Заметки на салфетке. Божественная пища

Бадди Фазуллин
Заметки на салфетке. «Божественная пища»

(*) Данная статья содержит альтернативную точку зрения, и может содержать материалы, способные затронуть чувства социальной группы "верующие"

Ну вот, мы немного собрали знания, и мысли в кучу по поводу готовки, и поняли, что способны в этом подлунном мире на многое, ибо, как говорила моя первая начальница, вводя в курс совершенного нового для меня дела: не боги горшки обжигают. Теперь мы знаем, что для приготовления вкусной пищи не обязательно точно следовать рецепту кем-то, невесть когда и зачем написанному.

И всё бы было слишком просто и легко, если бы не нечто, не поддающееся ни описанию, ни разумному обоснованию. Некое иррациональное зерно… зернышко, скрупула, кунжутное семечко, очередное мистическое «Сезам, откройся», открывающее кладовые несметных сокровищ, новые бездны сакральных знаний, и уводящее далеко от задуманного, разумного, понятного, привычного…
Ведь зачастую бывает так: готовишь знакомое и уже избитое блюдо, делаешь всё как обычно, а выходит всякий раз по-разному. Почему? Как в известной присказке: «То ли чудится мне, то ли кажется, то ли злой колдун надо мной куражится». Может, и впрямь, даже в кулинарии не обходится без вмешательства потусторонних сил? Недаром Бахусу, богу чревоугодия и винных возлияний прислуживали персонажи, до боли похожие на наших доморощенных чертей: с козлиными рожками, свиными рылами, копытцами и хвостами? Странно всё это, загадочно…
Неужели и боги тоже горшки обжигают?
 
Может, о мистике и поговорим? О божьих горшках и о манке небесной? О сверхъестественном и божественном или же, напротив, о тёмной стороне кухни, где иной кулинар ради своего очередного шедевра готов продать душу Диаволу или раствориться в Абсолюте. Заодно и разберёмся, кто из нас на какой стороне кухни пребывает: на светлой или же принял тёмную, пыльную и засаленную её сторону, возле блюдца со сметаной для кошки.
И действительно: как, будучи кулинарным демиургом, творить и создавать свои блюда высокой кухни без вмешательства высших, потусторонних, неподвластных разуму сфер? Как сделать нечто достойное похвал и мишленовских звёзд без чертовщинки и той самой заветной чудаковатой изюминки? И получить удовольствие от самой готовки, сравнимое с экстатическим религиозным восторгом?
В конце концов, пища, как одна из ключевых сторон нашей жизни, не менее достойна искры божественного вдохновения, нежели картины или музыка, дабы через неё передать не только сочтённую свыше сумму калорий, углеводов и, увы, жиров, но и «музыку сфер»: что-то, находящееся на совершенно ином метафизическом уровне. Да и Аннушка уже давно пролила своё масло…

Согласен, звучит, по меньшей мере, странно, особенно в устах хоть и сомневающегося, но все же атеиста с высшим техническим образованием и его былыми россказнями «про архитектуру» и точный скрупулёзный расчёт. Однако же, во все времена культ еды всегда шёл рука об руку с религиозными отправлениями. Настолько тесно, что уже никто не возьмётся разделить, где тело и кровь христовы, а где его кагор и опресноки.

Отсюда же все эти посты, яблочные спасы, освященные куличи, жертвенные бараны, поминальные кутьи, халяли и мёд в гробницах фараонов. Во всех без исключения религиях и культах, пища и связанные с ней ритуалы занимают едва ли не центральное место. Во всех культурных традициях и верованиях существует понятие «чистой», освященной пищи.
И действительно, ни одна культурная традиция разных стран и этносов не обходит стороной этот насущный даждь нам днесь вопрос. И полные пуританства американцы произносят перед ужином слова молитвы, и тех же индейцев они благодарят, поднося индейку, и мой старый татарский дед бормотал себе под нос перед едой «уф-алла», и китайские чайные церемонии – всё тот же ритуал, а не просто прихлёбка к лубочным палехским баранкам.

ВЕДЬ МЫ ТО, ЧТО МЫ ЕДИМ! И пища, в таком случае, служит проводником разных уровней материи и духовных энергий.

Но все перечисленные выше примеры – лишь ставшие обыденными механистичные ритуалы. Точней то, что осталось от изначального, глубоко заложенного в них, но вместе с тем, простого смысла. Ведь в итоге главным должен выступать смысл. Ведь если попугая научить шпарить цитатами из краткого церковного катехизиса, он епископом так и не станет!
Может, тогда стоит попытаться задуматься, что все эти ритуалы пришли в культуру человечества не просто так, а с некой целью, и имеют свою, пусть и не всегда поддающуюся разумному толкованию, основу и лежащий на поверхности смысл?
 
Беда нынешних религий, стремительно теряющих былые позиции в век цифровых технологий и всеобщей доступности чрезмерной информации, в их архаичном представлении устаревших канонов: отцов и паствы, пастуха и покорного стада, не задумывающегося, что бредёт на убой и окажется в скором времени чьим-то сытным обедом. За редким исключением, мировые церкви не удосуживались объяснять смыслы, и раскрывать глаза верующих на суть вещей – церковной десятины им и без этого хватало.

Вдумчивое постижение окружающего мира и человека, живущего в гармонии с природой в соответствии с вселенскими законами мироздания, сохранилось лишь в восточных практиках.
Недаром слово «ведать» пришло к нам из санскрита. Кстати, «ведьма» имеет тот же корень «вед» – глубокое и всестороннее знание, учение… а не то, что иезуиты от церкви думают.

В ведической философии (кстати, одной из древнейших на планете) также есть понятие освященной пищи «прасад», то есть «пищи, предложенной богу» (или «Богу», как кому ближе). Но Веды также объясняют и глубинный смысл ритуала, а не просто констатацию «яйцо олицетворяет Христа, а кагор – кровь» (тот случай, когда хочется задать отцам церкви крамольный вопрос: «О'кей, но смысл-то в чём?»)

А знаете ли вы, что… первоначальным символом Христа на протяжении трёх столетий было, вовсе, не римское орудие пыток и убийства, а… рыба. Как символ того, что он не только накормил ей пять тысяч страждущих, но и поделился с людьми простыми житейскими знаниями, к сожалению, основательно подзабытыми.

В традиции индуистов следует не просто сперва «предложить» пищу божеству, и съесть всё, что тот милостиво «не доел»: пищу предполагается ИЗНАЧАЛЬНО ГОТОВИТЬ «с любовью к богу» – то есть готовить так, чтоб не стыдно было предложить даже богу! Готовить так, чтоб пища была достойна богов! Или, как сказал бы величайший джазмен всех времён, Майлз Дэвис: готовить «на разрыв».
Как разъясняют те же индуисты и более знакомые на российских просторах кришнаиты, по-настоящему освященной пища становится не на физическом алтаре, сводя таинство к простой формализации, а на алтаре нашего сознания, сотканном из истинных мотивов и желаний. И истинного понимания, что мы лишь с благодарностью возвращаем своим душевным посылом изначально данное нам самой природой (богом, Абсолютом…).
Если перестать рассматривать бога, как известного по шедеврам эпохи Ренессанса атлетически сложенного седого бородача а-ля Джанлука Вакки, танцующего на облаке с трезубцем, который, как школьный завхоз, в случае чего, приласкает или пожурит, пошлёт денег или напасти, но рассматривать бога как Высшее разумное Начало, некий всеобщий, всеобъемлющий Закон Жизни, то можно сказать и того проще:

ПИЩУ НУЖНО ГОТОВИТЬ С ЛЮБОВЬЮ!

Что может быть проще и понятней, казалось бы? И где этот исходный простой, житейский смысл затерялся среди ряс, клобуков и евхаристий? Здесь, и вообще у индуистов, понятие «любви» не сводится к формальному произнесению мантр во славу всех кришн и рам, зит и гит, и уж тем паче, не имеет в виду процесса соития, а предполагает более глубокий, осмысленный подход.

Если читали Норбекова, должны помнить перекликающуюся практику самоисцеления: сперва нужно подумать о чём-то светлом, добром, восстановить в памяти своё самое светлое воспоминание, настроиться на этот светлый лад, а затем направить его на больной орган. Может, это и плацебо, но это работает!
Да, мы то, что мы едим, пьём, думаем, совершаем. Именно поэтому те самые, приготовленные с любовью бабушкины татарские пирожки-кастабы вкуснее всего, что ты когда-либо на свете пробовал, и именно они запомнились тебе на всю оставшуюся жизнь, а не ненавистная с садика гречневая каша в молоке.

И именно поэтому я стараюсь готовить любые блюда, даже просто заваривать чай, предварительно настроившись на позитивный, благостный лад, дабы он передался вместе с едой и едокам. И тогда тебе же и воздастся сторицей – удовольствием от самой готовки, когда даже больная и затёкшая спина, и полдня у плиты в итоге – в радость.

Иногда, для придания пущего настроя и поддержания связи со своими астральными кулинарными ангелами-хранителями, я позволяю себе в процессе готовки рюмочку благородного дистиллята в качестве диджестива и ритуального причастия, чтобы благость уже совершенно точно и наверняка растеклась по душе и телу…
И тогда простой процесс приготовления пищи, и вовсе, превращается в величественный оккультный ритуал, таинство, волшебство или шаманские пляски на бараньих и телячьих костях.
И кто пришёл осудить меня за эту маленькую слабость, пусть первый попробует моё новое праздничное блюдо!

Мне кажется, что именно в этом и кроется принципиальное отличие того, как ведут себя на кухне мужчины и женщины. Различие в разных целях: одни изо дня в день готовят пропитание и хлеб насущный на каждый день, другие же – шаманят и чудодействуют, поклоняясь то Бахусу, то Деметре, то Макаронному Монстру, превращая стены кухни в величественные чертоги кулинарной Вальхаллы…

Аминь! В смысле, продолжение следует…

Baddy Riggo,
05.09.2018-03.10.2018


В связи с закрытием в 2021 году портала Челресторан, где были опубликованы данные материалы, теперь кулинарные заметки размещены на ПРОЗА и на персональном сайте.
Текущая ссылка на материал: https://riggo.ru/cook/prasad/