ты, что, с мартышками здороваешься? Я видела, как ты им рукой махал?
- Нет, - возразил Данилка, - Я хотел посмотреть,  мы  похожие на мартышкьё?  А для этого нужно этих мартышек как-то расшевелить!
- Тогда, - предложила Ленка, -  давай сделаем так!
Ленка пальцами оттянула оба уха в стороны,  заправила язык за нижнюю губу, ее веснушчатый нос каким-то образом сплющился, серые глаза стали похожи на щелочки. Ленка издала горловой звук, от которого мартышкины дети вздрогнули и синхронно отодвинулись от решетки вольера.
- Здорово! - Восхитился Данилка! – научи меня так делать, - вдвоем мы им покажем, кто из нас лучшее мартышкьё!
На обучение ушло несколько минут, посетители с опаской обходили мычащую, рыкающую, кривляющуюся перед вольером  пару детей.
Дед Коля, отдыхавший на скамейке, беспокойно поднялся:
- Не стоит волноваться, - пожилая дама, сидящая с ним рядом, улыбнулась,- дети в кои веки выбрались на свободу, пусть подурачатся! Им нужно избавляться от излишков энергии, а мы, взрослые, только и делаем, что запрещаем это! Я, бабушка этой девочки, а вы, я так думаю, дедушка этого шустрого мальчугана?
Дед  Коля согласно кивнул:
- Вот видите, как быстро наши внуки нашли общий язык, взрослые так не умеют, их удерживает от сближения масса глупых условностей! Вы согласны со мной?
Дед Коля, не ожидавший такого поворота дел, сделал глотательное движение и кивнул головой:
- Меня Маргарита Павловна зовут, а вас?
- Дед Коля, то есть Николай Егорович, - смущенно поправился он.
- Вы не смущайтесь, все мы чьи-то бабушки,  дедушки, но это не должно лишать нас удовольствия иметь иные интересы, не так ли?
Дед Коля опять ограничился кивком головы.
- Я вдова, вот уже пять лет живу с дочерью и зятем, бывшая учительница, а теперь воспитываю свою единственную внучку! А вы, Николай Егорович, живете в браке?
Дед Коля почувствовал, как от волнения, под мышками выступил пот, давненько дамы такого уровня не интересовались его скромной персоной:
- Я тоже вдовец, живу с сыном и снохой, Данилка, мой единственный внук, вожу его в садик, забираю вечером, - отчитался,  дед Коля.
Данилке и Ленке надоело изображать из себя мартышек:
- Пошли дальше, - предложила Ленка и, кивнув в сторону вольера, презрительно заметила, - куда им до нас, а еще мартышками называются!
Данилка сделал движение в сторону скамейки, чтобы позвать с собой деда, но Ленка остановила его:
- Не нужно, мы, что сами к хищникам дорогу не найдем! Я в зоопарке часто с бабушкой бываю, с закрытыми глазами могу найти все, что хочу. Хочешь, проведу тебя к попугаям?
- Нет, - отказался Данилка, - давай к хищникам, там интереснее! А их, - Данилка кивнул в сторону скамейки, не возьмем с собой?
- Ты мою бабушку не знаешь, - засмеялась Ленка, -  если она к кому приклеилась, то это уже надолго! Давай возьмемся за руки, чтобы не потеряться: народу вон сколько!
Маргарита Павловна успела пересказать Николаю Егоровичу большую часть своей жизненной эпопеи, как из репродуктора раздался  голос диктора:
- Граждане,  кто потерял двоих детей: мальчика и девочку шести лет, Данила и Лену? Большая просьба, подойти к вольеру с медведями!
Дед Коля и Маргарита Павловна, одновременно, воскликнули: «Мы потеряли!»
      Около вольера, где содержались бурые медведи, они увидели, что их единственных внуков крепко держит за руки служащий зоопарка. Увидев своих спасителей, дети, рванулись из державших их рук и закричали:
- Дед Коля! Бабушка!
Маргарита Павловна, грозно надвигаясь на рабочего зоопарка, воскликнула:
- Как вы смеете, применять физическую силу против беззащитных детей? Вы что, законы нашего государства плохо знаете?
Служащий, отпустив на свободу деток, стал оправдываться:
- Смотреть за детьми нужно, граждане, мало того, что они нарушают покой хищников, так они еще нанесли вред частному лицу, - служитель кивнул в сторону старичка, мирно сидящего на скамейке.
- Что произошло? Какой вред маленькие дети могли нанести этому, на вид еще крепкому человеку? – Маргарита Павловна дрожала от возмущения, - я буду жаловаться в вашу администрацию! Я – заслуженный педагог, к моему голосу прислушаются в вышестоящих инстанциях.
Служащий, выслушав грозные заявления заслуженного педагога, устало произнес:
- Ладно, разбирайтесь тут сами!  Да, инвалиду, стоимость трости возместите!
Дед Коля подозвал Данилку:
- Давай, выкладывай, что вы натворили?
Данилка стоял перед дедом, низко опустив голову:
- Мы только хотели заставить медведя зарычать, правда, дед Коля! Но у нас ничего не было, чтобы попугать его. Тогда Лена принесла палку, мы просунули ее к медведю, а он выхватил ее и сломал на кусочки! Потом этот старик начал кричать, что мы отдали медведю на съедение его трость. Он прислонил ее к лавочке, а Лена перепутала с палкой и взяла…
В бой за справедливость вновь вступила Маргарита Павловна, обращаясь к пострадавшему, сказала:
- Мало того, что вы оставляете свое имущество без присмотра, тем создаете ситуацию, которая могла стать опасной для жизни детей, так вы еще имеете наглость требовать возмещение ущерба?  Где ваша гражданская совесть?
Старичок, потерпевший урон, услышав про гражданскую совесть, замахал руками:
- Бог с вами, ничего не нужно, это служащий предложил. Трость была памятная, дочь подарила: дочери уж нет, умерла, а теперь и трости нет! Я понимаю – дети, они не ведают еще, что творят.
Старичок с трудом поднялся, и, хромая, направился вдоль дорожки:
- Позвольте вам помочь, - окликнул его дед Коля.
- Как? – обернувшись, спросил старичок.
- Такси вам вызову, оплачу!
- Благодарствуйте, - учтиво отозвался старичок, - я сам справлюсь! Лучше потратьте силы на воспитание ваших внуков! Это зеркало, которое отражает все, что видит!
Маргарита Павловна раздраженно дернула за руку внучку:
- Когда ты научишься выбирать себе друзей, чтобы не попадать в подобные ситуации?
Она, не прощаясь, пошла к выходу, увлекая за собой Ленку.
Данилка, виновато посмотрел в глаза деда:
-Не сердись на меня, деда Коля, я не хотел, так вышло! А этого дедушку, мне жалко, правда, жалко! Ты маме не говори про то, что здесь случилось!
- Не скажу, кому хочется про такое слышать? – дед Коля отвернулся от внука, - только я, ведь,  знаю, что произошло, как мне к этому относиться?
Прости меня, дед Коля, я больше не буду тебя огорчать, ладно?
- Огорчать будешь и еще не раз, это жизнь, внук, важно другое: учись жить так, чтобы  не обижать людей! А теперь, куда мы?
- К попугаям! - Радостно воскликнул Данилка.