Судейская сага. О Ниночке, кофе, судейских учителя

Елена Артемичева
ГЛАВА "О Ниночке, кофе и судейских учителях".
          
                Однажды , своему давнему
                приятелю, дала посмотреть одну
                из наших групповых фотографий
                суда. Судьи, помощники,
                секретари. Все. Он очень долго
                что -то разглядывал...затем , с
                вопросом и недоумением  в глазах
                произнёс: 
                "Так что ж лица- то у вас здесь
                все человеческие!?"
                автор


     Перевозить из кабинета личные вещи Таисии Валентиновне помогали судебные приставы, охранявшие здание суда. Самый взрослый и старослужащий из них, Овальков Пётр Эскандарович, организовал в выходные дни команду своих молодых судебных приставов по ОУПДС*
     Председатель суда позаботился об автомобиле.
     Таисия , облаченная во всё гражданское, спортивный костюм и удобные кеды, сидела в своем мягком судейском кресле, иногда, раздавая указание ребятишкам-приставам, еле проглатывая ком , подкатывающийся к горлу, сдерживая слёзы от мысли, что в этот кабинет она уже не вернется. Это был не просто кабинет судьи , за последнее время, он был ее вторым, третьим ..., а иногда и первым , домом. Благо, со временем, руководство обеспечило ее , как старослужащую судью, личной комнатой отдыха, смежной, выходящей из ее кабинета, в которой , она могла расслабиться после тяжелейших процессов. Растянуться на мягком диванчике под подаренным коллегами шерстянным, кирпичного цвета, пледом, уединиться за любимой художественной книгой, а иногда, просто допустить обыденно-человеческое: заварить любимого чая или сварить кофе , или по-женски поглазеть на прохожих в хмурый дождливый день. Или разглядывать модные зонтики, сумочки и плащики, а зимой, бывало, вспомнить, что она уже совершенно забыла про себя с этой круглосуточной работой, и, захотеть модную новую дубленочку, ну, или пуховичок, такой же, как на вчерашней молодой адвокатессе, или на девчушке - прокуроре, спешащей в здание суда с огромным органайзером.
В каких важных мантиях мы бы не облачались, какие бы тяжести на себе не волокли, где-то там, наедине с собой, мы всё равно остаёмся женщинами, простыми милыми девчонками из далекой юности. Вы будете опровергать, что , мол,возможно, только некоторые такие, а я, упорно утверждаю и настаиваю, что все.
Таисия вспомнила времена, когда за один день, вперемешку, проносились гражданские, административные, уголовные дела, ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу. В такие "дежурные" недели, она, со своим ближайшим аппаратом, секретарем и помощником, работали , буквально, на грани , на пределе человеческих возможностей. Когда появлялись свободные полчаса между процессами, Таисия Валентиновна давала секретарю Ниночке юморную команду, обычно по телефону: " Нин, давай, закрывай на полчасика нашу "избушку на клюшку", затем складывала одну свою старинную судейскую мантию в изголовье, ложилась на стулья, стоящие в ряд для посетителей, второй, новенькой мантией, накрывалась и "отключалась" таким образом от мира, чтобы отдохнуть. И даже полчасика быстрого сна приводили мозг в порядок, в "боевую" готовность" к новым процессам, новым лицам, судьбам и решениям, позволяли действовать наиболее разумно и качественно, снизив до минимума количество ошибок. Порой, Нинок , понимая, что судью энергетически "высосали" допрашиваемые истцы, ответчики, свидетели ... и просто посетители, предупреждала, что закроет приемную, и уходя на обед, заботливо вешала на кабинет табличку с надписью"Суд находится в совещательной комнате", потому что , как потом будет объяснять секретарь, другого выхода оградить ее от натисков внешних "подопечных", то одних, то других, не было. Ниночка знала что такое "горячий цех" , " передовая", "поле боя" в суде, знала, что придется работать сутками, порой ночуя в судейской комнате отдыха,и перекусывать, вместе с судьей, набегу, лапшичкой- бэпэшкой "Доширак",  или, наспех заказанной пицей "Eщёкусочек". Всё было.
    О кофе. В кабинете Таисии не всегда стояла кофе-машина, которую она уже упаковала, чтобы увезти на дачу , или домой. Таисия вспомнила, как она совсем еще молоденькая , находясь на стажировке в вышестоящей судейской инстанции, была научена "старшими" коллегами довольно простому и быстрому методу приготовления кофе. Как потом оказалось, данный рецепт приготовления кофе не эксклюзивен, и даже имеет своё официальное наименование, "по-польски", или "по-чешски", Таисия же назвала, для самой себя, такой вариант заварки кофе - "по-пилински", по фамилии куратора - судьи вышестоящего суда, который и обучил ее этой рецептуре. Кофе использовался исключительно молотый, и его не надо было варить, он насыпался в кружку и заливался крутейшим кипятком. Затем, накрывался тяжелым керамическим блюдцем и...пять-десять минут и... кофе был готов. Непременным атрибутом кофейной церемонии у куратора, была хлопковая салфеточка или , маленькое льняное или вафельное полотеничко.
     Эту правильную традицию Таисия переняла у куратора их суда из высочайшей судебной инстанции субъекта, Пилина Анатолия Николаевича. Лёгким движением его руки , в редкие минуты неформального общения, полотенчико превращалось в небольшую скатёрку, на которую ставилась кружка с кофе, преющим в крутом кипятке, под нарядным блюдцем с золоченой каёмочкой. В кофе, совершенствуя рецептуру, куратор добавлял бальзамчик, настоянный на местных травах, а Таисия же, усовершенствовала рецепт добавлением корицы и сахара, другие коллеги добавляли сливки, а некоторые, сухое молоко или даже, коньячок или сливочный ликёр . Вот так, по- домашнему, трогательно и мило, начинались неформальные беседы и полезные нравоучения старых судей молодым и начинающим. Тая, как птенец, послушно ловила каждый жест и каждое слово старейшин, обращала внимание на их безупречное поведение, красивую речь, интеллектуальную изысканность, умение владеть собой в любых ситуациях, пронеся это полезное через всю свою судейскую карьеру, невольно стараясь, подражать им, неизбежно копируя. И сейчас, по ее завершению, звучат в ее памяти еще тогда за кофеем сказанные одним старым и мудрым судьей слова: " Главная ваша судейская задача в любом процессе - это слушать, слушать, слушать, и еще раз, слушать людей!"
     Мысли Таисии Валентиновны оборвались грохотом, она поняла, что кто-то из приставов не справился либо с огромными стопками книг, приготовленных к поездке в ее личную библиотеку, либо с несколькими тяжеленными старинными фотоальбомами. На шум прибежал даже председатель.

* судебные приставы по ОУПДС - по обеспечению установленного порядка деятельности судов

(продолжение следует).
 P.S.образы собирательны, имена и названия вымышлены, совпадения случайны