Один из трёх Т татарской литературы

Дина Норбут
У татар бытует мнение, что современная татарская литература держится на трёх китах: Габдулла Тукай, Хади Такташ, Хасан Туфан.
Январь 2021 года – приходится на 120-летие со дня рождения и 90-летие со дня смерти татарского поэта, драматурга, одного из основоположников современной татарской литературы, снискавшего огромную популярность в СССР, Хади Такташа. Его стихи до сих пор помнят  наизусть люди преклонного возраста, учившиеся в школе в 40-50-х годах прошлого столетия.
Наблюдательный человек неоднократно замечал, что смерть настигает человека ближе к дате его рождения. Мухамматхади Хайруллович Такташев родился 1 января 1901 года и умер 8 декабря 1931 года. Примечательно, что в основополагающих датах его судьбы содержится много единиц. И это не случайно. По жизни этот пламенный бунтарь был зачинщиком, лидером по натуре, что очень красноречиво отражается в его богатом творческом наследии, и это, несмотря на краткость жизненного пути.
Родился он в деревне Сыркыды Спасского уезда Тамбовской губернии в Мордовии и привнес в столицу Татарстана богатство татарского языка, вёл борьбу за чистоту этого языка. Пытался, и это ему в какой-то мере удалось, совершенствовать родной язык путём извлечения из него слов нетюркского происхождения; литературу обогатить за счёт введения новшеств в построении сюжета; формировал новые понятия, новое отношение к явлениям жизни через свои произведения. В Казань он приехал в 1922 году и остался там навсегда.
За свою короткую жизнь он успел и по миру поскитаться. Причиной первой отлучки из родного дома  стало затруднительное материальное положение семьи. Четырнадцатилетним подростком в 1915 году уехал в Бухару. Бунтарский дух неуемной сути этого юноши сделали его вскоре, в 1917 году, членом  джадидистской организации младобухарцев, там он работал в благотворительном фонде.
Публиковаться начал в молодом возрасте, имел способность быстро ориентироваться в насущных проблемах и за короткое время становиться ведущим специалистом, решающим пером того или иного печатного органа. За свою жизнь он успел поработать в газетах «Олуг Туркестан»  - «Великий Туркестан», «Юксыллар с;зе» - «Слово неимущих» в Оренбурге, «Чаян» (1923–1924, 1929–1931), «Октябрь яшьл;ре» (1925), «Авыл яшьл;ре» (1926), журнале «Азат хатын» (1926–1929) в Казани.
Революционные бури и страшные события, сопровождающие их, переплелись с романтическим настроем молодого Такташа, именно в эти годы он переживал муки смены мировоззрения. Поэтому, наряду с такими серьёзными невесёлыми темами, дуальными противоречиями понятий: Зло – Добро, Бог – Земная жизнь в трагедии «;ир уллары - Сыны земли», «К;кт;н с;релг;нн;р - Изгнанники неба», 1918; «;терелг;н п;йгамб;р -Убитый пророк», 1918, он сотворил и такие мирные красивые произведения, как «Та; кызы – Рассветная красавица», “Урман кызы – Лесная девушка”. Поэт, словно предвидел, что через сто лет Земля вновь начнет обретать себя, как женщина, как личность, и красота родной природы приобретёт для землян новый глубокий смысл. Своё очарование он выражал через романтические женские образы.
Исследовал он себя и в качестве актёра. Часто выступал на сцене, декламируя свои произведения, и производил на слушателей неизгладимое впечатление (из воспоминаний современников). В 1922 году на сцене показательного театра была поставлена пьеса Х.Такташа «;ир уллары», где роль Идеи сыграл сам автор. Идея и Идеал для молодого поколения того времени стали решающим понятием, даже дети под такими именами появлялись.
Идея, в первую очередь, касалась политики, и в этом направлении творчество Такташа изобилует произведениями, отражающими социально-политическую обстановку эпохи, последствия Первой Мировой и Гражданской войны. Об этом свидетельствуют произведения: «Ачлык патша - Царь-голод» 1920, «Н;л;т» - Проклятие» 1922, «К;л;г;л;р - Тени» 1922, «Син дошманым минем - Ты мой враг» 1929 и др.
Но политическая обстановка в стране не способствовала расцвету Идеи и Идеала, Х.Такташ, как и другие личности, поднявшиеся в своём развитии на его высоту, предвидят мрак, беспросветность грядущих дней в СССР. Об этом свидетельствуют наряду с другими, такие  стихи, как «Рваная шапка», «Письма в будущее», в последнем он всё же надеется на торжество идеи справедливости. Личность того времени ещё возлагает надежды на систему, и не всегда помнит, что систему строят люди. Такташ об этом не забывает, поэтому с большим недоверием он смотрит на будущее потомство «контры».
Х.Такташ также развивал идеи и темы Байрона, Гёте, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, В.Маяковского, С.Есенина, Г.Тукая, С.Рамеева, он по-своему решал социальные, нравственные, художественные задачи своей  эпохи, не лишая их  и национальной самобытности и ментальных особенностей.

Возможно, и короткая жизнь поэта – не случайность. Всевышний дает человеку при его жизни столько испытаний, сколько он в состоянии вынести, пережить, преодолеть. Горячий бунтарь, явно, не готов был переживать тяжелые годы репрессий, грядущие уже через несколько лет после его кончины. Пламенный импант, в котором эмоции и врожденное чувство справеливости просто зашкаливают, был бы либо уничтожен системой, либо сломлен ею же. Ранней смертью он уберег себя, душу свою от неподъёмных для него потрясений. Сквозь столетие мы обращаемся к творчеству этого яркого самобытного творца и обнаруживаем, что неизученных пятен в его судьбе и творчестве достаточно. Но несомненно одно – это яркая, неповторимая звезда отечественной литературы и искусства.