Рассказы М. С. Бубеннова

Николай Крыж
       В первом томе собрания сочинений М. С. Бубеннова, изданном в 1981 году в Москве издательством «Современник», я нахожу рассказы. Читая рассказы М.С. Бубеннова, как бы окунаешься в атмосферу того времени, в ту эпоху, о которой повествует автор. Путешествуя по страницам произведений Бубеннова, читатель видит природу того времени, посещает селения, входит в крестьянские избы и видит, как живут люди того времени, как они одеваются, что кушают. «Хозяйки… подносили еду: куриную похлёбку, окрошку, разные каши, квашеную и чистую сметану, холодное молоко в кринках, малину, сотовый мёд…» - так Бубеннов описывает «крестьянскую снедь», которой угощали крестьянки прибывших к ним бойцов отряда. В рассказах Бубеннова, так как он сам урождённый сибиряк, встречаешь слова, характерные для жителей Сибири того времени.  Я думаю, что читатели, прочитавшие рассказы Михаила Семёновича Бубеннова, обогатят свои знания в историческом, философском, культурно-бытовом планах.
          Природа в произведениях М.С. Бубеннова является живой свидетельницей, живым персонажем рассказов.
     В рассказе «Огонь в тайге» автор показывает, как природа воздействует на героев его рассказов, в данном случае – капитана Повалихина: «… только вступив в неё, сразу почувствовал себя маленьким и беспомощным. Тайга придавила его глухотой сумеречных падей, ночными шорохами, терпкими запахами заживо гниющих в болотах трав…».
   Вот как описывает Михаил Семёнович морально-психическое состояние дерева - тополя в рассказе «У тополя» при копке партизанами себе могилы: «Раскидистый тополь стоял над ними поникше и безмолвно». Вот в рассказе «На Катуни»: «Лес переживал грустные дни листопада… деревья стояли, как оцепенелые». В рассказе «Трын-трава»: «На опушке, у самой дороги, стояла, чуть подбоченясь, весёлая сосна – высокая, курчавая, в лёгкой бронзовой одежде».
   Прекрасно описано время суток в рассказе «У старого тополя»: «Вечерело. Чернолесье, утомлённое дневной шумихой птиц, засыпало. Летучая мышь уже металась над ложбиной, где стоял старый тополь».  Очень тонко подмечено появление летучей мыши с началом сумерек.
  Вместе с тем своих героев Бубеннова постоянно сравнивает с различными животными, действия, движения - с их повадками. «Петька быстро, как бурундук, спустился по стволу яблони» - пишет в рассказе «Трын –трава» Михаил Семёнович, а вот в рассказе «Огонь в тайге» описывает образ Васьки Ольхина: «Этот молодой и худенький парень, юркий и ловкий, как соболь, лихо посадив на затылок картуз, неустанно носился по отряду…»
      
Каждый герой рассказов Бубеннова наделён своей разговорной лексикой:
Так говорит капитан Повалихин: «А ведь это недурно, а?... Нет, это остроумно, чёрт возьми! Это произведёт фурор!».
Вот диалог Чернова Игната и Петьки в рассказе «Трын-трава»: « - Здорово, колхозники!
- Здорово, - не сразу ответил Петька.- А ты… откудашний?
- Вон, из Каменки.
- Таких у нас нету.
- Да, таких нет, - вздохнул незнакомец. – Такие раньше были.
- Давно?
- Тебе сколько лет?
- Десять будет на праздник авиации.
- Выходит, такие были, когда тебя на свете не было.»
В этом коротком диалоге записанном Бубенновым,   можно распознать кто с кем разговаривает.
Все произведения Михаила Семёновича остаются актуальными до настоящего времени. После развала СССР  стало возможным услышать или прочитать в СМИ, что только благодаря личным качествам В.И. Ленина в стране победила революция, и его обвиняют в свержении монархии, И.В. Сталина обвиняют в том, что он организовал свои сталинские репрессии. |
    Прочитав рассказы М. С. Бубеннова, начинаешь понимать, что эти мнения относительно революционных событий, сталинских репрессий и прочих исторических событий прошлого века не совсем верны. Вот как в рассказе «Огонь в тайге» описывает события М.С. Бубеннов в деревне Петровке: «Партизан Глухих и солдат Мохов по указанию хозяйки квартиры поймали известного в деревне своей жестокостью бывшего урядника. Связав уряднику руки, они повели его к квартире Повалихина. Вокруг образовалась большая толпа крестьян и солдат. Толпа покатилась по улице, как шумный поток. … Повалихин хотел броситься вперёд, вырвать урядника, но толпа, крича, повалила к воротам, и он с ужасом заметил, что даже солдаты, слившись с толпой, потрясают в воздухе винтовками и требуют расстрела урядника. … Из дома Повалихин увидел, как солдаты и мужики потащили урядника в переулок, за огороды. Вскоре оттуда донесло сухой удар залпа». В этих строчках мы видим, как народ карает своих врагов. Становится понятным, что народная толпа сама вершила историю. Название рассказа «Огонь в тайге» символизирует революционную борьбу в таежных районах России. «В штабе военного округа ожидали, что восстание, точно ветром подхваченный огонь, быстро раскинется и пойдёт полыхать по всей таёжной округе». – Так пишет Бубеннов, сравнивая народное восстание с пожаром в тайге.               
    Рассказ «Огонь в тайге» Михаила Семёновича Бубеннова начинается со слов: «У безымянной таёжной речки, на небольшой елани, оцепленной молодым ельником, солдаты вырыли могилу». 
Писатель повествует об одном походе в тайгу карательного отряда. Действие этого рассказа, скорее всего, происходит в 18 - 19 годах прошлого столетия, когда царизм свергнут, власть находится в руках контрреволюционного правительства, беднейшая часть трудового народа недовольна установленными порядками, объединяясь, оказывает неповиновение и сопротивление, захватившим власть. Начинает разгораться пожар гражданской войны,  зарождаются красные партизанские отряды. Сюжет рассказа производит сильное впечатление.  Ни одного прочитавшего этот рассказ, я думаю, он не оставит равнодушным.
    Один из главных героев рассказа белогвардейский офицер - капитан Повалихин. Сама фамилия созвучна с названием села Повалиха, что находится в Алтайском крае. Бубеннов кратко преподносит читателю предысторию Повалихина: «Он родился и вырос в тихом, уютном имении на Волге, привык к добродушному плеску могучей и вольной реки, к бескрайним лазоревым просторам степей, покрытых лёгким небом». Автор представляет читателю портрет Повалихина: «…с виду флегматичный человек, рано начавший полнеть, с небольшой лысинкой, тщательно замаскированной редкими светлыми волосами… щуря тёплые карие глаза, учтиво пожимая руки друзей мягкими подушечками своих ладоней…» Читая, сначала воспринимаешь Повалихина, как безобидного – обыкновенного человека. Но, вчитываясь глубже, понимаешь, что это не безвольный человек, что таятся в характере Повалихина черты служаки с барской натурой.                «Ходил в поход в чине поручика. Возвратясь в губернский город, он надел новый китель из английского сукна с капитанскими погонами и прочно занял видное место в офицерском обществе». Кому война, а кому мать родна. Так и для Повалихина. Повалихин, когда ему нужно было «… грубовато расталкивая друзей широкими пухлыми плечами…» пробивался -  пробирался по карьерной лестнице. В этих словах автор показывает целеустремлённость Повалихина. Автор описывает деятельность карателя - за что он получил капитана, как бы в двух словах: «ходил в поход по степным волостям. Там он жестоко разгромил и сжёг несколько повстанческих селений».
           «В июле поднялось восстание в Пихтовке - в глубине тайги».  Повалихин  «…заявил, что желает возглавить карательную экспедицию». Этим показывает Бубеннов офицера, который борется с мятежным народом – карает его за непокорность, за желание жить свободно. «Капитан вышел в тайгу с чувством полнейшего довольства собой» - в этих строчках отражается морально-психологическое состояние командира карательного отряда в начале похода.
      Но поход по тайге оказался нелёгким для  Повалихина и его отряда. «Места, по которым шёл отряд, были заселены редко. Всюду народ относился к отряду враждебно. Только появится разведка у заимки или деревеньки – народ бежит в тайгу. Солдаты питались плохо». Повалихин скоро убедился, что его непривычный к тайге отряд не выдержит испытаний…» Повалихин начинает переживать за исход начатого дела, за свою карьеру, часто и беспокойно твердит: «Надо что-то делать!»
     Решил Повалихин посоветоваться с солдатом, находившимся в его подчинении - Васькой Ольхиным, у которого была, как он считает, «крепкая жизненная хватка». На вопрос: «Что делать?» Васька Ольхин советует назваться партизанами. Таким образом, как будто с лёгкой руки Васьки Ольхина карательный отряд под командованием капитана Повалихина превращается в партизанский. Михаил Семёнович пишет: «Утром Повалихин удивился, взглянув на свой отряд. Солдаты были одеты пестро: …Почти у всех солдат на фуражках или на груди трепетали красные и бордовые ленты».
         Подчинённые Повалихина  занимаются карательными мерами, но не против восставшего народа, а наоборот.
        Перед Повалихиным снова всплывает вопрос: «Что делать?».
     Повалихин  решает снова, с лёгкой руки Ольхина, всё расставить на свои места, вызывает его к себе.
   « - Надоело! Опротивело! – Повалихин говорил брезгливо, жёстко. – К чёрту! Надо сейчас же собрать десятка два примерных солдат. Только тихо. А потом…  Понимаешь? Этих…
Васька Ольхин смело взглянул на Повалихина:
- Нет! Из этого ничего не выйдет!
- Что-о?
Не повышая голоса, Ольхин сообщил:
- Видишь ли, не желают ребята  обратно в белых обращаться».
       «Утром отряд вышел к Пихтовке - на соединение с партизанами. Отряд бодро шёл по тайге, гремя новой, ещё плохо разученной песней о том, что к счастью дорогу грудью проложат себе. Впереди отряда шёл, осматривая в бинокль тайгу, маленький, худощавый командир – Василий Ольхин…»  Так заканчивается карьера капитана Повалихина и рассказ Бубеннова «Огонь в тайге».               
             Не менее удивительный рассказ Бубеннова называется «Трын-трава». О том, как свою родную деревню Каменку посещает бывший хозяин её земель раскулаченный кулак, «ликвидированный», как он сам себя представляет деревенским мальчишкам, Игнат Чернов. С таким сюжетом  я встречаю рассказ в русско-советской литературе впервые.  Автор в своём рассказе философски осмысливает раскулачивание. Уничтожить человека можно и, как классового врага, но его отношение к собственности, к природе – нельзя. Вот идёт Чернов по полям, на которых растёт рожь и удивляется: «Хороша!». «Дорога виляла во ржи. Многое, что встречалось на ней, остро и жгуче напоминало о далёком прошлом, и оттого взгляд Чернова с каждым шагом становился суше и темнее». Бывший кулак встречается с представителями нового поколения, представителями нового советского государства, которые могут знать Игната Чернова только понаслышке, из разговоров старших. Чернов Игнат, хоть и из бывших кулаков, а распоряжается природными богатствами, как своими собственными: «Ну, хотите, я вам яблок нарву?» - Спрашивает он у подростков. «Это моя была раньше яблоня», - повторял он.
Он их называет «колхозниками».
       Бывший кулак хочет показать себя лучше, чем он есть на самом деле: «Да, наговорили, видать, вам про меня, раз бежите от меня будто от зверя. Нет, я теперь беззубый». Однако, «Не всё видно заживает… Он шёл, тяжело переставляя ноги, и изредка зло впивался желтыми зубами в яблоко…» - так художник Бубеннов рисует психологическое состояние Чернова при виде своей деревни.
Автор показывает отношение к бывшему кулаку его односельчан, живущих новой жизнью, которых он эксплуатировал, у которых он сжёг конюшню.
       Правильно оценил писатель душевное состояние бывшего кулака словами подростка Петьки, который сказал, встретившемуся Чернову возле яблоньки: «Не знаешь, что у тебя на уме». Так оно и получилось: «На другой день Петька и Сенька пошли в поле, к своей любимой дикой яблоньке. Пришли и ахнули: с комля яблони была содрана вся кора…». Вот тебе и «беззубый» кулак! У меня сложилось такое мнение, что хоть ложку дёгтя, но нужно бросить в бочку с мёдом – такова была психология бывших кулаков. И это отражено в рассказе Бубеннова. Здесь же вспоминаются слова Ельцина, который стоял в 90-ые годы прошлого века во главе развала СССР и заявлял с трибуны, что он потомок раскулаченного. После развала СССР все потомки бывших имущих кинулись высуживать имущество или компенсации за изъятое у их предков, которое было конфисковано советской властью. Только кто где, когда и что высудил? Рассказ Бубеннова М.С. доказывает, что  тема раскулачивания ещё долго будет  чадить  над  развалинами самой великой страны 20 - го века. Этой темы касается и В.М. Шукшин в своём рассказе «Космос, нервная система и шмат сала», говоря словами старика: «Ты бы, наверное, у них комиссаром был?»
        Прочитав интересные и жизненные рассказы М.С. Бубеннова, понимаешь, как жестоко и незаслуженно обошлись в нашей жизни с автором и его произведениями. От чего так получилось? Может быть, от того, что он является представителем, выходцем из беднейшей, малограмотной части российского народа? Образование М.С. Бубеннов получал не в столичных университетах, а в школах глухих сёл Алтайского края: Поломошное Новичихинского района, Романово Романовского района, Весёлый Яр  Рубцовского района.
       В настоящее время мало пишут книги о народных героях о их подвигах, а больше о тех, кто был во главе карателей, кто был представителем имущих классов; о таких, как адмирал Колчак, атаман Анненков, барон Врангель, генерал Деникин и т.п. -  им ставят памятники, их стараются оправдать в преступлениях против народа, а памятники на могилах народных героев, партизан, как и героев Великой Отечественной войны, разрушаются вандалами. Поэтому то и поётся в песне: «От героев былых времён не осталось почти имён».  Моё мнение потому, что к власти пришли люди с деньгами, если их можно назвать людьми, так как те богатства, которыми они сейчас обладают, добыты преступными средствами.
     Вот ещё один замечательный рассказ М.С.  Бубеннова, который называется «У старого тополя».
Рассказ начинается со слов: «Кончился бой. Отбиваясь из берданок и старинных шомполок, партизаны отступили в глухое чернолесье, оставляя на сучьях валежин клочья одежды…».
Там, где шёл бой, белые захватили в плен троих партизан. Одного, плечистого бородатого старика, вытащили из болота с пулемётом-трещёткой, каким пугают зайцев. Молодого парня… собирался пустить в левый бок заряд картечи. А третьего партизана нашли в яме …  И только он встал на колени… солдаты враз ахнули: - О! Баба!».
Девушка заявляет: «- Была бабой, а теперь нет». То есть боец, партизан – это моё мнение.
Интересный момент в рассказе: Начальник конвоя Самохин докладывает господину штабс-капитану Лозинскому о трофеях - на вопрос: «Какие трофеи?
- Бердана с забитым патроном и ….
- Ну?
- Трещотка, господин штабс–капитан, смутился Самохин. – Зайцев гонять. За пулемёт у них служила…
- Дурак! – Лозинский обернулся. – Выбрось да помалкивай о таких трофеях…
В этом эпизоде автор рассказывает каким оружием воевали партизаны. Штабс–капитану Лозинскому стыдно за такие трофеи, поэтому он и говорит, что помалкивали бы о таких трофеях, потому что, штабс-капитан понимает, что они воюют с безоружным народом.
      Далее Самохин докладывает, что «один партизан оказался бабой», позднее мы узнаём, что эта «баба» назвалась Белугиной Анной. Напрашивается вывод, что колчаковская армия воевала и одерживала победы в основном в боях, с партизанскими отрядами, где большинство личного состава были старики, ребятишки да «бабы».
   Партизан можно было физически уничтожить - расстрелять, закопать в землю, но их дух к свободе не победим. Бубеннов это показывает на образе Белугиной Анны. Вот как характеризует Михаил Семёнович свою героиню словами начальника конвоя Самохина: «Хоть куда бабочка. Ничего лишнего кроме штанов.
- Партизанка, говоришь?
- Так точно. И смотрит, разрешите доложить, тигрой.»
«Лицо партизанки было смуглое, тонко очерченное, с живой, бьющей изнутри свежестью. По левому глазу её сильно ударили плетью. Глаз, зажатый синеватой опухолью, выглядывал из прорези настороженно, словно зверёк из норки, и придавал лицу ядовито-лукавое выражение.
«- Вы, конечно, случайно попали к партизанам, Анна Белугина?» - Задаёт провокационный вопрос   белогвардейский офицер, желая получить утверждающий ответ.
«Нет, по своей воле пошла…  За правду пошла…» - Отвечает партизанка.
Когда Анну отпускает Лозинский по своей милости.
«- Да как я с вашей милостью по земле ходить буду? – Спрашивает героиня, скорее всего у своей совести, чем у штабс-капитана.
Рассказы Михаила Семёновича Бубеннова имеют много достоинств, можно сказать словами народной пословицы: «Мал золотник, да дорог».  Недостатков в рассказах М. С. Бубеннова я практически не нашёл.
      Захотели забыть Бубеннова и его произведения те, которые страну СССР привели к развалу. Такой писатель им неудобен. Бубеннов прямолинеен и дерзок, готов биться за правду до конца, потому что такой у него характер. «Не велика мышка, да зубок остёр» - словами самого автора можно охарактеризовать его характер.
    Если кто-то считает, что я не прав в своих высказываниях, пусть выскажется, будем трезво разбираться на основе имеющихся материалов и контекстов.