Находки земли купчинской

Рената Платэ
«Я прикасаюсь ладонью к истории…»

Прогуливаясь по историческому району Купчино, и опираясь на изыскания нашего краеведа и патриота здешних мест Дениса Шаляпина, несложно найти те места, где когда-то и находилась та самая «деревня Купчино». Накануне войны деревня была уже посёлком, где насчитывалось 44 двора. И стояла там церковь преподобного Герасима, освящённая в начале ХХ века.

Пейзажи этих мест поражают своей красотой и особой притягательностью, и вот иногда случается так, что археологические находки или какие-либо предметы старины, могут находиться почти рядом с нами, буквально на поверхности земли. Не обделил нас этим и участок, где когда-то стояла Купчинская церковь! На склоне небольшой насыпи, где теперь находится парковка для машин, очень неглубоко в земле оказался фрагмент старинного кирпича, дата на котором удивляет сразу: «1898 год», да ещё и ясно различается буква «Ш».

Можно ли представить себе, что в прекрасный солнечный день 8 ноября этого года Купчино подарило нам необыкновенную находку: фрагмент кирпича, изготовленного на заводе знаменитого петербургского архитектора Петра Ивановича Шестова, в списке работ которого значится легендарный дом Мурузи, где в свои времена жили поэтесса Зинаида Гиппиус, писатель Дмитрий Мережковский и всемирно известный поэт Иосиф Бродский?

Также Пётр Иванович Шестов участвовал в надстройке знаменитого доходного дома С. Д. Шереметьева на Литейном проспекте, д. 51; построил корпус и дом-причту для подворья Киево-Печерской Лавры на набережной Лейтенанта Шмидта; доходные дома А. Е Смирнова и В. А. Богдановича на улице Восстания и много других интереснейших доходных домов, а, главное, что его собственный дом, находился на Лиговском проспекте, № 76. Он так и назывался «Доходный дом П. И. Шестова», строился в 1880-1881 годах и сохранился до наших дней!

Так вот, не позднее 1895 года, Пётр Иванович Шестов приобрёл кирпичный завод и строил уже преимущественно из своего кирпича. Вместе с архитектором Владимиром Александровичем Липским он с 1898 года содержал Товарищество по изготовлению кирпича.

Получается, что фрагмент именно этого кирпича и попался нам на месте, где стояла, к сожалению утраченная ныне, купчинская церковь преподобного Герасима! Данный кирпич, на котором стояло клеймо (а других вариантов быть не может) «Ш. и Л.» с годом «1898» был изготовлен на заводах Товарищества Петра Ивановича Шестова и Владимира Александровича Липского.

Вот такие удивительные находки дарит нам земля купчинская, и гуляя по ней, мы невольно можем вспомнить строку стихотворения Роберта Рождественского «Я прикасаюсь ладонью к истории…» из стихотворения, которое было написано о далёком русском кладбище Сент-Женевьев де Буа под Парижем, но, получается теперь, и рядом с нами, совсем, быть может, близко от наших домов, можно тоже прикоснуться к истории и к её великим именам!

                * * *

«Товарищество Петра Беляева или немного об истории русской музыки»

Прошедшее воскресенье ноября было неимоверно солнечным и удивительно богатым на исторические находки. Такое ощущение, что сам преподобный Герасим, в честь которого была возведена когда-то Купчинская церковь, покровительствовал нашим изысканиям. А ведь это и немудрено! Освятили церковь 1 ноября 1906 года (по старому стилю), вот и получается, что в ноябрьские дни преподобный Герасим особо помогает купчинцам, да и Ангел церкви жив всегда, как мы писали ранее.

И вот, что же произошло на месте строительной насыпи и существующей ныне парковки, размещённой на участке, где стояла некогда Купчинская церковь? «Лицом вниз» лежал ещё один небольшой фрагмент кирпича уже знакомого тёмно-бардового цвета, да и известная до боли «буква ять» в качестве удивительного исторического подарка не заставила себя ожидать долго! Та самая отменённая большевиками буква ;, с которой, в случае её присутствия, и начинается первейшая атрибуция краеведческих находок, чётко прочитывалась на фрагменте найденного кирпича. О чём же нам рассказала эта уцелевшая часть фабричного клейма «П. Б;Л…» с проступившими ещё тремя с половиной буквами?

Заводов у купца первой гильдии Петра Абрамовича Беляева было несколько, и располагались они на правом берегу реки Невы недалеко от деревни Малое Рыбацкое. Они именовались «средний» и «лесной», и были приобретены у коллежского советника П. Моноскова и купеческого сына И. Ширкова в 1861-63 годы (ещё ранее они были казёнными). Возможно, у Петра Беляева существовал и третий завод вблизи села Усть-Ижора, но об этом сохранилось не так много сведений.

Использовалось клеймо «П. Б;ЛЯЕВА» в различных вариациях, ему же принадлежат клейма «П. Б.» в нескольких видах, поскольку они были обнаружены совместно с другими кирпичами с клеймами, где указана полная фамилия. Вполне вероятно, что один из перечисленных выше заводов был записан на его жену Екатерину Яковлевну Беляеву, по крайней мере, в списках заводов 1860-х годов она упоминается наравне с П. Беляевым. После кончины мужа Е. Я. Беляева стала единоличным владельцем заводов, а затем её дело продолжили сыновья: Митрофан, Сергей и Яков.

Товариществом «Петра Беляева наследники» сыновьям довелось руководить поочередно. Митрофан Беляев оставался на этом посту четыре года, добился многих успехов, а затем, целиком и полностью решил заняться меценатством. В историю русской музыки вошли знаменитые Беляевские пятницы, которые Митрофан Петрович устраивал на своей квартире, которая находилась в доме №50 на нынешней улице Марата (Николаевской).

На Беляевских пятницах бывали такие знаменитые композиторы как А. П. Бородин, А. К. Глазунов, А. К. Лядов, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский, А. Н. Скрябин. Беляев также создал музыкальное издательство, в котором выпускал сочинения композиторов. Он же организовал в столице Русские симфонические концерты и Русские квартетные вечера, причём цены на билеты назначались им вполне символические. Сам же Митрофан Петрович Беляев прекрасно играл на своём любимом инструменте – альте.

Митрофан Петрович Беляев умер внезапно, в 1903 году, на шестьдесят восьмом году жизни, умер не болея, в расцвете сил. Но оказалось, что он по-купечески разумно позаботился о завещании заранее. Кем-то подсчитано, что на поддержку русской музыки Беляев истратил более двух миллионов рублей, сумму в масштабе тех цен огромную. Но у него оставался ещё значительный капитал. Основную его часть он распорядился тратить на ежегодные Глинкинские премии русским композиторам.

Уходя с парковки, нам удалось обнаружить ещё один фрагмент «Беляевского» кирпича, другого, но клейма соединились в полностью читаемую фамилию. Вот какие чудеса случаются иногда на земле купчинской!

                * * *

«Время собирать каштаны…»

В своей книге об истории Купчино Денис Шаляпин пишет, что в 1968 году в Купчине появилась улица с красивым названием «Каштановая аллея». Эта улица представляла собой бульвар с двумя боковыми проездами, а на узкой части бульвара были высажены каштаны. Но в 1984 году эту улицу переименовали в Пловдивскую, и наш район потерял такое прекрасное название.
А каштаны остались. Растут они на нынешней Пловдивской улице, на Будапештской и Бухарестской улицах.
Интересно также и то, что в 80-е годы в администрации города были проекты разделить Фрунзенский район на две части, старую, дореволюционную часть и примыкавщую к ней южную часть от улицы Салова, оставить с названием "Фрунзенский", а новую, где активно строились дома уже в новом Купчине, назвать "Южный район". Этим наверное и объясняется, как много каштанов стало появляться в наших местах. Каштаны растут очень быстро, а весной они радуют жителей своими удивительно красивыми цветами, похожими на распустившиеся факелы. Каштан - это символ юга России.
Листья каштанов очень живописно смотрятся и на фоне сумрачного осеннего неба, в их кронах можно увидеть гнёзда птиц. Что же касается плодов каштана, то они имеют определённую магическую силу: приносят удачу и творческое вдохновение.