Любимый богами господин и царь всей земли...

Мехти Али
«Учитель таин заповедных!
Что есть Фортуна, счастье всех племён
Держащая в когтях своих победных?»
«О глупые созданья,— молвил он,—
Какая тьма ваш разум обуяла!
Так будь же наставленьем утолён.
Тот, чья премудрость правит изначала,
Воздвигнув тверди, создал им вождей,
Чтоб каждой части часть своя сияла,
Распространяя ровный свет лучей;
Мирской же блеск он предал в полновластье
Правительнице судеб, чтобы ей
Перемещать, в свой час, пустое счастье
Из рода в род и из краёв в края,
В том смертной воле возбранив участье.
Народу над народом власть дая,
Она свершает промысел свой строгий,
И он невидим, как в траве змея.
С ней не поспорит разум ваш убогий:
Она провидит, судит и царит,
Как в прочих царствах остальные боги.
Без устали свой суд она творит:
Нужда её торопит ежечасно,
И всем она недолгий миг дарит.
Её-то и поносят громогласно,
Хотя бы подобала ей хвала,
И распинают, и клянут напрасно.
Но ей, блаженной, не слышна хула:
Она, смеясь меж первенцев творенья,
Крутит свой шар, блаженна и светла.

Данте, «Божественная Комедия», «Aд», VII: 67-94.

В многих обсуждениях я натыкаюсь на весьма характерные пассажи представителей самых разнообразных "имперцев". Эти дамы и господа восхваляют своих цельнокованных аллахов; и надменно твердят, что малые и слабые мира сего — ничто и должны смиренно склоняться перед сильными; и что участь всех, кто не имеет счастья обладать территорией свыше пары сотен тысяч квадратных метров — молчать, терпеть, сгибаться и быть на вершине счастья от одного осознания того, что ими владеют столь сиятельные господа.

Я глубоко религиозный человек. Вера моя состоит не в том, что полагаю важным "целовать кусок дерева или бросать его в огонь" (Джонатан Свифт) — нет, так я не считаю; но твердо уверен: законы Вселенной надо уважать, а не тешить гордыню. Ибо "сильнее слона есть ферзь", по азербайджанской поговорке.

Посему, вспомнил подборку любопытных писем, которую я собрал в свое время. Пусть за меня говорят не слова, но сама История...

— Любимый богами господин и царь всей земли, рождение великого Ормузда, Хоcров — Ираклию, бессмысленному и негодному рабу нашему. Не желая отправлять службу рабскую, ты называешь себя господином и царём; расточаешь сокровища мои, находящиеся у тебя, и подкупаешь рабов моих. Собрав разбойничьи войска, ты не даёшь мне покоя. Разве я не истребил греков? Ты говоришь, что уповаешь на своего Бога. Почему Он не спас Кесарию, Иерусалима и великой Александрии от рук моих? Неужели ты и теперь не знаешь, что я подчинил себе море и сушу; разве я теперь не могу подкопать Константинополя; но я отпускаю тебе все твои преступления. Возьми жену свою и детей и приди сюда; я дам тебе поля, сады и оливковые деревья, которыми ты можешь жить, и мы с любовью будем смотреть на тебя. Да не обманет вас тщетная ваша надежда — Христос, который не мог спасти себя от евреев, которые убили его на кресте. Как же он избавит тебя из рук моих? Если ты сойдешь в бездны моря, я протяну руку и схвачу тебя, и тогда увидишь меня, каким бы ты не желал видеть.

Из письма Хосрова Первиза императору ромеев Ираклию, весна 614 года от Р.Х.

Спойлер: В 622 году началась хиджра пророка Мухаммеда из Мекки в Медину. В апреле 623 года года император Ираклий вторгся с обученным войском в Эраншахр. Ганзак, главный город Азербайджана был предан огню. Греки захватили и разрушили центральный храм Азергошнасп, и побросали трупы людей и животных в священное озеро, тем самым осквернив его. Была захвачена колоссальная добыча. Осенью 627 года Ираклий, имея в рядах своей армии сорок тысяч хазарских конников, вторгся в Месопотамию. Персидское войско было разбито наголову, ополчение Ктесифона едва сумело остановить врага у ворот города. Эраншахр был разорен. Придворные затеяли заговор против царя. Хосров Первиз спрятался в цветнике, но затем проголодался, и послал раба купить ему хлеба и мяса. В уплату он отрезал кусок шелкового кушака, украшенного драгоценными камнями. Это его и погубило. Заговорщики нашли царя, жестоко его пытали, и наконец, предали в темнице самой свирепой казни.

Началась чехарда шахов; древний венец Эрана чуть ли не продавался с торгов; никто никому не верил. Греки принудили персов к уплате громадной контрибуции, и заставили очистить все занятые провинции.

В 630 году, то есть ровно после шестнадцати лет, как минуло сo дня написания заносчивого письма Хосрова Первиза императору ромеев случилось знамение: узурпатор Шахрвараз, захвативший престол написал греческому правителю не менее примечательное письмо:

— Насчёт границ, назначь их сам — до каких мест желаешь, только утверди всё письмом, печатью и солью.

2 декабря 636 года мусульмане совершенно уничтожили персов при Кадисии, убили полководца Рустама, и захватили священное знамя Эраншахра.

В 642 году после битвы при Нехавенде Эраншахр прекратил свое существование; и персы стали сломленными душою и телом подданными арабов, которых совсем еще недавно презирали.

Со дня написания письма императору Ираклию Хосровом Первизом прошло двадцать восемь лет.

— Sic transit gloria mundi — Так проходит мирская слава...