Генерал-бас

Андрей Тюков
Рассказ валторниста


Встали, как хотели, в пять утра. Собрались, взяли валторны – и в лес, по грибы. Мы постоянно берём с собой валторны, если идём куда. Всегда поиграть можно. Хочешь, королевскую тему Баха. Хочешь – композитора Софью Губайдулину, "Офферториум". Это смотря какие грибы.
Василид прихватил ещё генерал-бас. Ему не в тягость: мужик здоровый, крепкий. Некоторые, знаю, отрицают генерал-бас. Но по-моему, это неосновательно. Идёт – как туз, гудит... Уже все знают: наши пошли... И прячутся, пока не что...
А в лесу этих, что грибов, что не пойми чего, уйма. Просто, некуда брать. Да мы и не берём. Нам эти грибы... Мы не Ротенберги. Сели, надули валторны... а ты не знал! надувать, братец, надо... Сели, заиграли композитора Кара Караева, концерт для скрипки с оркестром. Да нет. Кара... Караев. Ка-ра... Ка-ра...ев. Что? Ну, Тихон Хренников – знаешь? Вот. Так не он.
Скрипка? Зачем? Когда у нас три валторны. Струны отпущены, свободный строй. И плюс секретная цыганская нота. Самое то. Играем, душа радуется.
А тут и Вася из-за сосны, генерал наш бас. Вася! И ты здесь! Оказалось, он сначала по ошибке в Москву уехал и поступил в Большой театр, в оркестр. Всюду свои люди. Взяли. Потом осмотрелся маленько – что за? Я же по грибы с пацанами... Ну, живой ногой сюда. Ещё отпускать не хотели. Сам Кара Караев просил. Ка-ра...ев. Вы, говорит, как гностик очень необходимы при исполнении. Добавляет. Не хотел отпускать. Ну потом всё-таки отпустил. Езжай, говорит, ты там нужнее. Сели на прощание... Выпили.
На радостях мы заиграли "Офферториум" Софьи Губайдулиной, Бах прослезился на том свете. Особенно Василид на радостях: бу-у... бу-уу... Что ниже некуда. Ну – генерал-бас.
А тут из-за куста старушка чистенькая и в платочке на манер Анжелы Меркель. Да это же композитор Софья Губайдулина! Я, говорит, думать не думала сидючи там в Берлине, что Россия знает мою музыку. Я, говорит, мечтать даже не могла об этом. Что здесь им вальд унтер каждый куст будет звучать мой "Офферториум". Это жаль, что Бах не может слышать. Сядем втроём: он, я и композитор Пендерецкий. Ну когда Анжелка подвалит с парнями. Выпьет: ну что вы опять за говно сочинили... Скрипки не хватает. Не та душа.
А тут из глубин вальда – ка-ак грохнет скрипка эта самая... Пошли, а там изба, а в избе на кровати лежит человек весь верёвками обмотанный. Рук нет, ног нет... И на скрипке! Мы тоже сначала удивились – как же он играет... нету же ничего. Но, вот.
Сейчас мы тебя освободим. Он говорит, перестав играть на какое-то время. Нет, мужики. Эти верёвки идут в самый, значит, центр земли. И там сходятся в узел под белым камнем горючим. А завязала меня бывшая. И она стоит – во-он, в платочке беленьком валютном, и радуется на неизвестном мне языке...
Мы смотрим – да это же композитор Тихон Хренников! На хрена и развязывать. Играй дальше. Это я вам не всё рассказал.


3 февраля 2021 г.