Пилот особого назначения ч. 4

Николай Мринский
К лесным народным мстителям направили П.Т. Кашубу и ещё ряд лётчиков на легкомоторных самолётах По-2. В течение октября-ноября 1942 г. в сложных условиях глубокого тыла мужественный пилот Кашуба совершил 8 посадок. Крымским партизанам было доставлено 15 тонн продовольствия и вывезено из горных лагерей 139 тяжело раненых, больных и истощённых. За это же время Павлом Тарасовичем совершены ещё 8 беспосадочных полётов по сбросу спецгруза партизанам. Известны пять основных площадок, на которые садились и взлетали самолёты. Первая - Тарьер, в Крымском заповеднике; вторая, Иваненкова казарма, на Долгоруковской яйле, чуть севернее; третья, «малая» - на нагорье Орта-Сырт в зуйских лесах; четвертая и пятая на Караби-Яйле, причём называется одна «Большим баксанским аэродромом». Но совсем немногие знают, что была ещё одна площадка, на границе старокрымского и эльбузлинского лесов, с которой связана интереснейшая история разведчиков специальной группы и спасения Героя Советского Союза П.Т. Кашубы. За период с 1941 г. по 1943 г. он налетал 1180 часов, из них 315 ночью. Совершил 69 ночных вылетов в тыл врага, в том числе 10 с посадкой. Как вспоминал лётчик Иван Нижник в беседе с другим Героем Советского Союза, авиатором и писателем Василием Емельяненко, разведотдел посылал на площадку пилота Колдылаева с каким-то агентурным разведчиком, но самолёт разбился и сгорел. «Обожглись на нём, и площадку с учёта сняли, - рассказывал Иван Яковлевич, в преклонных годах живший в Щебетовке. - Её ещё называли «страшенной»!» Нижник умер, и похоронен в щебетовской земле, недалеко от «своей» «страшенной».

В наше время площадка частично заросла кустарником, и по ней ходят и пасутся стреноженные лошади. Всего в паре километров расположено с. Переваловка, ранее дер. Эльбузлы. Дороги мимо бывшего колхозного поля разбиты лесовозами, и добраться до места можно только пешком. Конечно, никаких памятных знаков на «страшенной» нет. Пожилые люди в Переваловке и не слышали, что здесь садились самолёты – но дело в том, что со времён войны тут почти не осталось местного населения, все приезжие, переселенцы. Ничего не знают тут и о Герое Советского Союза Павле Кашубе. В феврале-марте 1943 г. Павел Тарасович, продолжал служить в составе 2-й авиагруппы особого назначения - аэродром г. Адлера. С него он совершил 21 вылет в Крым, забросил партизанам 25 тонн различных грузов и 29 парашютистов-подрывников. В том числе его экипажем с Ли-2 была выброшена интернациональная ДРГ из 11 чел. в ночь с 13 на 14 марта 1943 г. в район дер. Шубино Кировского р-на (подробнее см. в очерке "Парашютисты приземлялись ночью" - авт.). На следующую ночь Ли-2 командира П. Кашубы снова был запланирован на переброску спецгруппы в Крым. Но вражеский налёт на аэродром, казалось, внёс коррективы – едва спасли самолёт от пожара, штурмана забрали в другой экипаж. За него остался Волынский, опытный радист. И вылет из Адлера всё-таки состоялся! Но никто из летевших в самолёте не знал, что всем придётся стать партизанами и испытать на себе всевозможные трудности. Снова над морем, через свет прожекторов. Над Чаудой (мыс - на южной оконечности Керченского п-ова, восточный край Феодосийского залива.

Высота мыса 15-30 м над уровнем моря) самолёт - в зоне зенитного огня. Небо лизали прожекторы, снаряды рвались вокруг Ли-2 так близко, что осколки градом стучали о металлическую обшивку фюзеляжа. Но полёт продолжался, однако в условленном месте выброски предыдущей ДРГ, сигналы с земли замечены не были. Павел Кашуба принял решение повернуть назад. И тут у злополучной Владиславовки снова обстрел и попадание снаряда. Из строя выходит управление рулями высоты, они перебиты. Опытный пилот, Кашуба, всё же спланировал и посадил самолёт! Почти без потерь – у Волынского переломана нога, да десантники отделались ушибами. Из официальных наградных документов: «При выполнении задания в ночь с 14 на 15 марта самолёт Героя Советского Союза был подбит зенитным огнём в районе ж/д станции Владиславовка и экипаж смог совершить вынужденную посадку. Оказавшись на территории, захваченной врагом, Павел Кашуба принял все меры к спасению своих подчинённых и находившихся на борту десантников-подрывников и вывел их в безопасное место». За отвагу и геройство Кашуба был награждён орденом Красного Знамени и медалью «Партизану Отечественной войны» I степени. Правительственные награды вручены и его славному экипажу: штурману ст. лейтенанту Волкову, второму пилоту лейтенанту Павлову, бортмеханику лейтенанту Зубову, бортрадисту Волынскому (посмертно), ст. технику Глушкову. Но вернёмся к потерпевшим аварию, спешно покидающим место падения самолёта. Они устремились на юго-запад, к спасительным горам и старокрымским лесам. Ночью передвигались, днём приходилось ползти.

Немцы и румыны организовали резвую погоню, задействовав более 200 чел., миномёты и даже воздушный корректировщик. Для прикрытия боевых товарищей добровольно остались бортрадист Волынский, с переломанной ногой, и минёр-парашютист Грабаров. Они погибли в неравном бою, но группе П. Кашубы удалось выйти в район старокрымской горы Козьей. В лесу снова был бой с преследователями, но это уже не голая степь – и десантники с авиаторами прорвались. Ушли по памяти в старый партизанский лагерь, но там никого не застали – разгром, несколько трупов партизан. Захоронили их, долго блуждали по лесу. Только на девятый день встретились с партизанами. Это был самый тяжёлый период крымского партизанского движения. В марте 43-го постоянных отрядов в Восточном Крыму не было. В лесу оставалось не более 260 чел., из которых только несколько десятков имели силы ходить на задания, остальные охраняли стоянки. Увы, и в нашем случае это была только разведгруппа из 6 чел. А ведь найти её - ещё надо суметь. Помог делу бывший крымский партизан В. Старокожев, боец Судакского отряда, вывезенный в своё время на Большую землю и ставший там разведчиком-подрывником. Он, оказавшись в знакомых местах, сумел распутать следы, оставленные партизанской разведкой. Партизаны голодали, вскоре стали пухнуть и люди офицера Павла Кашубы. С трудом смогли связаться с Кавказом - в группе десантников была радистка Таисия Опарина - и попросили помощи. На пятнадцатые сутки блужданий прилетел самолёт, но на условленную площадку груз не сбросил из-за облачности. П. Кашуба очень огорчился и в сердцах отправил радиограмму: «Пошлите не болта, а лётчика!».

Пилот Иван Нижник (это он прилетал) на давнего друга по аэроклубу не обиделся и уже в следующую ночь с легкомоторного самолёта «ПР-5» сбросил партизанам и десантникам 8 небольших мешков с продуктами. Потом Владимир Булгаков и Владимир Бычков сбрасывали продовольствие, оружие, боеприпасы. Вскоре встретились с небольшим отрядом партизан под командованием Куртсеита Муратова и Сандро Чачхиани. Всего стало чуть более 50 чел. Начштаба отряда назначили пилота Павлова. В начале апреля получили радиограмму: «Подготовить площадку для приёмки трёх самолётов, на которых экипажу Кашубы-Павлова прибыть на Большую землю. Отряд передать Чачхиани. Булатов» (Владимир Семёнович, один из организаторов партизанского движения в Крыму). С подбором площадки возникли сложности. Партизаны обследовали большую территорию, но подходящей по площади взлётки так и не нашли. Поэтому Кашуба схитрил, радируя, что площадка есть такая - чуть ли не целый аэродром. Но попросил маленькие «У-2». Пилоты-друзья поняли замысел своего сослуживца, но виду не подали. Вызвались лететь Иван Нижник, Николай Огарков и Виктор Царевский, хорошо знавшие П. Кашубу и маршруты полётов в Крым. С аэродрома Агой поднялись в ночь с 18 на 19 апреля. В пути сначала шли тройкой – по авиационному, «звеном»: Нижник ведущий, Огарков и Царевский - ведомые. По пути отказывали приборы у И. Нижника, но всё равно шли до Керченского пролива. Над Чаудой их осветили прожектора, а в районе бухты Двуякорной строй был разбит плотным зенитным огнём. В самолёте Царевского поразили топливный бак, и пилот повернул назад, кстати, вернувшись чудом.

В суматохе обстрела лётчики потеряли друг друга, и уже самостоятельно выходили на так называемую «страшенную» площадку. Сели почти одновременно, И. Нижник немного быстрее. И диву дались, чуть «не гробанувшись»! Площадка представляла собой сырое картофельное поле, метров тридцать в ширину и полтораста в длину. Да ещё с уклоном, да ещё в километре от неё стояла румынская застава! Расчёт был только на нежелание румын воевать, они и, правда, не сунулись. Около 15 партизан провожали Кашубу и Павлова. Лётчики, с отросшими бородами и сильно исхудавшие, отдали остающимся всё съестное. Благополучно прибыли на Кавказ. За спасательный полёт И. Нижник и Н. Огарков получили ордена Красного Знамени. П. Кашуба добился, чтобы позже эвакуировали и остальных членов экипажа и больных десантников. Достаточно много авиачасов налетал Павел Тарасович, выполнил ещё целый ряд заданий по снабжению и обеспечению частей действующей армии. 21 апреля 1944 г. был награждён орденом Красного Знамени. В представлении было отмечено, что Кашуба П.Т. с первых дней войны находится в действующей армии. Участник многих боевых операций, где проявил себя волевым, бесстрашным, отлично владеющим своей специальностью офицером. Имеет общий налёт 2841 час, в том числе ночью 322 часа. За время войны налетал 938 час., в том числе ночью 284 часа. Совершил 53 боевых вылета ночью в тыл противника, в том числе с посадкой на партизанские площадки - 8. Кроме того совершил 94 боевых вылета на линию фронта. При одном из налётов вражеской авиации на аэродром был подожжён самолёт. Капитан Кашуба, показывая личный пример бесстрашия, быстро мобилизовал весь экипаж на тушение пожара под осколками немецких бомб.

Продолжение следует в части  5                http://proza.ru/2021/04/18/2063