Судьба на обочине Одним файлом

Надежда Почтова
Трасса проходила через деревню из немногих домов, разбежавшихся вдоль неё. От одного из них через журчащий неусыпно почти рядом с мчащимися машинами ручей был перекинут деревянный мосток.

Каждый вечер на нём сидела, свесив ноги над водой и глядя вслед проезжающим машинам, женщина с красивыми, но грустными глазами.

Дальнобойщики давно заприметили её постоянство, некоторые даже пытались познакомиться поближе, но получали яростный отпор.

- Чего тогда сидишь здесь, кого выжидаешь? - недоуменно спрашивал очередной искатель приключений.

Не тебя! - заносчиво отвечала упрямца, - Хочу и сижу, имею право!

Недоуменно пожав плечами, мужчины отступались. Газанув обиженно не прощание, уезжали. Проводив взглядом машину, женщина, облегчённо вздыхала.

В тот тихий вечер она загляделась на закат и так задумалась, что не услышала звука подъехавшей легковушки.

– Хозяюшка, не нальёте ли водицы? – послышалось сзади, – Машина закипела, срочно нужна ваша помощь.

– Отчего же не налить, – женщина поднялась, – Сейчас принесу.

– А не будет ли у вас молочка? – увязался за ней мужчина.

– Как не быть, – женщина обернулась и взглянула на водителя, однако, увидев его лицо, беспорядочно расчерченное шрамами, поспешно отвела глаза, – Только коза у меня. Вы как, уважаете козье молоко, а то не всем оно по вкусу?

– Очень даже уважаю, ещё с молодости.

– Ну пойдёмте тогда, напою вас.

Увидев, как жадно пил незнакомец, женщина предложила заодно и поесть, на что он с радостью согласился.

– Но только с вами! Составьте уж компанию, а то мне неловко одному. Как зовут вас, хозяюшка?

– Катерина.

– Вот и славно, Катюша, значит. А я, стало быть, Сергей.

Пока хозяйка разогревала ужин, мужчина, попросив разрешения, прошёлся по дому.

– А это кто? – спросил он, указывая на стоящую на комоде фотографию в рамочке.

– Это мой сын, присягу принял недавно.

– Совсем как я, – констатировал Сергей, пристально разглядывающий фото.

– Что? – переспросила Катя, – Что вы сказали?

– Я говорю, и я когда-то был таким вот бравым солдатиком. Как же давно это было, а словно вчера! А чем это так вкусно пахнет? О, борщ, моё любимое блюдо! Вы не волнуйтесь, я при деньгах, и всё оплачу. Просто еду издалека, проголодался очень.

– Не надо мне вашей платы! Всё равно одной не съесть.

– А ваш муж?

– Нет у меня мужа, и не было никогда.

– А...? – Сергей кивнул в сторону комода.

– Это ошибка молодости. Слишком наивной и доверчивой я была, только совсем не жалею! Ведь если бы не тот случай, у меня не было бы моего любимого сына.

– Это правда, сын у вас замечательный! А вы отлично готовите, спасибо, наелся от души! Я всё-таки настаиваю, чтобы вы взяли деньги.

– Нет-нет, что вы! Вот, вы забыли воду для машины.

– Воду? А, ну да, конечно! А знаете что, Катюша, раз вы категорически отказываетесь от того, чтобы я возместил ваши хлопоты, тогда не согласитесь ли сопроводить меня в Москву?

Через пару недель я собираюсь поехать туда. Не составите компанию? Давно хочу проехаться по улицам, побывать в интересных местах, я уже и маршрут составил. Ну как?

– Это очень заманчиво. У меня когда-то была мечта побывать там, попасть в Большой театр, в "Ленком", "Современник".

– Обещаю организовать всё в лучшем виде. Я заеду за вами!

Сергей сел в автомобиль, и, взмахнув приветственно рукой, уехал.

– А как же вода? – заволновалась женщина, увидев оставленное полным ведро, но машины уже и след простыл.
***
Когда к дому подъехала машина Сергея, Катя не поверила своим глазам.

– Это вы?

– Это я. А вы, как я понимаю, не готовы.

– К чему?

– Вот тебе на! Ведь мы же договаривались прокатиться вместе. Вы что, забыли?

– Я не забыла. Только не поверила, мало ли чего люди обещают. Один раз меня уже обманули.

– На этот раз всё серьёзно. Собирайтесь, Катюша. Поручите свою козу соседке, и едем! Я вас не тороплю и подожду, сколько надо, собирайтесь.

Когда женщина устроилась поудобнее, машина тронулась.

– Ну что, ехать нам долго, – заговорил Сергей, – давайте-ка развлекайте меня, чтобы не заснул ненароком!

– Да чем же вас развлечь-то, – озадачилась Катя, – даже и не знаю.

– А вы рассказывайте что-нибудь. О себе, о том, кто вас обманул, о сыне, в общем, чем дольше и подробнее, тем лучше.

– Ну что ж. Родилась, росла и училась я здесь же, правда, деревня тогда была большая, не в пример нынешней. Школа, магазины, больничка, клуб, всё было. Это теперь один магазин остался.

Там я и торгую со сменщицей на пару, а больше работы у нас в округе нет. Живём своим хозяйством, да мечтаем о лучшей доле.

А тогда я была молодая. Закончила школу и мечтала уехать в Москву. Пела хорошо, даже выступала в клубе. Наш завклуба говорил, что учиться мне надо, вот я и загорелась этой идеей.

А потом познакомилась случайно с парнем одним, дальнобойщиком. Он остановился переночевать возле клуба, ну и зашёл туда ради любопытства.

А у нас был концерт. Приметил он меня голосистую на сцене, а после выступлений, когда начались танцы, пригласил на вальс. С того дня стал приезжать. Гуляли мы вместе, в кино ходили.

Дело-то молодое, слюбились. Я совсем голову потеряла, да и он тоже говорил, что любит, обещал жениться. А однажды уехал и не вернулся.

Скоро узнала, что я беременна. Конечно, никуда не поехала. Носила дитя и ждала любимого, потом родила, растила сыночка и всё ждала. Не верила, что мог он вот так со мной поступить, надеялась, что однажды вернётся.

Сын вырос, ушёл в армию, мамы к тому времени уже не стало. Одна я осталась, да вот коза ещё. Так и жду всё по привычке, девятнадцать годков уж прошло, и чего жду, сама не пойму.

– Что ж за это время замуж не вышла? – спросил Сергей.

– Я же говорю, ждала всё его. Сначала не верила в плохое, потом смирилась со своей долей, а теперь и женихов-то у нас никаких нет, одни бабки да те, кто не свободен. А чужого мне не надо!

И дальнобойщиков я возненавидела, все, как один, обманщики! На дух не выношу это кочевое племя, в каждом посёлке норовят поджениться, ни стыда у них, ни совести!

Не поверите, так тоскливо порой становится, хоть волком вой! Вот и выхожу к дороге, гляжу, как едут куда-то люди. Значит, ждут их там, есть те, кто ждёт и дождётся своей встречи. Радуюсь за них, пусть хоть кто-то будет счастлив.

Вот вы уделили мне внимание, хороший, знать, человек. Может, конечно, и дурное что на душе есть, да только не хочется в это верить. А ведь так подумать, куда сорвалась-то, оглашенная?

Не хотела ведь ехать, а потом думаю, ну и что, и ладно, ведь хуже уж не будет. Поеду, хоть мечту свою исполню, будет потом что вспомнить. А за себя я не боюсь, привычная, всегда сумею отстоять честь соломенной вдовы!

Что-то я на вас тоску нагнала, гляжу, загрустили вы совсем! Хотите. спою лучше? Люблю я это дело, только не для кого теперь голосить.

Катерина запела. В её репертуаре были и частушки, и душевные народные песни, и современные молодёжные. Сергей по мере сил и голоса подпевал, что вызывало приступы смеха у обоих певцов. Так с песнями, шутками и разговорами незаметно и доехали они до столицы.

В гостинице на окраине города Сергей снял два одноместных номера.

– Катюша, вы можете передохнуть немного, – сказал он, – а потом я приглашаю вас отужинать со мной и совершить автомобильную экскурсию по ночной Москве!

В ресторане мужчина уговорил Катерину спеть под аккомпанемент местных музыкантов, она имела большой успех у публики и пела потом ещё на бис.

Виды ночного города были великолепны и превосходили самые смелые ожидания обоих. Сергей неплохо ориентировался, и долго колесил, показывая спутнице самые красивые здания и комплексы, преображённые искусной подсветкой.

Оба были удивлены тем, что город не спит и глубокой ночью, движение автомобилей не прекращается, кое-где на дорогах даже образуются пробки.

Полная впечатлений, Катя долго не могла потом уснуть, так она была взбудоражена новыми ощущениями и чувством абсолютного счастья.
***
Наутро после завтрака Сергей озвучил программу на день.

– Сегодня нам предстоит знакомство с дневным городом. Осмотрим все достопримечательности, побываем в музеях, погуляем, пройдёмся по магазинам.

Потом отдохнём, а вечером идём в театр "Современник". С Большим театром пока не сложилось, но к следующему разу, обещаю, билеты будут! Все прочие увеселения обязательно дождутся тебя тоже.

– Спасибо, Сергей, я так благодарна тебе за всё! У меня столько эмоций, что просто хочется петь!

– Точно, как же я забыл! Перед театром сходим в какое-нибудь местечко с караоке, потому что я очень хочу ещё раз послушать, как ты поёшь. И я не жадный, поэтому пусть и другие получат удовольствие от твоего вида и пения.

– Да какой уж там вид, – засмущалась Катя.

– Очень даже прелестный вид, – подбодрил её Сергей, – ты просто себе цены не знаешь! А завтра двинемся в обратный путь, но только домой ты не попадёшь!

– Почему? – оторопела женщина.

– Я хочу познакомить тебя с мамой, поэтому заедем ко мне, это как раз на полпути к твоему дому.

– Так сразу с мамой? – засомневалась Катерина, – Мне кажется, ты торопишься.

– Вовсе нет. Это должно было произойти давно.

– Что ты имеешь в виду?

– Я пока не хотел бы ничего говорить, – ответил Сергей, – давай подождём до завтра. Обещаю потом всё объяснить.

Женщина согласилась. Разговор встревожил её. Она припомнила и сопоставила все произошедшие события и сказанные слова. Они наводили на некоторые догадки, которым не было пока подтверждения.

Катя весь день присматривалась к мужчине. Его голос казался смутно знакомым, лицо от обилия шрамов трудно было узнать, но её не покидала уверенность в том, что этого человека она не знала раньше. Его речь, жесты, повадки, всё было внове.

Тогда что он имел в виду? И к чему такая таинственность? Это было странно и немного страшило, но одновременно любопытство пересиливало остальные чувства.

Постоянные размышления и настороженность Кати немного смазали эффект от этого дня, но он всё равно оставил в её душе впечатление праздника и удовольствия от внимания Сергея и посторонних людей, благосклонно оценивших её пение.

Спектакль тоже очень понравился. Женщина жадно впитывала запах театра, особое ощущение от его атмосферы, висящих на стенах фотографиях хорошо знакомых актёров. Некоторые из них даже были задействованы в постановке.

Укладываясь спать, она смаковала подробности прошедшего дня, понадёжнее укладывая их в ячейки памяти, чтобы ещё раз прочувствовать и пережить всё потом.

Обратно ехали почти молча. Катерина чувствовала усталость от обилия впечатлений за такое короткое время и нервозность от того, что отчаянно трусит в преддверии чего-то неведомого.

Поэтому она почти всю дорогу дремала или делала вид, что спит. Сергей не тревожил её, бережно оберегал покой, лишь изредка поглядывал вопросительно, словно сомневался и всё же хотел спросить о чём-то.
***
Когда машина остановилась, Катя открыла глаза. Перед ними стоял добротный деревянный дом. Из его калитки вышла моложавая женщина. Она обняла подошедшего Сергея, потом повернулась.

– Так вот ты какая, Катюша!

– Мы знакомы? – удивилась гостья.

– Я знаю тебя только со слов сына, – улыбнулась хозяйка, – Но сегодня надеюсь познакомиться поближе.

– Это моя мама, – подоспел Сергей, – Лилия Павловна. Ну что же, пойдёмте, у нас ещё будет время пообщаться!

В гостиной уже был накрыт стол. Гостью усадили подкрепиться с дороги. Оглядывая любопытным взором комнату, она заметила стоящий на камине портрет в траурной рамке.

Вскочив, Катя подбежала к нему. Не веря своим глазам, всматривалась в лицо молодого мужчины.

– Можно? – обернулась она к хозяевам, не дождавшись ответа, стремительно схватила портрет, поднесла к глазам, – Гриша? – вопросительно посмотрела на Сергея, – Это что, Гриша?

– Это Григорий, мой сын, – ответила Лилия Павловна.

– Я ведь тебе обещал всё рассказать, – подтвердил Сергей, – Только ты поешь сначала.

– Нет-нет, разве смогу я сейчас есть?

– Хорошо, садись, – мужчина достал альбом с фотографиями, – Ты тоже, мама, история предстоит долгая, – он достал ещё одно фото и протянул Кате.

– Что?! – она удивилась, на снимке были два одинаковых молодых человека – А как это?

– Это я и Гриша, мы близнецы.

– Он мне ничего не говорил.

– Не успел. Но он рассказывал нам о том, что полюбил лучшую девушку в мире, обещал маме познакомить тебя с ней. И очень хотел исполнить твою мечту, свозить в Москву. Ещё хвалился. что у тебя талант, поэтому ты должна учиться.

– Да, я как раз собиралась поступать куда-нибудь.

– Только ничего не сбылось, – вздохнул Сергей, – Потому что мы вдвоём попали в аварию. Я легко отделался, лишь лицо всё изрезало осколками стекла, получил ушибы и сотрясение мозга.

А Григорий очень сильно пострадал, несколько дней не приходил в сознание, врачи не сумели спасти его.

– Когда Сергей поправился, хотел найти тебя, чтобы сообщить, – добавила Лилия Павловна, – Только ведь мы ничего не знали о тебе, кроме имени. Ни фамилия, ни место, где ты живёшь, не были известны.

А недавно он услышал случайно разговор водителей - дальнобойщиков. Мол, живёт такая женщина возле трассы, красивая, только всегда грустная. И ждёт Катерина много лет своего несбывшегося мужа вместе с его сыном Иваном.

Сергей попросил одного парня узнать подробнее об этой женщине. Он ведь занимается перевозками, и дальнобойщики работают у него. Ну вот, порасспрашивал водитель местных жителей и всё потом пересказал ему.

Как услышал он, что, возможно, это та самая женщина, а её сын от Григория, так и задумал обязательно сделать то, что не успел брат, и обязательно познакомить тебя и племянника со мной.

– Ты не обижайся на меня, – вступил в разговор Сергей, – Просто я хотел всё рассказать в присутствии мамы. Ведь у неё такое же большое горе от потери близкого человека, как у тебя, и большое счастье теперь от обретения внука – продолжения Григория.

– Что ты, я совсем не обижаюсь! – заверила Катерина.

– Я тогда тайком сфотографировал его снимок и показал маме, ведь Иван как две капли воды похож на Гришу, ну и на меня, конечно. Она и радовалась, и плакала, глядя на него, и взяла с меня обещание привезти тебя сюда. А к племяннику, надеюсь, мы съездим теперь все вместе и расскажем о том, что у него есть родственники.

– Да, конечно, – кивнула Катя, – Это просто чудо, что вам удалось найти нас! Я всегда верила, что Гриша не мог просто так бросить меня. Но теперь всё разъяснилось, – взглянув на Сергея, она погрустнела, – Теперь я могу сказать сыну, что его отец хороший человек и не виноват в том, что он рос безотцовщиной. Спасибо вам, я пожалуй, поеду домой.

– Да ты что, – всполошилась Лилия Павловна, – Даже не думай! Ты же для меня часть Гриши, и такой же дорогой и родной человек. Прошу тебя, побудь с нами!

– Спасибо, Лилия Павловна! – растрогалась Катя, – Вы очень добрая и я так рада, что теперь у нас есть вы! Ваня тоже обрадуется.

Они ещё долго сидели потом за столом. Воспоминания о детстве Григория и Сергея перемежались с рассказом Катерины о том, как жили они с сыном.

Когда хозяйка решила отдохнуть, Сергей с Катей вышли в сад. Осмотрев его, присели на скамейку. Женщина выглядела поникшей и усталой.

– Спасибо тебе, Сергей, за исполнение желаний! – проговорила она, – Я очень рада, что у Вани теперь есть такие замечательные родственники. Мне безумно жаль Гришу, сожалею о том, что иногда думала о нём худо.

Ждать мне теперь некого, но я всегда буду помнить его и с благодарностью вспоминать эту поездку и отлично проведённое время.

– Мне, конечно, очень приятно всё это, – ответил собеседник, – Но скажи честно, я что, совсем не нравлюсь тебе?

– Ну что ты, совсем наоборот!

– Тогда к чему такой вежливый тон, словно ты прощаешься со мной?

– Ну почему, мы ещё встретимся когда-нибудь.

– Неверный ответ! Я совсем не хочу когда-нибудь! Мне хочется всегда быть рядом с тобой!

– Но ведь ты исполнил всё, что должен был сделать ради памяти брата. И потом, у тебя своя жизнь, и, наверное, своя семья.

– Да нет у меня никого! Глупая, как ты не понимаешь, что я люблю тебя, и всё это было только ради тебя!

– Мне кажется, Лилия Павловна не одобрит этого, – засомневалась Катя.

– А вот и нет! – раздалось у них за спиной.

Женщина обернулась и стыдливо покраснела.

– Простите, что я невольно услышала ваши последние слова, – извинилась мама Сергея, – Я шла затем, чтобы позвать вас на чай. Катюша, я бы очень хотела, чтобы вы с Сергеем были вместе.

Ведь он с первой встречи бредит тобой, а что для матери самое главное? Главное - видеть своего сына счастливым. Он был женат, но уже давно в разводе, детей нет.

Всё время отдаёт своему бизнесу, а мне хочется устроить его судьбу. И вот теперь я вижу, как много ты значишь для него, он весь светится рядом с тобой! Мне кажется, и ты неравнодушна к Серёже, так зачем проходить мимо своего счастья?!

– Ну вот, видишь, Катюша, возражений ни у кого нет, – заключил Сергей, – А раз так, пойдёмте праздновать помолвку!

– Помолвку? – ошарашенно переспросила женщина.

– Ну да, и посмотри, что у меня есть! Совершенно случайно оказалось в кармане, – он протянул на ладони колечко, – Ну что, согласна?

– С радостью! – счастливо зардевшись, ответила Катерина.