Встреча 13 с художником Павлом Михайловым

Владимир Варнек
Михайлов П.Н. "ЮЖНОЕ СИЯНИЕ". Между 1821 и 1824. Бумага и акварель. 29х41 см. ГИМ

Процитировав в предыдущей миниатюре несколько книг, содержащих биографические сведения о спутниках жизни художника Павла Михайлова, капитанах Беллинсгаузене и Лазареве, а также эпизоды плавания шлюпов «Восток» и «Мирный» в сторону Южного полюса и прохождения их на максимально близком расстоянии от Антарктиды, завершу свой рассказ тем, что упомяну ниже еще один, самый главный доступный источник информации о данном путешествии.

Этим источником является  Отчет самого руководителя экспедиции Ф.Ф. Беллинсгаузена, опубликованный в 1949 году, а в настоящее время выставленный в интернете. Найти его исключительно просто: достаточно в поисковике набрать два слова – Двукратные изыскания, и этот отчет будет самым первым в списке найденных документов. Ниже приведено полное название книги, а также полные списки участников экспедиции, с которыми я с интересом ознакомился. Предлагаю и читателям миниатюры сделать то же самое и найти в списках имя лейтенанта  П.Н. Михайлова.

«Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжение 1819, 20 и 21 годов,  совершенные на шлюпах «Восток» и «Мирный»  под начальство капитана  Беллинсгаузена – командира шлюпа «Восток».  Шлюпом «Мирным» начальствовал лейтенант  Лазарев.    
Государственное издательство географической литературы  Москва – 1949 г.    Второе издание.   Под редакцией, со вступительной статьей и комментариями доктора военно-морских наук  Е.Е. Шведе».    

СПИСКИ УЧАСТНИКОВ ЭКСПЕДИЦИИ
На шлюпе «Восток» состояли следующие чиновники (лица, имеющие офицерские или гражданские чины; биографические данные об офицерском составе шлюпов «Восток» и
«Мирный»  см. вводную статью.– Ред.):
 
Капитан 2-го ранга Фаддей Беллинсгаузен – начальник экспедиции и командир шлюпа «Востока»;
 
Капитан-лейтенант Иван Завадовский – служил со мной семь лет в Черном море на фрегатах «Минерве» и «Флоре»; я знал достоинства сего офицера;
Лейтенанты:
1. Иван Игнатьев – определен главным командиром Кронштадского порта вице-адмиралом Моллером к вооружению шлюпа и по желанию Моллера оставлен на шлюпе;
2. Константин Торсон и Аркадий Лесков – приняты по хорошему о них отзыву известных морских капитанов;
3. Мичман Дмитрий Демидов – по просьбе контр-адмирала Коробки;
4. Астроном Иван Симонов – экстраординарный профессор, обучавшийся в Казанском университете;
5. Живописец Павел Михайлов – академик Академии художеств;
6. Штаб-лекарь Яков Берх – избран флота генерал-штаб-доктором Лейтоном;
7. Штурман Яков Парядин;
8. Клерк офицерского чина Иван Резанов;
9. Гардемарин Роман Адамс – назначен морским министром по моей просьбе;
10. Подштурманов унтер-офицерского чина – 2;
11. Шкиперский помощник унтер-офицерского чина – 1;

квартирмейстеров – 4, флейщик –1, барабанщик –1, матросов –71, фельдшер–1, плотничный ученик 2-го класса –1, кузнец –1, плотник 2-го класса – 1, конопатчик –1, парусник –1, купор –1, артиллерии унтер-офицеров --2, бомбардир –1, канониров 1-й статьи –11, денщиков у чиновников – 4.

Итого: 117 человек.

«На шлюпе Мирный»
Лейтенанты:  Михаил Лазарев – командир шлюпа,
Николай Обернибесов,
Михаил Анненков,
Мичманы:
Иван Куприянов;
Павел Новосильский;
Штурман офицерского чина Николай Ильин; 
Медико-хирург: Николай Галкин.

Подштурман унтер-офицерского чина – 1;  Подшкипер – 1;  Боцман –1;  Квартирмейстеров –2; Матросов 2-й статьи – 44; Барабанщик– 1;  Баталер –1; Фельдшер – 1;  Плотников – 2;  Слесарь – 1; Конопатчик – 1; Парусник – 1;
Купор – 1; Морской артиллерии унтер-офицер – 1; Канониров 1-й статьи – 6; 
Итого: 72.

Процитирую помимо этого лишь еще один фрагмент из данной книги, в котором приводятся сведения из дневника экспедиции о тех трех днях, когда шлюпы «Восток» и «Мирный» прошли мимо берегов Антарктиды на самом близком расстоянии.

АНТАРКТИДА

«15 января. В 7 часов следующего утра, хотя погода не переменилась, но я не надеялся дождаться благоприятной погоды и потому опять взял курс на StW. До полудня прошли мимо трех ледяных островов; находились тогда в широте 66° 53' 42" южной, долготе 3° 3' 54" западной (15 января 1820 г. русская экспедиция впервые пересекла южный полярный круг).– Ред.). В 4 часа видели трех голубых бурных птиц.

16 января. Пасмурность со снегом, при крепком ветре от NW, продолжалась во всю ночь. В 4 часа утра увидели дымчатого альбатроса, летающего около шлюпа. В 7 часов ветер отошел к N, снег временно переставал и благотворное солнце из-за облаков изредка выглядывало.

В 9 часов утра в широте 69° 17' 26", долготе 2° 45' 46", найдено склонение компаса 8° 48' западное. Продолжая путь на юг, в полдень в широте 69° 21' 28"и долготе 2° 14' 50", мы встретили льды, которые представились нам сквозь шедший тогда снег в виде белых облаков. Ветер был от NO умеренный, при большой зыби от NW; по причине снега зрение наше не далеко простиралось; я привел в бейдевинд на SO и, пройдя сим направлением две мили, мы увидели, что сплошные льды простираются от востока через юг на запад. Путь наш вел прямо в сие ледяное поле, усеянное буграми. Ртуть в барометре, опустившись от 29,5 до 29 дюймов, предвещала еще худшую погоду; морозу было 0,5°.

Мы повернули на NWtW, в надежде, что сим направлением не встретим льдов. (В этот момент Беллинсгаузен находился в расстоянии не более 20 миль от материка Антарктиды,  в районе так называемой Земли принцессы Марты). В своем предварительном донесении из Порта-Жаксона  Беллинсгаузен писал, что 16 января он проник на юг до широты 69° 25', в долготе 2° 10' (западной).

Пасмурная погода не дала Беллинсгаузену с уверенностью утверждать, что он открыл Антарктиду.– Ред.). В продолжение последних суток видели летающих снежных и синих бурных птиц и слышали крик пингвинов.

17 января. Пасмурность и снег не переставали во всю ночь. В 2 часа следующего утра оба шлюпа поворотили на левый галс. В 6 часов мы увидели прямо пред носом ледяной остров, от которого, однако же, успели поворотить. Термометр стоял на точке замерзания; в то же время ветер начал крепчать, что и принудило нас взять по два рифа у марселей. В 8 часов шлюп «Восток», поворотив по ветру, сблизился с шлюпом «Мирный».

К полудню небо несколько прочистилось от снежных облаков и проглянуло солнце; мы успели сделать полуденное наблюдение, по которому широта места нашего оказалась 68° 51' 51" южная, долгота 3° 7' 6" западная; течение увлекло нас на NW 20°, тринадцать миль. Мы недолго наслаждались сиянием солнца, которое в сих местах так редко бывает видимо: туман и снег, непременные спутники мореплавателя в Южном Ледовитом океане, опять настали».

Приведенные строки еще раз подтверждают, насколько сложно и даже невозможно  было подойти шлюпам к берегам Антарктиды, поскольку дальнейший путь « вел прямо в сие ледяное поле, усеянное буграми, а ртуть в барометре, опустившись от 29,5 до 29 дюймов, предвещала еще худшую погоду». Поэтому сомнения в том, что был открыт новый материк, у Беллинсгаузена оставались. Но предположение о том, что за ледяным полем находится шестой материк, с учетом других наблюдений было им сделано, и гипотеза эта впоследствии подтвердилась.

Поговорим теперь в оставшейся части миниатюры  о работе художника В.П. Михалова во время путешествия, листая одновременно  страницы посвященного ему альбома. Замечу, что в альбоме представлены разные  работы художника. Одни из них являются просто набросками и зарисовками мест пребывания, животного и растительного мира с названием запечатленного объекта  и указанием точной даты выполнения  рисунка.

Другие иллюстрации представляют собой нарисованные уже в Петербурге, после возвращения экспедиции, акварельные рисунки, выполненные не с натуры, а с первичных, необработанных графических рисунков. Для таких художественно-выполненных акварелей указан лишь интервал времени их исполнения, обычно «между 1821 и 1824».

Изначальные зарисовки при этом являются теми самыми документальными свидетельствами пребывания экспедиции в том или ином месте, увиденного глазами художника. Художественные же акварели предназначались для последующего их использования при издании Атласа карт и литографий, выполненных по рисункам Михайлова.

В заключительной миниатюре о рисунках Михайлова (286 произведений) будет еще сказано, а сейчас поговорим немного об иллюстрациях, представленных  в Альбоме, изданном Русским музеем [1]. Иллюстрации эти приведены, как правило, в хронологической последовательности и читатель, просматривая их, как бы совершает путешествие в составе экспедиции Беллинсгаузена.

Самая первая иллюстрация в альбоме, относящаяся к разделу «Кругосветное плавание 1819 – 1821 годов…», имеет подпись «Вид порта Санта-Крус на острове Тенерифе. 17 сентября 1819 (бумага, акварель, графитный карандаш. 21,4х37,1)». Выполнен этот акварельный рисунок, стало быть, через 80 дней после отправления экспедиции в путь (4 июля). Каких-то предварительных набросков в альбоме нет, и поэтому воспроизведенный в Альбоме акварельный рисунок является  оригинальным произведением художника, который был выполнен им во время остановки шлюпов в порту «Санта-Краус».

Далее на страницах альбома приведены виды города Сан-Себастьян в заливе  Рио-де-Жанейро, а также самого залива и берега моря близ залива, которые были выполнены просто в 1819 году (без указания точных дат), и эти красочные акварели художник выполнял, конечно, ради удовольствия, для души.

Но очередной рисунок «Остров Южная Георгия», датированный 15 декабря 1819 г., «видом острова» уже назвать нельзя, и его следует отнести только к документальной части зарисовок, выполненных художником во время путешествия, и таких иллюстраций с точными датировками в альбоме довольно много. Так, следом за Южной Георгией  22-23 декабря 1819 г. художник зарисовал на скорую руку острова Лескова и Высокий.  Перед этим же, 17 декабря, был зарисован  еще мыс Ошибки на острове «Южная Георгия», а после этого –  остров Монтегю и группа других островов и Айсберги (до 3 января 1820 г.).

Все эти рисунки свидетельствуют, прежде всего, о том, что лето в указанных местах завершилось: на островах лежит толстый слой снега, а за бортами шлюпов появились айсберги. И все эти невзрачные, на первый взгляд, зарисовки на скорую руку, являются убедительным доказательством продвижения судов в направлении Южного полюса.

И вот, на стр. 30 Альбома, мысленно совершая вместе с экспедицией  движение в сторону Антарктиды, мы встречаем акварельный рисунок под названием  «Вид ледяных островов», выполненный художником 8 января 1820 года, находящимся в это время на борту шлюпа «Восток».  А на основе уже этого рисунка в последующие годы (между 1821 и 1824 гг.) он выполнит в «розовом доме» на Васильевском острове СПб более качественный  акварельный рисунок «Вид ледяных островов», который был воспроизведен мною в миниатюре 11.

Как отмечалось в данной миниатюре, до максимально близкого сближения с Антарктидой, берега которой из-за погодных условий  Михайлов не смог, к сожалению, изобразить на очередном рисунке, оставалось еще восемь суток. Но и после удаления от Антарктиды очередной рисунок с названием «Полярное сияние в Антарктике» художник выполнил лишь 2 марта 1820 г., спустя  47 дней после удаления от точки самого близкого сближения с материком. Рисунок этот, выполненный Михайловым одним только графитным карандашом с датой исполнения 2 марта, воспроизведен в Альбоме на стр. 32. 

Ну а рядом с ним на стр. 33 воспроизведен акварельный рисунок с названием «Южное сияние», который художник, как и предыдущий рисунок, выполнил, находясь уже на Васильевском острове, между 1821 и 1824 гг.  Именно этот рисунок приложен к настоящей миниатюре. Ну а следом за ним в Альбоме воспроизведены «летние»  произведения художника Михайлова – Виды на залив Порт-Джексон, город Сидней и др., оригиналы которых были выполнены в 1820 году. Но эти и последующие произведения П.Н. Михайлова обсуждать в настоящей миниатюре мы уже не будем. 

ПРИМЕЧАНИЯ.

1.  Русский музей представляет: Павел Михайлов / Альманах. Вып. 352. СПб. Palace Editions, 2012. Тираж 2000 экз.  Научный руководитель Евгения Петрова.  Директор Русского музея Владимир Гусев. Текст Наталии Соломатиной.   
      

Продолжение следует.  04.02.2021. 

04.02. 2021.