В плену установок. Глава 11

Юлия Вебер
Ника скучала среди праздничного застолья, заставленного всевозможными салатами, густо политыми майонезом, так что они все казались одинаковыми на вид, среди непривычного для нее разношерстного общества. Притворно-скорбная энергетика досужего любопытства всевозможных тетушек и кузин, соседок и соседей лишала Нику готовности к разговорам. На любую тему. Она села за стол рядом с Лёпсом, Леночкой и Славкой, в самый дальний уголок, преимущество которого было в том, что можно было беспрепятственно и свободно выходить из-за стола, не причиняя неудобства остальным гостям.

- Давайте просто выпьем, за луну, за солнце, за лужи на дворе, за вчерашнюю грозу, за дождь, за ветер, за свет лампы, - громыхал басок Раиля. Он умело разлил водку, не сбавляя темпа, рассказал несколько анекдотов, произнес пару тостов. Атмосфера за столом стала свободной, завязалась общая беседа.

-Ты чего не пьёшь? -спросил Нику Лёпс.

-Не хочу.

-Какое может быть « не хочу», если у бати день рождения и все пьют за его здоровье.

-А я не хочу пить. Да и батя не пьет, только к губам подносит.

Лёпс усмехнулся:

-Да бате водка противна как медведю мёд. Вот подожди, все разойдутся…

В проёме показалась улыбающаяся Ядвига, неся перед собой на большом подносе огромную запеченную щуку:

-Водочка к рыбке рождает улыбку,- приторным голоском возвестила тётушка. Снова тоненькой струйкой полилась в хрустальные рюмочки бесцветная жидкость.

Ника ещё помнила вкус водки с маслом, которой ей посоветовала лечится знахарка, и её всю передернуло от отвращения, когда перед ней оказалась рюмка с традиционным русским напитком за праздничным столом. Она торопливо вышла из-за стола.
Неучтивость Ники была замечена всеми, но никто не удивился этому, Ядвига давно держала всю родню и сельчан в курсе дел своей семьи.

Вскоре, как это всегда бывает на вечеринках, приглашенные разделились. Мужчины, прихватив вишневую наливку и настойку из красного корня, вышли перекурить на свежий воздух. Женское общество чинно и благопристойно затянуло старые песни о главном, наболевшем, о запретной любви и мужских изменах.

Окровавленное солнце почти спряталось за горизонтом. На огород ложились чёрные тени, растворяя в себе яркие краски цветущих трав. Звонко стрекотали зелёные кузнечики, усевшись на самых верхушках, склоненных под их весом травинок. Ника сидела одиноко на лавочке возле бани и думала о том, как правильно она поступила, покинув застолье. Ведь если бы не это, то она бы не увидела такой замечательный.  густо залитый красным закатом край неба. Хорошо сидеть на лавочке и просто смотреть на ярко-красный, почти багровый закат, ни о чем не думая, только чувствуя, как растворяются в притухающих красках все отрицательные эмоции, мешанина событий и мыслей. Вытягиваются куда-то в небытие, а на их место приходит какая-то внутренняя уравновешенность и покой.

Скрипнула тихонько калитка. Подошёл, шлёпая тапочками, Петрович, присел на шершавую от облупившейся краски лавочку рядом с Никой, неторопливо закурил.

-Впечатляет,- глядя на заходящее солнце, произнес Петрович.- Разве в городе такое увидишь?

-Природа всегда впечатляет, особенно вне города, -Ника, не отрываясь, смотрела на закат.

-Знаешь, о чём я думаю? -Петрович покосился на Нику, встретился с её глазами.

-Вот исполнилось мне сегодня пятьдесят пять лет. Вроде денег достаточно зарабатываю, на пиво мне хватает, детям хорошо помогаю, внучкам, а душа неспокойна, словно не доделал чего-то важного, что-то упустил в жизни. Иной раз проснусь ночью, сердце щемит, ведь неправильно жил. Работал всю жизнь, как вол, всё в дом нес. Каюсь, грешен был, пил много одно время, так жизнь такая была, все в то время на Севере пили. Да и сейчас, чего таить, пьют. Я ведь благодаря Лёпсу первый раз пить бросил, очень мне сына хотелось иметь. Целый год держался, мужики у нас понимающие были, поддерживали. Молитву мужик один дал хорошую, чтоб, это значит, от пьянства меня отвадило. Пить в одночасье бросил. Дома тут такое увидел: квартира не убирается толком, посуда не моется, вечно горой в раковине сложена, кастрюли все закопчённые, дочка черт знает в каких жениных обносках ходит.

Стал замечания жене делать, а она на меня налетела, как орать начала, чего это я на ее кухне командовать стал и какое я, недоучка, право имею, её учительницу учить, как ей жить. Короче, такие скандалы у нас начались, дня без ругани и обид не проходило. Плюнул я как –то раз, взял и убрал всё так, как раньше в маменькином доме было. Кастрюли , правда отчищать не стал, выкинул, зато одну большую, красивую белую с цветами, купил. Надо было развестись, но я о Лёпсе и Ежевике подумал. Каково ему будет безотцовщиной расти. Да и Ядвигу я по-своему любил, ведь если б не любил, то не женился бы на ней, старухе.

Вот она с работы пришла, на кухню прошла, через минуту выскочила, руки растопырила, в бока уперла, глазищами своими огромными сверкает, как кошка разъярённая шипит:

-Ты меня укорять немытой посудой собрался? Показать хочешь, что я у тебя - неряха, к семейной жизни неприспособленная? А ты подумал, сколько труда мне в уроки вкладывать требуется? Я целыми днями только и знаю, что тетради проверяю и планы пишу.

Я трубочку свою покуриваю и смеюсь, мол, что ты, родная. В мыслях такого не было. Для себя это сделал, надоело в грязи жить, решил не ждать милости от жены, и пригласил свою любовницу убраться в квартире... Чистота ведь мне нужна, а не тебе. Тебя и так все в нашей жизни устраивает.

Осеклась она на полуслове, почернела как-то разом, будто жизнь всю из нее высосали, но грозится, мол, только попробуй сюда привести, живо исцарапаю: и её, и тебя, на всю жизнь отметины получите.

Я ее обнял, сказал, что пошутил, а она вскинулась вся и говорит с такой мне злостью:

-Уж лучше бы ты, Родинька, пил, проще жить мне тогда было бы. А то не знаю я теперь чего от тебя ожидать.

Я чуть дар речи от её слов не потерял, вот тут-то и отшвырнул ее от себя со всей силы.

Петрович попытался найти в глазах Ники понимание и сочувствие.

- Знаешь, Петрович, некоторые мужики, когда им себя жалко становиться, водку пить начинают.

-Так я и запил по второму кругу. Обидно мне стало. Живёшь и живёшь, ни о чем особенно не рассуждаешь. Ни о чём не думаешь.

Петрович перехватил взгляд Ники.

-Осуждаешь?

-Просто не понимаю.

Петрович тяжело вздохнул:

-Я ведь всегда хотел, чтобы она хорошо одета была. Посмотришь на иную бабенку: вся расфуфырена, одета, как куколка. И прелести свои выставит так, что глаза радуются, так бы и сожрал ее глазами. А больше-то ничего и надо, только мужиком себя почувствовать, кровь поволновать, и ей приятное комплиментом сделать.
Бывает, иная идет: и причёсочка у нее ,и юбочка вся в облипочку, и вроде вся упакована так, что нигде ничего лишнего не высовывается, а всё равно такая чувствуется женская стать. Опять же стоишь и любуешься. Для того бабы и созданы, чтоб мужики на них любовались.

А на Ядвигу как не посмотришь… тьфу! Ну баба бабой, что ни одень- всё, как на корове седло. Помню, увидел ее в первый раз: девчонка девчонкой, на танцы пришла, кофточка какая-то бесформенная сверху болтается, а внизу юбчонка размером с два носовых платка и ножки тоненькие-тоненькие. Глазищами своими как зыркнула, так в душе моей такая жалость захолонула. Пигалица этакая, а взгляд всю душу переворачивает. Вот по жалости и женился. После свадьбы только и узнал, что она на пять лет меня старше, когда командовать мной начала, мол, туда не ходи, с этим не водись. Крепко она меня в оборот взяла...

Растворились в темноте ночи последние краски заката, высыпались на небо яркие звёзды. Петрович щёлкнул выключателем. Вокруг фонарного столба заплясали светлячки и прочая мошкара. Ника неторопливо теребила в руках травинки. Петрович снова закурил:

-Вот скандалю я иной раз с ней. Так ведь не от злого сердца, а от обиды: не то могло бы у нас выйти, не так жизнь могла бы сложиться. Ни к чему она не приспособлена. Ничему не научена была, ни борща, ни каши сварить не могла. Рис сварит - так он весь слипшийся, кашу детишкам манную готовит, обязательно с комками. Как полы начнет мыть ,так везде лужи, а стирку затеет- все стены в брызгах и пене, и в шкафах вечный бардак. Только деньги, да деньги по молодости ей нужны были. А Лёпсу с Леночкой повезло. Живёт, как у Христа за пазухой, и в доме чисто, и еда, как из ресторана.

У Петровича вдруг слабо заныло сердце, он внезапно ощутил сильную слабость, показалось, будто ему не хватает воздуха, рванул воротник рубашки, шумно выдохнул не то воздух, не то застарелую обиду:

-Зол я по молодости был на Ядвигу. Вот, ведь, дело какое вышло. Прямо на моих глазах постреливала глазками в сторону моих друзей, выставляла свои прелести напоказ. Не щадя моего мужского достоинства, прямо можно сказать, дома притон устраивала, дома. Дочка в соседней комнате, а она на кухне у Расула на коленях, сидит, целует эту харю татарскую, немытую, а он- друг называется, обнимает ее. Вместе в училище учились, вместе по воскресеньям ходили на качели, смотрели, как платья у девчонок развеваются, да что под юбками у них виднеется, обзор-то снизу ого-го какой. А у него, сироты, блин, казанской, иной раз морда вся покраснеет, губа отвиснет, глазки масляные сделаются. Тьфу! Ты, Ника, прикинь, она эту погань сидит и целует. Я не стерпел, как в ухо ему дал, за шкреботину схватил и в двери вытолкал, да по лестнице вниз и спустил. Так он- наглец такой, мне ещё и кричит, что он ни при чем. Мол, сидели, чай пили, о делах разговаривали. Только услышали, что ключ заскрёбся в замочной скважине, так, Ядвига словно взбесилась, сразу ему на колени и прыгнула... и давай целовать. Он и растерялся не от того , что меня увидел, а от того, что она так поступила.

- Вот вы где притаились,- вышел из-за угла баньки Лёпс. -Шашлыки-то сегодня будут или как?

Петрович набычившись, сказал:

- А что больше приготовить некому?

Лёпс недоуменно посмотрел на отца, растерянно произнес:

-Да как бы ты всё время ими занимался … Тем более, твой день рождения…

- Тогда чего стоишь?- скомандовал Петрович.- Неси сюда мангал и ведёрко с мясом. Да шампуры из сенцов принеси, на холодильнике лежат.

Он проводил взглядом длинную фигуру Лепса, смачно сплюнул в траву.

Ника молча наблюдала за тем, как Петрович достал из-под банной притолоки топорик, поставил на широкий чурбан небольшую чурочку, приподнял топорик до плеча и легонько ударил им в середину желтоватого круга. Раздался то ли невесомый звон, то ли легкий посвист воздуха. Чурочка развалилась в разные стороны на две ровных половинки. Петрович подтянул к себе ближайшую, легко расколол еще на три части, на три ровных аккуратных полешечка.

-Каждый сам выбирает как дальше жить, -наконец нарушила молчание Ника.

Петрович уложил в мангал ровные поленышки, поджёг. Взметнулся вверх ярко-жёлтый радостный язычок пламени. Щепочки быстро, бездымно взялись огнем. Разом почернели и затрещали срубы поленьев. Задрожал над мангалом воздух.

Присев на лавочку, устало сказал:

-Сил больше так жить нет. Лёпс меня в гроб своими поступками скоро загонит. Пришел я утром с огорода, по-человечески попросил:

- Кофе сделай отцу!

Он даже пальцем не пошевелил, как книжку сидел – читал, так и сидит. Ладно, думаю. Скрипнул зубами, сел рядом, говорю:

- Кружку хоть подай!

А он- сволочь такая, мне в глаза глядючи, заявляет:

- Напутал ты, батя что-то. Это я у тебя в гостях, и это ты, батя, вместе с маменькой суетиться должен. А мне некогда, я книжку читаю.

Если б Леночка в этот момент на кухню не зашла, не знаю, чтоб было. Так убить его за всё это хочется. Я тут здоровье своё можно сказать на Севере не щажу, чтоб он за рубли не горбатился по ночам, а ему чашку кофе трудно отцу сделать. Всего-то две ложки в стакан засыпать, да кипятком залить. Ну не сволочь ли, сынок мой после всего этого?

Ника тяжело вздохнула:

-Что-то где-то когда-то ты ,Петрович, просмотрел в его воспитании, теперь вот плоды пожинаешь.

-Да некогда воспитывать-то было!

Петрович подтянул к себе ведерко , начал нанизывать мясо на шампуры, помешал кочергой угли в мангале, уложил над пылающими углями ровный рядок шампуров. Взглянув на Нику, сказал:

-Нас жизнь воспитала и его воспитает. Вот станет жить на одну зарплату, тогда живо вспомнит, кому он институтом обязан и работой. Сама ведь знаешь, что все деньги на него уходят.

-Разве в деньгах счастье?

Петрович свёл лоб гармошкой и тяжело вздохнул:

- И то верно. В иной дом зайдёшь, чувствуется, бедно живут. Так изо всех углов смех детский слышится, навстречу и стар, и млад бежит. Все улыбаются , гостям радуются, и весь вечер вокруг тебя прыгают, суетятся, что-то на тарелочки подкладывают, о чём-то расспрашивают. Чувство такое, что душа оттаивает, просыпается, и уходить из этого дома не торопишься. А домой приезжаешь - себя чужаком чувствуешь. Не то, что расспросить, кружку чая без просьбы не нальют, ещё и обругают. Мне на Севере вольготно, я туда в последнее время, как на курорт ездить стал. Привык уже к Северу, тянет он к себе. Сбежать бы туда насовсем. Только без Ядвиги, Лики и Лёпса. Устал я от них.