Лист Лавра. Избранное

Юрий Юровский
Два дня в Батуми были до крайности сумбурными. То Гурам с полдороги стащил меня с теплохода, идущего в Поти, заговорщиски шепча: зачем тебе эта калоша? Ты что, моря не видел? Вон на пирсе стоит наша машина. Едем пробовать местное вино.
То в наш номер явились два канадца и француз, жаждавшие продолжения дискуссии. Продискутировали… до трех часов ночи. То еще что-то.
Рано утром, в день отлета, я потащился на местный рынок купить зелени. Улицы были еще пусты. На рынке не было покупателей. Набив сетку травками поэкзотичней, я вышел на площадь. Из маленькой кофейни выносили на подносах горячие хачапури.
Что за чудо, этот  батумский хачапури! Продолговатый пирожок заполнен свежайшим сулугуни и сверху полит яйцом. Все прямо из печки, вкус описать невозможно. Живут же люди! Каждый день едят такую вкуснятину. Чем не рай?
Ублаженный хачапури, я направился через площадь. По дороге столкнулся со стариком - абхазцем, продающим веточки лавра.
-  Купи лавр, всего десять копеек веточка.
-  Зачем мне лавр, батоно? Я сегодня улетаю, причем в Крым. Там своего лавра полно.
-  А все-таки купи. Старику тоже завтракать надо.
-  Послушай, батоно! Я понимаю, что на лавре состояние не сделаешь. Неужели у вас в Батуми его вообще кто-то покупает? Он же везде растет!
-  Редко, - признался старик. – Ара (нет) и все. Поговорить хочу. Сына убили в Афгане, жена с горя померла. Больше никого в доме нет. Совсем один. Вот и хожу лавр продавать.
Роскошное батумское утро померкло. Даже в этом раю нашлось место для горя. Через несколько минут я уйду в гостиницу. Там – захочу пойду в ресторан, захочу останусь на день-два, захочу уеду. А что делать этому старику? Это же комок горя! И ничем ему не помочь, и не чем утешить.
-  Значит так, батоно, вот тебе рубль, а мне за него оторви один листик. Видишь, сумка полная? Брать некуда. Пойди и возьми себе хачапури. Считай, что помянули твоих близких.
Отвернувшись, чтобы не видеть глаз старика, я помчался в гостиницу. Уже в самолете, растирая пальцами пахучий листок, я подумал: Слишком уж мы веселились на этом симпозиуме. Страшно вспоминать сколько съели и сколько выпили Старику хватило бы на всю жизнь. А на все эти гнусные войны надо посылать сыновей тех, кто их затеял, и давать им пенсию, как этому старику плюс пакет лаврушки, бесплатно. Чтобы им было чем торговать на базарной площади.

На фотографии Папа,Алиса(дочь), Виктор Владимирович Юдин ( друг папы) 2014год