Искушение Христа в пустыне

Нинэль Крымова
      «Иисус возведён был Духом в пустыню, для искушения от дьявола» (Мф.4:1). Оставлен в пустыне один на один с собой, со своей душой и телом. Это искушение повторяет сцену искушения в Едеме. Только тогда был искушаем человек, а теперь искушаем Богочеловек.

       Устоять перед искусителем или поддаться ему? Вот выбор, который предстоит сделать Богочеловеку. Ева в Едеме выбирает, кого ей послушаться: Бога или дьявола?

      Послушаться Бога, означает сделать над собой, стоящей ниже Его, усилие - тянуться вверх. В то время как послушаться дьявола означает как раз обратное - не делать над собой никаких усилий, а просто упасть вниз, не только не приблизившись к Богу, но, напротив, отдалившись от Него.

      Запрет вкушать плод есть, таким образом, запрет человеку - вершине творения, падать вниз, возвращаться, двигаться вспять. Ева останавливается на том, что проще и что не требует от неё никаких усилий. И результат нам известен: все мы оказались не там, где могли быть и где были быть обязаны.

     Именно потому, что Ева не выдержала испытание в Едеме, сказав «да» дьяволу, а не Богу, и потребовалось ещё одно испытание - искушение дьяволом Иисуса Христа.

      Христос же искушаем трижды. Да и пустыня к тому же так не похожа на Едем. Еву окружал плодоносящий сад. И Бог был совсем рядом. И Адам присутствовал там же. Христос в пустыне один на один с дьяволом. Всё зло мира против Него, изнурённого сорокадневным постом.

     Дьявол не просто подступает к искушаемому. Он выбирает для искушения подходящий момент, выслеживает свою жертву, подстерегает, рассчитывая застать врасплох. И дьявол приходит к Нему. Но приходит не в первый день поста, и не в пятый, и не в десятый, а после сорока дней голодания, когда Христос, как сказано «постившись сорок дней  и сорок ночей, напоследок взалкал» (Мф. 4:2). То есть Он был измучен до крайности, и силы Его иссякли.

      Для Христа не стоит вопрос кого слушать. Христос Сам Бог. Но не только Бог, а ещё и Человек. Бог и Человек одновременно - Богочеловек! Кого же в Нём намеревается испытывать дьявол: Бога или Человека? Но чем можно испытать Бога? И есть ли смысл испытывать Человека, в котором воплощён Бог?

      Дьявол испытывает прочность союза между Богом и Человеком, между Творцом и Творением. Теперь, в пустыне осуществляется попытка дьявола поссорить Бога и Человека в Богочеловеке, то есть, поссорить Богочеловека с Самим Собой.

      Итак, в пустыне Христос искушаем двояко: как Бог-Сын и как Сын Бога. При этом присутствует Бог-Отец. Присутствует незримо и немо, всё видя, но ни во что не вмешиваясь, ни чем не обнаруживая Своего присутствия, не подавая Голоса, как это было и в Едеме. Только место действия переместилось в бесплодную пустыню, как бы упало с Неба на землю, символизируя этим перемещением падение самого человека, рухнувшего с Небес на землю.

      Бог, спустившийся на землю, и Бог, взирающий с высоты Небес. Бог недосягаемый и неуязвимый (Отец), и Бог, как бы отданный во власть Человеку, нагой и беззащитный перед ним (Сын). Это означает, что в пустыне Бог как бы стоит Лицом к Лицу не только с Творением, но и с Самим Собой: всесильный и беззащитный, недосягаемый и уязвимый, Бог-Отец и Бог-Сын. Бог вне человека и Бог внутри человека. Они разделены всего лишь тоненькой оболочкой человеческой плоти. Именно она делает Бога, поселившегося внутри Человека, уязвимым и беззащитным. Вот её-то и намеревается  искушать дьявол. Через неё он и намеревается сразиться с Богом.

      Каковы же испытания, которым дьявол собирается подвергнуть Богочеловека? Их три.

      Первое: «если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами». (Мф.4:3).

      Второе: «берёт Его дьявол в святый город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз; ибо написано: «Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнёшься о камень ногою Твоею». (Мф. 4:5-6).

      И третье: с высокой горы показывает Ему все царства мира и славу их и говорит Ему: «всё это дам Тебе, если падши поклонишься мне». (Мф. 4:9).

      Искушая Христа превратить камни в хлебы, дьявол тем самым провоцирует Его: покажи свою власть над камнями, над тем, что вне Тебя, и тем самым докажи, что Ты Сын-Бога.

      К кому обращено это искушение? К Христу-Богу или к Христу-Человеку? Человек не может превращать камни в хлебы. Это по силам лишь Богу. Но Бог не станет этого делать по просьбе дьявола. Просто так. Ради того, чтобы доказать, что Он-Бог. Поэтому дьявол обращается к Христу-Человеку, рассчитывая на то, что Человек спровоцирует Бога в Самом Себе на этот шаг. Вот и будет Человек опять поссорен с Богом. Человек-Христос подчинит Себе Бога-Христа и будет поссорен с Отцом.

      Что значит превратить камни в хлебы? Дьявол предлагает одну материю (низшую) перевести в другою, способную стать пищей для живого тела. А ведь тело - лишь средство жить, тогда как душа - главное, роднящее нас с Богом. Бог создал человека и «вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2:7). Нельзя душу питать тем же хлебом, что и тело. Душе требуется совсем иной хлеб.

      Как же отвечает Иисус дьяволу? «Он же сказал ему в ответ: написано: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4:4, Лк. 4:4)). Отвечая так, Иисус цитирует сказанное ещё в Ветхом Завете народу Израиля: «не одним хлебом живёт человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа, живёт человек» (Вт. 8:3).

      И на второе искушение «Иисус сказал ему: написано также: «не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4:7; Лк. 4:12). И это из Ветхого Завета: «Не искушайте Господа, Бога нашего, как вы искушали Его в Массе» (Вт. 6:16), «говоря: есть ли Господь среди нас, или нет?» (Вт 17:7).

     «Масса» - место остановки израильтян во время странствований по пустыне. Народ, долго не получавший воды, укорял Моисея, и тогда Бог сказал ему, чтобы он взял свой жезл, ударил по скале и источил воду (Исх. 17:6). Об этом событии рассказано в Четвёртой книге Моисеева - «Числа» (20:1-13).

     Цитируя сказанное в Ветхом Завете, Иисус тем самым напоминает дьяволу слова Господа к израильтянам: «И помни весь путь, которым вёл тебя Господь, Бог твой, по пустыне, вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоём, будешь ли хранить заповеди Его, или нет» (Вт. 8:2).

      На каждое искушение дьявола Иисус отвечает словами Господа. У дьявола же в первом искушении нет и намёка на Священное писание. Но потом, после первого ответа Иисуса, поняв, что Его аргумент - Священное Писание, он, как бы не желая уступить Иисусу первенства даже в этом, тоже начинает ссылаться на строки Священного Писания: «Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнёшься о камень ногою Твоею». (Мф. 4:6).

     В Священном писании про Ангелов было сказано, имея ввиду, что если споткнёшься душою, ослабеешь душою, то небесная поддержка тебе обеспечена. «Ибо Ангелам Своим заповедает о тебе - охранять тебя на всех путях твоих. На руках понесут тебя, да не преткнёшься о камень ногою твоею». (Пс. 90:11-12)  То есть сказанное про Ангелов касается в первую очередь опеки духовной, удерживающей Его от этих неразумных поступков, не свойственных даже и животным, инстинктивно соблюдающих земные законы природы. О чём это говорит? О том, что одни и те же слова Библии можно понимать по-разному, из одних и тех же слов делать разные выводы в зависимости от того, кто в тебе сильнее - Бог или дьявол. Иисус даёт понять, что живущий в земном пространстве, имеющий земное смертное тело, должен учить его подчиняться земным законам.

     И вот последнее искушение - истинная цель дьявола. Поклонись мне! То есть, признай меня выше Бога! Но почему же ему не сказать об этом прямо? Почему он открывается, лишь потерпев поражение дважды? Да потому, что он не может рассчитывать, что Богочеловек поклонится ему, признает его Богом. Вот он и прибегает к уловкам, расставляет ловушки. За превращение камней в хлебы никакой платы не обещано. Просто преврати, докажи, что можешь, что Ты - Сын Бога. И за прыжок с высоты тоже ничего не обещано. И лишь за преклонение перед дьяволом, когда все карты уже открыты, предложены все царства и слава мира.

      Попытки три, а цель одна. И все три попытки достижения одной цели осуществлены по-разному. В первой из них, поклонись тем, что исполнишь моё поручение (вели камням стать хлебами). Вторая уже более откровенно - пади, исполняя моё поручение (пади с высоты), третья - падши, поклонись мне. Впервые цель дьявола названа откровенно: то есть меня, а не Бога признай владыкой вселенной. Дьявол сам не может владеть миром, созданным Богом. Он может владеть им только через падшего человека, падшее Творение, если Творение принизит в себе Творца. Но Богочеловек может поклониться дьяволу, лишь падши, как пали в Едеме Ева и Адам. Вот чего добивается дьявол (падши поклонись!).

      «Тогда Иисус говорит ему: отойди  от Меня, сатана; ибо написано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4:10, Лк. 4:8, Вт. 6:13, 10:20). И оставляет Его дьявол, и Ангелы приступили и служили Ему.

      Отвечая так, Иисус показал, сколь важен для Него-Человека авторитет Бога и авторитет, сказанного Им в Библии. Этим Он и показывает, что значит быть Сыном Божьим.

     Каждый раз, говоря, «если Ты Сын Божий», дьявол пытался пробудить тщеславие, гордыню в Иисусе, похвастаться, что Он - Сын Бога, пытается узнать, что в Его сердце, будет ли Он хранить заповеди Бога. Но все его попытки напрасны. Надо ли кому-то доказывать, что Ты - Сын Бога, кроме Самого Бога, что и делал Иисус.

      Все три искушения были построены на том, чтобы побудить Иисуса смотреть вниз, себе под ноги, отводя взгляд от небес. Разве это не означало послушно доказывать не Свою Божественную природу, а совсем обратное. Дьявол искушал Иисуса отдать предпочтение земному. Иисус избирал Небесное. Сердце дьявола принадлежит земле, а сердце Иисуса - Небу.

     Ведь Бог нередко призывал человека к другому, говоря: «возведи очи твои» (Быт. 13:14; 31:12; Мф. 17:8; Ис. 49:18; 60:4). Подобно тому, как Геракл сумел победить Антея, лишь оторвав его от матери-земли, так и победить Иисуса можно было, лишь оторвав Его от Отца Небесного. Вот сатана и расставил сети у ног Иисуса, предлагая сначала превратить камни в хлебы, затем прыгнуть с крыла храма и, наконец, поклониться ему, пав лицом на землю.

      Итак, единоборство между благим началом, олицетворённом в Иисусе Христе, и злом, воплощённом в дьяволе, закончилось победой Мессии.

      В Первом послании Иоанна говорится: «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» (3:8).