Девять дней ада... проза жизни

Мартынов Алексей Владимирович
Жара этого, 2010 года, лета просто убивала...
   
Где находится Рай? А где Ад? Кто может ответить? Сколько бы я не думал над этими вопросами ответ для меня один – Ад и Рай здесь, рядом с Вами, на нашей Земле. Мы сами создаём или одно или другое своими действиями, поступками, делами, даже мыслями, можно создать или благоденствие или же муки гиены огненной.
 
Мобильник зазвонил, когда я копался в огороде, глубоко в душе ненавидя это дело. Звонила сестра…
- Алексей ты где? Опять пожар…! Нас срочно эвакуируют!
Бросив вёдра и лейку мы с женой побежали к машине. На бешенной скорости принёсся домой из садового товарищества. Переоделся в форму охранника, схватил несколько бутылок воды, чмокнул в щеку плачущую жену, и полетел на машине на дачу к родителям в Усть-Кундыш.
 Месяц назад там уже был лесной пожар. Мы смогли остановить его за три километра от посёлка. Пришлось отжигать лес от линии электропередач – шёл верховой пожар и другого метода, как пустить встречный огонь у нас не было. Как ещё можно остановить огненную стихию не имея никакой техники под рукой? Да ещё видя полную беспомощность руководства республики, понимая, что несколько человек против семи километров огня, это всё что можно поставить в противовес разбушевавшейся стихии. У меня до сих пор пред глазами белое, как бумага, лицо министра лесного хозяйства, от которого мы требовали с лесниками разрешения на отжиг. Вместо приказа – Отжигайте лес, спасайте посёлок и магистральную ЛЭП питающую столицу Республики – мы увидели безвольное махание руками и услышали – Делайте, что хотите…. После этого министр сел в свой дорогой джип и в сопровождении пожарной машины уехал от греха подальше…
Выведя колонну машин беженцев через полыхающий лес на трассу, под опеку МЧС и милиции я вернулся обратно на рубеж и мы с оставшимися настоящими мужиками провели отжиг леса, остановив верховой пожар. Только на следующий день я узнал, что у меня сломано ребро и пробит бок об сучок, от упавшее через дорогу, горящего дерева. В тот момент, когда оттаскивал его с дороги, открывая путь машинам, боли не было – адреналин, как наркотик, обезболивал лучше наркоза.

Почему я понёсся как сумасшедший опять на пожар? Я задавал себе этот вопрос несколько раз. Ответ был один – если не я, то кто? Выпендрёжь? Нет! Просто я видел, как работают руководители… разных инстанций и ведомств. Толку от них нет и не может быть, они чинуши, которые держаться за свои нагретые кресла и боятся собственной тени. Вдруг дадут приказ, а он окажется неправильным или не дай Бог приведёт к плохим последствиям – тогда прощай родное кресло, под которое уже давным-давно заточен зад, стол с большим ящиком для взяток, секретарша в мини юбке, готовая ко всем услугам, светские рауты – нет, этого они пережить не смогут.
Было изначально понятно – придётся опять мотаться по просекам с лопатой и бензопилой, самому с несколькими людьми валить охваченные пламенем деревья, окапывать горящие участки леса, короче - пытаться сделать хоть что-то, что бы остановить ещё раз бешеную стихию.
Так и произошло…. Подозрения меня не обманули….
Огонь шёл со стороны деревни Яндулкино. То ли он прополз через ЛЭП по не пропаханному минполосой болоту, толи, как утверждали многие, это был поджог, что теперь уже разбираться, нужно было спасать посёлок, свой посёлок и два детских оздоровительных лагеря.
Посёлок и лагеря эвакуировали, хоть за это надо сказать спасибо МЧС. Что-что, а эвакуацией они заниматься умеют. Остальное…. Остальное, как начальство скажет.
Ужаснее всего было состояние понимания своего бессилия перед стихией. Понимание… Дурацкое слово. Страх, ужас происходящего…. И именно этот ужас гнал меня вперёд, на рубеж огня. Там я и познакомился с Георгием Майоровым лесным инспектором из Кокшамары и бульдозеристом Дмитрием Молчановым. Мы предприняли первую попытку пробить минполосу и произвести встречный отжиг, чтобы остановить верховой пожар. Я, как местный, показал кратчайший путь, по которому можно было перенаправить огонь в сторону мокрых болот, стариц и реки и пошёл впереди бульдозера, ведя его за собой. Потом его повёл Георгий, а меня отправил в штаб ГО ЧС, доложить обстановку и получить приказ – Отжигайте.   
     Другого выхода мы просто не смогли найти в этой ситуации. Да и приказа нам никто не отдал, так как всё начальство тряслось от страха за свои кресла. Пришлось решать самим с Алексеем Цыганком и Алексеем Шургиным – начальники среднего звена министерства лесного хозяйства…. Остальное начальство было в ступоре. Оно, начальство, только и могло, что обрывать мобильный телефон и долбить просьбами доложить обстановку, и так каждые пятнадцать минут. Потом я их просто послал на … и предложил самим явиться на рубеж огня, самим посмотреть эту долбанную обстановку, оторвав жопу от стула в штабе. Как это не странно, но это подействовало…, начальство соизволило объявиться, правда, не в огонь, а близко,… метров за тысячу….
Первый отжиг мы просрали…
Ветер поменялся и верховой пожар благополучно перекинулся через пропаханную полосу, кидая головёшки за пятьсот метров вперёд. Поверьте на слово – когда ты попадаешь в ловушку из огня, и вокруг тебя бушует пламя, а выход только один – попробовать пробежать триста метров по горящим мху и завалам валежника, уповая на проведение, - становится очень жутко на душе. Мы с Георгием оказались именно в таком положении и рвали когти до ближайшей дороги с твёрдым покрытием. Видали бы вы рожи пожарных на которых мы выскочили из стены огня в дымящейся одежде и напрочь расплавленной обуви, оря и матерясь, прыгая на месте, выписывая коленца крутого гопака – сильно жгло ноги, не говоря про другие участки тела. Благо нас сразу отлили ледяной водой из рукава для тушения пожара.
Через пол часа, поменяв форму и обувь, мы опять полезли на рубеж и стали пробивать новую минполосу бульдозером – до посёлка оставалось семьсот метров….
Нам повезло. Ветер стих, и верховой пожар перешел в низовой, хотя и это ничего хорошего не предвещало – горело уже "хреналион" гектаров, и на нас шёл фронт огня шириной в семь километров, забирая нас в кольцо.
Приехало опять начальство и стало предлагать делать отжиг прямо от заборов посёлка и детских оздоровительных лагерей. Короче, - предлагалось сжечь лес с многовековыми деревьями и поселковым кладбищем в придачу. Выслушав рекомендации по отжигу, я предложил альтернативу – Первый кто попробует сжечь кладбище получит от меня пулю в задницу из «винчестера» - и отправился с несколькими людьми на огонь с лопатами. Хотите верьте, хотите нет но мы втроём с Володей Тутаевым и соседом Палычем  остановили вручную, одними лопатами первые триста метров огня, за эти метры и зацепили всю оборону, прогнав бульдозер и привезя волонтёров с лопатами из города, которые стали отрывать периметр пожара вручную.
Люди – это самое ценное, что есть в нашей стране. Господи, когда начальники всех мастей поймут это?
Правда, нужно отметить, что попадаются и редкие козлы среди народонаселения нашей Родины.
Когда мы с волонтёрами, задыхаясь от дыма, с обожженными лицами и ногами, держали рубеж пожара одними лопатами, мимо нас катались пожарные машин МЧС (МИНИСТЕРСТВО ЧТО СЛУЧИЛОСЬ) с полными бочками воды и полными расчётами пожарных. Озверев от такой наглости я вышел с лопатой из леса на дорогу и остановил одну из машин, вежливо попросив раскатать пожарные рукава и начать отливать то, что мы уже откопали и остановили. На что мне начальник расчёта, упустим фамилию этого урода, ответил – У нас машины только из покраски и не дай бог от температуры краска облупится, начальство сильно ругаться будет.
Выслушав эту тираду, я поинтересовался у доблестного бойца МЧС – А если я тебе сейчас лопатой пер*ебу по морде у тебя ничего не облупится?
После стычки со всем расчётом, а их было пятеро, а я один, ко мне на подмогу прибежало из леса человек двадцать волонтёров, ну, очень злых работяг и санитаров из "психбольницы". Пинками с зуботычинами они быстро восстановили статус-кво – приятно было наблюдать, как пожарные занимаются своим непосредственным делом - тушат пожар….

...Девять дней продолжалась эта борьба с бушующей стихией. Успех сменялся поражением и наоборот… Посёлок был в полном кольце огня. Огонь мог в любой момент уйти дальше, на другие населённые пункты. Но, мы его отстояли…. А на десятый день, как будто услышав наши молитвы, после сорокоградусной жары, пошёл ливень, да такой сильный – тут я поверил – мы победили. Наконец-то победили! Дальше огонь уже не сможет оправиться и набрать мощь.

Спасибо всем, кто был на этом страшном пожаре, кто без фамилий, имён, не ради наград, а ради своей Родины боролся с огнём.
Спасибо!

(фото из своего мобильного телефона)