Белопоясничный дрозд шама

Анатолий Объедков
Он принадлежит к роду дроздовидных каменок. Восьмой год живет у меня эта птица, она считается одним из лучших певцов Южной и Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Таиланд, Мьянма, Камбоджа, Лаос, на островах – Индонезия, Филиппины, Сингапур, Восточный Тимор и Бруней), а также Индийского субконтинента – Индия, Пакистан, Бангладеш, Шри-Ланка, Непал, Бутан.
    В  справочном пособии доктора биологических наук, профессора В.А. Остапенко я нашел нечто интересное. Он пишет: «Мне довелось видеть этих дроздов в естественной обстановке во Вьетнаме, где они довольно обычны. Обитают шама в подлеске многоярусного горного леса. Держатся в тени. Это строго территориальная птица, охраняющая свой гнездовой участок от сородичей. Ее великолепная песня звучит очень громко и приятно. Поют самцы активно большую часть дня и в короткие тропические сумерки. Вьетнамские любители часто держат шама в клетках. Сиделые птицы продаются за большие деньги».
    Так как шама живет и в Индии, то можно себе представить такую картину: тропический утренний лес покоится в лучах солнца, но настороженный взгляд оленя выдает крадущегося тигра. И вдруг раздаются тревожные свисты, переходящие во флейтовые рулады. Это, конечно, шама оповещает оленя об опасности и в избытке чувств пропевает замечательную песню. Хищнику такое не нравится, и он бросает острый взгляд на птицу…
    В недалеком прошлом в Советском Союзе, да и после его распада шама пользовался большим спросом. Пожалуй, с ним в настоящее время конкурирует соловей Хафиза. Насколько мне известно, вывоз  шама в некоторых государствах находится под запретом, но они все равно неведомыми путями попадаю в Россию, в страну, где есть настоящие любители, истинные мастера по содержанию певчих птиц.
    Песня у каждой особи своя, хорошо различима на слух. Основная – пропевается громко с ярко выраженными коленами, мягких, я бы сказал обволакивающих тонов, порой чуть-чуть приглушенная. В песне моей птицы можно различить колена черного дрозда, но более веселые, свисты иволги, что-то от черноголовой славки. И, конечно, свои уникальные свисты, -глубокие, чарующие. Как говорит мой товарищ: «Пробирают до печенок…». Невольно напрашивается слово: гениально! Но он их издает не всегда, а в какие-то торжественные для него минуты – скорее всего на пике своей певческой формы, когда будет соответствовать световой день и полноценное кормление  вольет в него могучие силы.
     Поведение – строгое, но чувствуется, что птица неплохо обвыклась, всегда меня приветствует своим пением, когда я возвращаюсь домой после какого-либо ухода в магазин или на рыбалку, или еще куда. Если я вечером засиживаюсь за компьютером, то он голосом проявляет недовольство, как бы просит, чтобы я его выключил. Приходится учитывать такое пожелание…
      Для шамы я сделал клетку из дерева с прутьями из нержавейки длиной 75 см, шириной 40 см, высотой 49 см. Длина птицы около 30 см и в такой клетке она себя чувствует неплохо. Об этом говорит ее песня, пропеваемая почти круглый год, за исключением линьки. А также ее купание и бодрое настроение.
      Кормлю я шаму обычной мешанкой для насекомоядных с добавлением тертой говяжьей (телячьей) отварной печени, иногда тертых грецких орехов, подсыпаю немного смеси «Падован». И, конечно, даю живой корм: мучных червей, муравьиные яйца. Летом, бывая за городом, под настроение ловлю бабочек, кузнецов, мелких жучков, пауков и т.д. и также его угощаю.
     Насколько мне позволяет мой опыт в содержании певчих птиц, то я могу сказать, что шама является выдающимся певцом, по своему уровню его смело можно поставить в один ряд с нашими прославленными певцами. И так как имеет еще интересный окрас – черная спинка и рыжеватая грудка, то  он явно подходит для домашнего содержания, он украшает живой уголок. Чего стоит один только хвост, который в два раза длиннее туловища, он экзотично смотрится и невольно привлекает к себе внимание.