Знай наших!

Мира Альчина
Сегодня моей маме исполнилось 92 года. Это человек, который не умеет себя беречь. В ней это не заложено. Жила всегда просто, без каких-либо запросов к Жизни, - что даст - то и принимала. Характер железный. Это - женщина с хребтом, со стержнем. А уж про хребет... Она сама всегда говорила "на моей спине только гора не была,, Так и есть. В 84 года расколола полмашины дров, которые мужики не смогли расколоть и отложили... Унывать не умела. Шутница. Певунья. С 12 лет пошла работать лесорубом. Отец-то был на фронте, а в семье - пятеро детей. Однажды весь день работала на морозе раздетой- фуфайку положила у костра, просушить, а та сгорела. Вообще , работали в лаптях, без нижнего белья, полураздетые. В те годы все хлебнули лиха. ( Учиться не пришлось - нечего было обуть. Закончила только два класса. Это она научила меня писать. В пять лет я уже писала крестной письма..).И мама моя и голод и холод повидала. Ели лебеду и крапиву. Жили они в Шенталинском районе. Лес кормил. Отец с фронта не пришёл. И в няньках была, и сбирать ходила . ,,Подайте Христа ради" , Ходила за много километров, в соседние села, волки встречались в дороге . Два раза кусали ядовитые змеи. Во второй раз выжила чудом. Ей медики в райбольнице наливали спирт, велели выпивать...
Очень экономная, бережливая. Мастеровая. Могла и баню сама поставить (в столбы) и сени делала, мостки у речки. Матери была главной помощницей. Двадцать лет лесорубом . Шутка ли?. Пенсию начислили маленькую. Государство не оценило нечеловеческого труда, да и не писали им, детям, стаж. За хлеб работали. ..
Была ли она счастливой? В первый раз вышла замуж за вдовца, свекровь маму не возлюбила, все внимание муж и свекровь уделяли оставшемуся после первой жены ребенку. Мама чувствовала себя бесплатным приложением к их семье. Раз сказала мужу: ,,Я, наверно, уйду." ,,на что он ответил: ,Как хочешь,, Погрузила на салазки свой сундук и ушла. Потом не выходила замуж до 40 лет. Работала завклубом, пела, ездили и выступать. Голос у нее точь-в-точь, как у Зыкиной. Однажды забыла слова песни и ушла со сцены. Гармонист ушел вслед за ней. Смеялась, рассказывая про этот эпизод. Ещё в лесу ей бригадир говорил: ,, Встань на пенек, пой, я тебе день поставлю,, . Шутка, конечно. Но даже кличку ей дали - Патефон.
Вышла замуж за моего отца в соседнее село. Родилась я. Когда мне было десять месяцев - со мной приключилась беда. Мама это всю жизнь не могла пережить. Отдельная тема... В первый класс я пошла уже в Самаре (тогда - Куйбышев), родители переехали в город...
Маме было за 80 , когда на даче напал маньяк-мучил, душил. Выжила - мой стойкий оловянный солдатик..
Сегодня мамочке, Стародубцевой Анне Ивановне, 92. Мам, что бы ни было - я с тобой!