Размышления человека, такого, как и вы сами - 15

Эдуард Ратников
ЧАСТЬ ПЯТНАДЦАТАЯ

ЧТО МНЕ ИЗВЕСТНО О САМОМ СЕБЕ ПО МОЕЙ ЛИНИИ

Продолжение ТЕМЫ о своей личной ЖИЗНИ, школьные годы чудесные особенно были у меня, а вернее, у нас всех друживших.

На фотографии, к сожалению, не я. Я как всегда с  другой стороны фотокамеры, на этот раз самой ходовой в стране  - «СМЕНА». Но зато на этом фото мой самый старинный школьный друг ВОВКА СКВЕРЧАК, мы дружили с первого класса, за ним на багажнике моего велосипеда «ОРЛЁНОК» - СЕРЁЖКА, младший дружбан с «ЛАВРСКОГО» двора, так как были ещё два брата ЮРА и КОЛЯ, о них я уже вспоминал как о детях из ГЕРМАНИИ.
Что бы кто бы не утверждал, а жизнь за эти прожитые тобой годы довольно сильно изменилась. Причём интересный парадокс, когда живешь, то вчерашний день не очень отличается от сегодняшнего, но вот когда они начинают прессоваться, и дни становятся похожими на месяца, а потом и на года, то тут начинаешь замечать РАЗНИЦУ.

Да!!! Сегодня это не то, что 10, 20, 30, и так далее лет тому назад.

Вы обратили внимание, я уже начал мерить ДЕСЯТИЛЕТИЯМИ.
А что такое 10 лет?
Десять лет - это всё ваше время, проведённое с первого класса до окончания ШКОЛЫ. Вы только задумайтесь, и представьте себя за этот период своей жизни. С первого по десятый, это же такой срок, который невозможно ВООБРАЗИТЬ для любого школьника.
Теперь сравните ваши прожитые последние десять лет и этот школьный срок, там десять жизней каждый ГОД, а здесь десять лет как ОДИН год.
Об этом знают все, и я просто решил напомнить, если кто-то ещё не знает этого парадокса.
Например, меня удивляет, что очень распространенные УВЛЕЧЕНИЯ практически забыты, а я просто вырос на этих детских увлечениях, одно ЛЕТНЕЕ, а другое ЗИМНЕЕ. Но и то и другое в фильмах и в воспоминаниях других почему-то отсутствует.
Ещё раз напоминаю, что там, где я вырос, в ЛАВРСКИХ переулках г. МОСКВЫ - это переулки из деревянных домов и дворов с дровяными сараями, а под окнами палисадники.
Оба увлечения вполне спортивные, например, для появления цели у мальчишек для бесконечной БЕГОТНИ по двору требовались два предмета.
ОБРУЧ  от бочки и кусок проволоки достаточно толстой, для изготовления некоей держалки этого обруча.
Первое понятно, обруч - разъяснять нечего, просто, чем больше, тем лучше, но оптимальный размер от 50 до 80 см в диаметре, а также желательно брать именно центральный ОБРУЧ из всех тех, что насаживают на бочку. Просто средний - он прямой по всему диаметру.

Второе - держалка из проволоки, похожа на обычную кочергу, а может даже больше на УХВАТ, но не совсем. Ручка именно такая, как у кочерги, а вот загнутый конец внизу немного сложней, как ухват или захват.
Даже и не знаю, какое слово лучше.
 
В общем так, представьте, что нижний конец проволоки загнут в виде буквы «П» и ещё эта «П» отогнута под прямым углом к ручке - получится ЗАХВАТ или УХВАТ. Скоба как бы ЗАХВАТЫВАЕТ ваш ОБРУЧ, вы ставите его на землю, обруч заводится внутрь этого «П» захвата, и тогда вы толкаете этим захватом обруч и он, проскальзывая по проволоке, катится по земле.
Получается, ваш захват ничем не соединён с обручем, но вы толкаете, держа его на высоте 15-20 см от земли, и он катится вперёд.   
Вы бежите, обруч находясь в этом захвате, катится туда, куда вам надо "срочно по делу".

Современные конструкторы детских игрушек создали нечто подобное, приделав ручку к оси колесика, на, мол, ребёнок, катай эту каталку.
Я бы этому конструктору оторвал всё, что у него есть, по простой причине - он убил всё, что можно было убить в этой ИГРУШКЕ моего детства. Самое главное, он убил ИНТЕРЕС, который именно в том, что ОБРУЧ не соединён с ОСЬЮ колеса. ВЕСЬ интерес - удерживать ОБРУЧ самому, а они прикрутили колесо к ручке, доведя смысл ИНТЕРЕСА до нуля.

Когда  обруч отделён от ОСИ, вы можете толкнуть ЕГО сильней, и он покатится один вперёд вас, а потом вы его догоните, подхватите клюкой, и он опять под вашим управлением. Именно в этом и есть смысл РАЗВЛЕЧЕНИЯ.
Виртуозность управления этим обручем была у всех детей невероятная, они могли преодолевать любые препятствия. Мы ловко подбрасывали обруч ВВЕРХ, а потом ловили его, после того как он перескочил препятствие, мы бегали до полного изнеможения, и прокормить НАС было невозможно. Все дети всегда были голодные от беготни, не то, что сейчас, сидят за компьютером целый день, толстеют, и все на диетах похудения, как и их родители.

Никаких диет нам ТОГДА не требовалось, совершенно все тощие, как тростинки. Телевизоров ещё не изобрели, радиоприемники - вот только ДЕТЕКТОРНЫЕ, самодельные, компьютера нет даже у товарища СТАЛИНА.
Стрелялки все самодельные, но настоящие и действительно очень опасные, а не виртуальные, как у нынешних трущих носом экран.
Уроки делать не надо - ЛЕТО, гоняй, сколько сможешь. Вот такая активная ЖИЗНЬ.

Теперь вторая ЗАБАВА - зимняя.
Как ни странно, но тоже НУЖНА проволока, скорее металлический толстый ПРУТ, только обязательно гладкий, а не арматура, и большой по длине. Здесь толщина ограничена вашей возможностью  его согнуть так, чтобы получились салазки в виде трамвайной ДУГИ, опять же напоминающие чем-то букву «П» с очень длинными загнутыми ножками, что-то типа «СЛОНИКА САЛЬВАДОРА ДАЛИ», ну это так, для желающих слазить в ИНТЕРНЕТ, поинтересоваться ЭТИМ слоником.

Толстый, гладкий металлический прут, длиной метра ЧЕТЫРЕ, а то и все ШЕСТЬ, сначала сгибают посередине, опять же буквой "П", образуя дугу с длинными параллельными концами, далее изогнутая часть дуги загибается вверх до прямого угла, получается ручка как у детской коляски.
Получалась дуга с загнутой передней частью, напоминающая дугу у трамвая, и ещё оставались два полоза метра по два длиной, что-то типа старинных санок с ручкой как у детской коляски. Для использования этого совершенно примитивного агрегата под названием "ТАРАНТАС или ДРЫН" нужны два условия: Укатанный СНЕГ и желательно пологая и длинная ГОРКА.
 
ПЕРВЫЙ ведомый вставал на полозья из этого прута держась за ручку, а второй уже держался за него и далее все друг за друга, поочерёдно обхватившись руками за того кто впереди. Коли ДРЫН длинный, то и шесть человек могли встать. Естественно, сильно прижавшись друг к другу для устойчивости, а это, сами понимаете, гораздо интересней, если перед тобой сосед другого пола и ты обязан его обнять как можно сильней. Расстояние между полозьями делали  на ширину чуть больше плеч.
Кстати, разгонялись все как в БОБСЛЕЕ, бегом между полозьями, и постепенно все вставали на полозья этой ДУГИ. Удержание дуги в прямом направлении больше зависело от ведущего, но столь шаткая конструкция для всех.
Частенько все падали в снег не добравшись до конца переулка или горки. Но падение было не менее интригующее, чем само качение, и порой провоцировалось специально. Плохо ли полететь в снег, предварительно обнявши кого-то специально покрепче.

Так вот, Второй ЛАВРСКИЙ переулок, в котором я вырос, и был такой идеальной горкой. На этих дугах "ТАРАНТАСАХ" разных размеров ЗИМОЙ все катались, причём не только дети, а и взрослые, именно взрослый вариант "ТАРАНТАСА" я вам и описал. На эту дугу вставали ногами на полозья человек по пять-шесть, сколько поместится, и вот такой «БАБСЛЕЙ» каждую зиму.

А как же машины, скажете вы?
Не смешите меня, какие машины, одна-две за всю зиму, и то много. Кстати, переулок замощён булыжной мостовой, и был только кусочек асфальтовый до ворот больницы. Вот до этих ворот машины ездили, но там и горка ещё плохая, самая хорошая начиналась там, где кончался асфальт и начинался БУЛЫЖНИК. И естественно там снег не чистили, пока сам не растает весной.
Частенько вся эта команда БОБСЛЕИСТОВ летела кувырком в СНЕГ, стоять на металлическом пруте не ахти как удобно. Вот эти два РАЗВЛЕЧЕНИЯ я совершенно не встречаю ни в одном из современных сериалов, коих про эти времена моего детства уже отсняли тьму - тьмущею.

И ещё один интересный момент который могли наблюдать все кто угодно, но именно жители наших переулков наблюдали это довольно часто и естественно не специально, а просто по причине близости к источнику НЕОБЫЧНОГО для страны с такими холодными зимами. Это действо происходило исключительно летом и в хорошую погоду. Одним словом, по улице ДУРОВА в сторону театра АРМИИ, что в виде звезды, ходил гулять СЛОН. Причём БОЛЬШОЙ, высокий, но не очень толстый, хотя и ИНДИЙСКИЙ. Естественно, не один, а со своим дрессировщиком. Человек шёл обычно впереди, а СЛОН за ним, кажется, на верёвочке, но точно не помню, может и так, впрочем, какая разница, всё равно УСЛОВНОСТЬ в любом случае. Удержать СЛОНА – это смешно. Вот такая близость к уголку ДУРОВА, да и к центральному цирку ощущалась просто даже на жителях.
Ну например, были такие моменты, особенно когда ОТЕЦ присутствовал в местах отдалённых. Бабушка иногда сдавала маленькую светлую комнату  ЦИРКАЧАМ, они - народ кочевой, приезжали на гастроли, а жить, я уже говорил, совершенно негде, а в то время у неё с дедушкой была ещё комнатка, но она ТЁМНАЯ, окна выходили в сени, вот такой дом со странностями планировки. Зато мы с сестрой просмотрели все программы ЦИРКА того периода. Больше всего запомнился номер с железной дорогой, паровозом и вагонами, именно тогда был КАРАНДАШ, а НИКУЛИН был совсем молодым начинающим клоуном, а ПОПОВА так и вообще ещё НЕ БЫЛО.

Возвращаюсь к велосипеду.
Кстати, обычных велосипедов было очень мало, и они считались скорее транспортом, и на них был дорожный налог, требовалось купить НОМЕР для поездок по городу, номера ежегодно были разных цветов, в зависимости от года оплаты налога.
Детских велосипедов вообще не было, и только к концу ПЯТИДЕСЯТЫХ стали появляться такие подростковые, и самый лучший из них был «ОРЛЁНОК», я на этом «ОРЛЁНКЕ» изъездил весь центр МОСКВЫ, но только по закоулкам, так как у меня не было номера, да и возраст ещё маловат, не достиг четырнадцати.

Именно в этом месте есть смысл вспомнить эпизод из моей личной жизни.
Так получилось, что уже тогда, будучи учеником где-то пятого класса, я был сильно ВОЗМУЩЁН. Я любил наш район из деревянных домов, я любил центр МОСКВЫ, и именно тогда стали печатать путеводительные карты МОСКВЫ для приезжих, и мне, катающемуся по закоулкам без номера на своём «ОРЛЁНКЕ», карта была нужна для дела, а не просто так.

С большим трудом я насобирал и наскрёб денег, купил такую карту. Какое  же было моё удивление, что она совершенно не соответствовала даже тем реальным моим знаниям просто рядом от нашего дома. На этой карте было меньше половины наших переулков. Про несоответствие масштаба я уже просто молчу.

Я понял, что это специально для фашистов, чтобы они не могли найти КРЕМЛЬ, если войдут в МОСКВУ.

Моему возмущению не было предела, и я решил сделать свою личную карту. Я купил ватманский лист бумаги за 90 копеек, и он находился у меня дома, а сам я ездил с блокнотом по переулкам и зарисовывал, записывал их названия, а вернувшись домой наносил их на свою личную военную КАРТУ.
Эта карта жива до сих пор и где-то лежит, я это ЗНАЮ точно, но не знаю где, на моей самодельной карте охвачена практически вся северная часть Москвы до третьего КОЛЬЦА, если сегодня.
Но надо признать, что мои картографические умения очень напоминают карты древних людей, когда нам сегодня трудно понять, что за континенты на их картах изображены.
Но зато моя адова работа позволила мне не просто бесцельно кататься на велосипеде, а делать великое дело, восстанавливать справедливость, а это две большие разницы, просто, или за справедливость.
 
Маленькая ВСТАВКА: большинство всех тех переулков, которые я наносил на свою карту, СЕГОДНЯ вообще ОТСУТСТВУЮТ физически, их НЕТ ни для врагов ни для друзей.
Вот если бы я ещё и фотографировал эти переулки, то тогда я бы совершил исторический ПОДВИГ, но в то время сделать фото стоило больших денег, даже если ты всё делал сам (снимал, проявлял, печатал, глянцевал и обрезал фотографии), в любом случае надо было купить плёнку, фотобумагу и все химикаты, а это не столь ДЁШЕВО.
Так получилось, но моя школа, где я учился, попала под ЭКСПЕРИМЕНТ новых веяний в образовании. То была ХРУЩЁВСКАЯ оттепель, решили создать школу с производственным обучением, причём для этой цели освободили два дня в неделе от занятий, но зато добавили лишний год для обучения, вместо десяти лет - ОДИННАДЦАТЬ. Случилась эта перестройка в 1961 году прямо перед моим девятым классом.
И вот в моей школе создали класс с художественным уклоном и даже устроили экзамены для тех, кто хотел в этом классе учиться, вот я и попал опять в художники, о которых как бы уже и подзабыл. Для этого класса набрали детей со всей МОСКВЫ, естественно, по их желанию. Но учить нас собирались совсем не просто обычными художниками, а по специальности ОФОРМИТЕЛИ витрин, выставок, плакатов и всего такого необычного, уже созданного в то время и в нашей стране.
Все ребята собрались очень талантливые, я же поступил просто по случаю, что там уже учился, хотя сдал экзамен как все. Вот благодаря этим ребятам я получил НЕВЕРОЯТНО интересные годы старшей школы обучения. Для понимания сказанного, практически половина моего класса поступила в «МАРХИ» - Московский АРХИТЕКТУРНЫЙ, а другая  половина в «СТРОГАНОВКУ»,  и только единицы в другие ВУЗы, ну там «УНИВЕРСИТЕТ Ломоносова» на новейшую историю США, «ИНЯЗ», «ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ», или в «АВТОДОРОЖНЫЙ».

Нас учили очень хорошие учителя, главное, они были все в духе того времени перемен, на уроках по литературе мы писали сочинения на тему «ОДИН ДЕНЬ ИВАНА ДЕНИСЫЧА» Солженицына, «Мастер и МАРГАРИТА» Булгакова,
и многое другое, о чем вообще ещё боялись говорить.
Более того, мы сами создали свой школьный театр «ШТМ» (Школьный театр миниатюр). Жванецкого тогда мало знали, а вернее, вообще не знали, а вот Аркадия РАЙКИНА ВСЕ знали и думали, что всё им сказанное именно его. Но потом оказалось - ЖВАНЕЦКИЙ.
Вот я с Виктором, настрелявшись тараканов, поехал во вновь созданный «СОВРЕМЕННИК», мы рассказали молодым ребятам о своём театре, и нам дали списанные прожектора и ещё что-то, я уж не помню. Естественно, для звука я использовал свой магнитофон «КОМЕТУ».
Ежедневно мы уходили из школы часов в десять вечера, основная наша еда - батон за ТРИНАДЦАТЬ и молоко с кефиром за ШЕСТНАДЦАТЬ.
Мы сами сочиняли тексты, сами играли, и уж конечно сами делали декорации к своим спектаклям.
Школа в моей жизни - это ВСЁ, институт был вечерний, и там кроме учёбы не было НИЧЕГО.
И самое главное, моя первая школьная любовь с ИРИНОЙ, о нашей любви знала вся школа, и мы совсем не могли понять тот фильм, что только вышел на экраны «А если это ЛЮБОВЬ» с Жанной Прохоренко. В нашей школе все знали о нас, и никому просто не могло прийти в голову, чтобы нам мешать любить друг друга. И родители знали, и я вообще почти у неё жил и только домой ходил спать. Ирина мама преподавала в «МАРХИ», а отец в «СТРОГАНОВКЕ», вот почему я принципиально и пошёл в «МАДИ», правда, рядом с их домом, фактически напротив.
НАШ первый поцелуй был не меньше чем через пол года хождения за руку, но не подумайте, что все были такие ДИКИЕ как мы.
Всё, что связано с ИРОЙ - это настоящая первая любовь для кино, которая не у всех была такой романтической, и опять же, я имел такую ЛЮБОВЬ и мне повезло.

ПРОДОЛЖЕНИЕ – 16          http://proza.ru/2021/02/03/1689