Дом на отшибе

Виктор Бычков
                Рассказ

Сашкин дом стоит на краю села.
И даже не на краю, а на отшибе.
Между Сашкиным домом и первой деревенской избой вольготно расположился достаточно большой пустырь. Хотя и пустырём его назвать тоже сложно. Потому как в его центре то ли огромная лужа по пояс глубиной,  то ли небольшое озерцо с редкими кустами лозы и зарослями чахлого олешника по краям. Однако у этого водоёма есть и неоспоримое достоинство – это участочек берега с жёлтым песочком, с плавным и удобным для купания мелководьем. 
Правда, на противоположной стороне берег немного обрывист, и почва болотистая, зыбкая. И дно такое же илистое. Да и глубина уже по шею.
На пустыре есть и кочки, поросшие осокой, на которых по весне гнездятся болотные кулики и бекасы.
А ещё на краю пустыря, на возвышенности,  что ближе к селу,  есть площадка с футбольным полем,  где местная ребятня гоняет мячик или играет в иные детские игры.
Когда-то при советской власти, здесь находился колхозный птичник, на котором всю жизнь проработал зоотехником Сашкин дедушка. И дом, где живёт сейчас Сашка, был возведён колхозом специально для зоотехника.
Птичника и колхоза уже давно нет, а вот дом и дедушка остались. Как есть и родители Сашки – мама и папа, а также старшая сестра Анюта.
И бабушка тоже есть.
А ещё у них живут собака Тузик  и кот Мартин.
Понятно, что собака дворовая, и она обитает во дворе, где  у неё есть будка.
А кот – домашний проходимец, как его называет бабушка. 
Само собой есть и домашняя живность: корова, свиньи, гуси и куры. 
И огород с садом тоже имеются в наличии.
Мальчишка втайне считает и пустырь своим.
Хотя, если смотреть правде в глаза, для кого-то он называется пустырём, но только не для Сашки.
Здесь у него столько тайников, столько разведанных и не разведанных мест, столько интересного, столько загадок и тайн, что лета категорически не хватает мальчику, чтобы обследовать этот участок земли основательно.
На настоящем пустыре-то ничего не бывает. Потому и пустырь, что пусто.  А здесь так много всего, что Сашка не перестаёт восхищаться и удивляться любому открытию, которые происходят почти каждый день. Может, это вовсе и не пустырь? – думает мальчишка. – Просто люди считает эту территорию пустырём, потому что ничего они о ней не знают и ничего не понимают в настоящих пустырях.
В любом случае, в прекрасном месте стоит Сашкин дом.
И пусть он на отшибе, но зато в самом лучшем месте на земле.
Так думает Сашка – ученик второго «б» класса средней школы, что в центре села.
Его путь в школу как раз пролегает через пустырь мимо водоёма.
Бабушка с дедушкой каждый день помогают Сашке собраться в школу, потому что папа с мамой очень рано уходят на работу. А сестра Аня и сама еле успевает к занятиям. Она учится в пятом классе, но в первой смене. А Сашка – во вторую смену.
Этот поход в школу ничем примечательным не был с самого начала.
Дедушка разбудил Сашку, когда Аня уже ушла в школу.
Бабушка приготовила завтрак.
И только потом Сашка сделал уроки, и даже успел погулять  во дворе, накачать колесо в велосипеде, съездить в магазин за хлебом. Благо, погода была солнечной, тёплой. Взрослые почему-то называют эту пору сентября бабьим летом. Сашке удивительно это. Но никто толком ему так и не объяснил, почему осенью вдруг лето, да ещё и бабье?
Мальчик не стал ломать голову над столь сложным вопросом, а шёл в школу по исхоженной им же тропинке вдоль водоёма на пустыре.
Задрав голову, он следил, как высоко-высоко летит самолёт, а после него остаётся бело-пушистый след в небе.   
- Неужели там есть пыль? Так откуда она там? – настроился рассуждать сам с собой мальчик, но его отвлекли звуки с водоёма.
У дальнего, обрывистого берега барахтался щенок.
Он уже даже не повизгивал, не шлёпал лапками по воде, а лишь издавал еле слышные звуки, когда в очередной раз ему удавалось с трудом вынырнуть на поверхность  и хватануть глоточек воздуха. 
Так: то ли писк, то ли стон.
Не раздумывая, Сашка скинул рюкзак, и, как был в одежде, бросился на помощь щенку.
Однако, пока шёл в воде к тому берегу, щенка на поверхности уже не было.
Сначала Сашка шарил в воде руками, в надежде найти щенка. Но, как назло, кроме водорослей, ничего в руки не попадало.
Тогда Сашка нырнул,  благо, это он умел делать мастерски и с открытыми глазами.
Он увидел, что на дне, чуть впереди, еле извиваясь,  среди редких водорослей, лежал щенок.
Потом Сашка шёл по водоёму со щенком в руках, держал его вниз головой, тряс, надеясь, что вода выльется из него.
И уже на берегу почувствовал, что щенок начал оживать, шевелиться.
Окрылённый, мальчик прижал к груди собачку, бегом направился домой.
- Ты почему не в школе? Чего такой мокрый? – встретила Сашку бабушка. – А это кто у тебя?
- Там… там… - мальчик махал рукой в сторону озерца. – Щенок в воде, а я… а я…
- Давай-ка мне эту живность, а сам быстро переодевайся, - дедушка решительно забрал щенка, подтолкнул внука к бабушке. – Вытри насухо, переодень парня в сухое и чистое. Должен успеть в школу наш спасатель. А уж выхаживать животину – моя прямая служебная обязанность.
Все уроки Сашка изнывал от нетерпения.
Как назло, они тянулись как никогда медленно, словно специально расстраивая мальчишку. А хотелось домой, страсть как хотелось увидеть спасённого щенка, прикоснуться к нему, погладить, а, если повезёт, то и погулять с ним во дворе. Сашка даже кличку придумал ему - «Водолаз». Правда, тут же отказался. Решил, что «водолаз» для щенка, который почти утоп, не подходит по определению.
- «А может, Самолёт?», - мальчик вспомнил, что в тот момент он пытался разгадать причину белого следа вслед высоко летящему самолёту.
- «Нет, собаки не летают», - снова отказался от очередной клички.
Ни с кем из друзей и одноклассников не делился своей тайной, а уж тем более, своими сомнениями.
- «Ещё навяжутся после уроков, мол, покажи да покажи. А тут и сам хорошо не разглядел щенка, - рассуждал сам с собой Сашка. – Начнут советовать с кличкой, играть с ним. Нет уж! Я спас, я и должен придумать ему имя».
Так и ничего не решив, Сашка стремглав бросился домой после уроков.
Он рассчитывал, что щенок встретит его у дома, в крайнем случае, во дворе.
Но встретил его дедушка.
Щенка поблизости нигде не было.
- А? – вопрос застрял в горлышке, глаза жалобно и с надеждой смотрели на дедушку. – Где? Неужели выбросили щенка? Он умер? – губки затряслись, голос задрожал, почувствовал, как глаза наполнялись слезами:  мальчишка вот-вот готов был заплакать от обиды.
- Садись рядом, Сашок, - дедушка рукой коснулся лавочки у палисадника.  – Садись рядком, обсудим ладком судьбу твоего Серого.
- Так он Серый? – от слов дедушки страхи и опасения за судьбу спасённого щенка мгновенно испарились, растаяли и внук широко улыбнулся. – Так он же точно серый! Как я не вспомнил? – корил себя мальчишка, прижимаясь с благодарностью к дедушке, украдкой вытирая набежавшие всё же слезинки. – Серый, Серый! – Сашка вскочил, заплясал перед палисадником. – У меня будет Серый, Серый!
- Успокойся и выслушай меня, - старик взял внука за руку, снова усадил на лавочку рядом с собой. – Слушай внимательно, Александр. Ибо дело очень серьёзное и деликатное. Я бы сказал: мужское, взрослое дело.
Сашка насторожился: неужели не позволят завести щенка?
Дальше со слов дедушки он узнал, что Серый – больной. Задние ножки не твёрдо стоят на земле, и весь он как будто парализованный.
- О человеке с такой болезнью сказали бы «церебральный паралич». Увы! И животные тоже подвержены таким болезням. В заднем крестце не сформированы мышцы. Вернее, они сформировались, но не до конца. Поэтому щенок и не может нормально ходить, зад «заносит», плохо держат задние лапки. Хотя передние ножки здоровые и вполне себе соответствуют возрасту щенка. Возможно, его бывший хозяин не придумал ничего другого, как избавиться от больной собачки вот таким странным образом.
- А… а что нам делать, дедушка? – взволнованно спросил мальчик. – Да… да… а как же быть? Неужели усыпить?
Сашка был сельским жителем и как никто понимал все тонкости в обращении человека с домашним скотом, их отношение. И как поступают с безнадёжно больными животными, понимал тоже.
- Ну-у-у, это уже крайности, парень, - дедушка потрепал внука по голове. – Ты же знаешь, кем я работал: зоотехником. Пусть это не напрямую связано с лечением животины, но ветеринарию я всё же маленько знаю. 
- Дедушка, миленький! – мальчишка прижался к старику, зашептал:
- Ты действительно спасёшь Серого? Правда-правда?
- Конечно,  правда! Только его спасать и  выхаживать будем мы с тобой вместе. Ты мне поможешь, Александр. Обещаешь?
- Угу! – выдохнул от счастья Сашка.
На следующий день дедушка повёз Серого в ветеринарную клинику в райцентр. В этом деле ему помогала бабушка. Всю дорогу она не спускала щенка с рук. Держала бережно и просила дедушку не гнать машину, а ехать аккуратно, чтобы щенку было комфортно.
Что там делали врачи со щенком, мальчишка не видел. А потому и не знал. Он полностью доверился бабушке с дедушкой. Что-что, а уж управляться с домашними животными они умели.
А возили они Серого в ветеринарную клинику в райцентр  с неделю, если не больше.
Там же прикупили кучу лекарств и потихоньку скармливали их больной собачонке.
Бабушка взяла на себя обязанности правильного и сытного кормления щенка и приёма им лекарств.
- Ему сила нужна, чтобы выжить и бороться с болячками.  А у голодного какая же сила? Вот поэтому кормить его надо хорошо и сытно, - говорила она. – А лекарства… они и есть лекарства. О как!
В этом вопросе внук поддерживал бабушку безоговорочно.
Для Сашки была уготовлена роль тренера.
- Ты, Сашок, - говорил дедушка, - побольше играй с Серым на улице, во дворе. Чем больше он будет двигаться, тем будет лучше. Увлекай его за собой, бегайте, прыгайте, скачите. Двигайтесь, двигайтесь и ещё раз двигайтесь. Это пойдёт и тебе на пользу,  а уж ему -  и подавно.
Первые дни Серый не столько бегал за своим спасителем, сколь просто стоял на передних ножках, с удивлением и наслаждением озирал окрестности, привыкал к новой обстановке. А если и делал попытку идти, то задние ножки волочились следом, словно они были прицеплены к щенячьему туловищу инородным грузом.
- Ничего-ничего! – подбадривал дедушка. – Не всё сразу. Тут главное – система.
Что такое система, - ни Сашка, ни тем более Серый не знали. Но к советам дедушки прислушивались и старались их выполнять.
Щенок реагировал на голос старика внимательным взглядом и неспешным покачиванием головы вправо – влево.
- Ишь, соображаешь, - говорила бабушка, обращаясь к щенку. – Двигайся, милок, двигайся, а не качай головёшкой.
И, словно выполняя наказ бабушки, Серый несколько раз пытался встать на задние ножки. Но они пока ещё не держали, а если задняя половинка щенка приподнималась от земли, то тут же и падала обратно.
- Ничего, - утешал дедушка. – Всё получится.
Сашка приподнимал Серого, помогал ему ходить.
Его усилия не прошли даром.
И уже к концу Сашкиной первой учебной четверти щенок вполне сносно передвигался по двору. Правда, на задних ножках ходил пока ещё неуверенно, но уже без посторонней помощи, и самостоятельно встречал у калитки Сашку из школы. 
А потом мальчик и щенок устраивали между собой негласное соревнование: кто быстрее добежит до озерца, что посреди пустыря, и вернётся домой первым.
Ещё долго щенок отставал от убегающего Сашки, но бежал что есть сил, стараясь догнать, смешно и неуклюже занося свой зад из стороны в сторону.
Но к началу третьей четверти, уже по подтаявшей тропинке, когда Серый в очередной раз встречал ученика со школы, и они начали соревнование наперегонки, щенок обошёл Сашку, и, возможно, удивившись собственной прыти, летел стремглав почти до озерца на пустыре, потом вдруг, как опомнившись, бросился навстречу Сашке, словно извиняясь за своё лидерство.
А Сашка и не расстроился!
Напротив, размахивая рюкзаком с книгами, хохотал, подпрыгивая от  прекрасного настроения.
Его поддерживал Серый заливистым щенячьим лаем,  и тоже прыгал перед Сашкой, то цеплялся в его штанину, висел на ней; то путался под ногами.
И лаял!
Лаял заливисто и весело, и снова убегал вперед, оглядываясь,  приглашая своего друга поучаствовать в гонках на скорость, то вдруг возвращался к мальчишке, чтобы тут же стремглав броситься по тропинке к дому на отшибе.