Встреча 12 с художником Павлом Михайловым

Владимир Варнек
Начиная  12-ю по счету миниатюру, сообщу читателям, что посвящена она будет  биографиям капитанов двух шлюпов, «Восток» и «Мирный», на которых 29 августа (по старому стилю) 1819 года  из Кронштадта отправилась в кругосветное плавание к Южному полюсу экспедиция, возглавляемая капитаном 2-го ранга Ф.Ф.Беллинсгаузеном. Он же был командиром шлюпа «Восток», а его портрет работы неизвестного художника воспроизведен выше слева. Второе судно «Мирный» возглавлял лейтенант М.П.  Лазарев (имя художника его портрета не удалось найти).

Художник Павел Михайлов находился в составе команды Беллинсгаузена, состоящей из 117 человек. Состав команды шлюпа «Мирный»  включал 73 человека.  Из этой экспедиции Михайлов, отправляясь в нее малоизвестным художником, вернется  в Петербург через 751 день уже известным человеком, имя  которого будет носить теперь один из островов в Тихом океане. А за свой труд он будет удостоен ордена Святого Владимира 4-й степени и пожизненной пенсии [1].  А мы теперь причислим, в свою очередь, капитанов Беллинсгаузена и Лазарева к числу «спутников жизни» художника  Павла Михайлова.

Информируя читателей о капитанах шлюпов и о самом плавании к южному полюсу, замечу, что в интернете имеется довольно много материалов на эту тему, и я, считая, что повторяться ни к чему, решил поискать что-то новенькое на эту тему в своей библиотечке, в которой нашлось пять  книг [2 – 6] (см. ниже).  Процитирую вкратце наиболее важные и интересные места из них, содержащие элементы биографии Ф. Ф. Беллинсгаузена, а затем  и М.П. Лазарева.

[2]. Биографический словарь (см. примечания).  «Беллинсгаузен Фаддей  Фаддеевич  (Фабиан Готлиб) (1778 – 1852), мореплаватель, адмирал (1843). Участник 1-го русского кругосветного плавания (1803 – 1806) под командованием И.Ф. Крузенштерна.  В 1819 –1821 гг. руководил  первой русской антарктической экспедицией  на шлюпах «Восток» и «Мирный», открывшей в 1820 году Антарктиду и 29 островов в Атлантическом и Тихом океанах.  Издал труд «Двукратное изыскание в Южном ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжение 1819– 1821 гг.»   Губернатор Кронштадта с 1839 года.

[3]. (История гидрографической службы  – см. примечания, дополнительно к п. 2).    «Родился в семье отставного секунд-майора. Окончил Морской шляхетный кадетский корпус (1797). В 1807 – 1818 гг. командовал кораблями в Балтийском и Черном морях. В 1828 – 1829 гг. участвовал в русско-турецкой войне, в 1831 – 1838 гг.  командовал флотской дивизией на Балтийском море, а с 1839 г. и до дня смерти был главным командиром Кронштадского порта и Кронштадским военным губернатором. Награжден семью российскими орденами. Умер в Кронштадте, где и был похоронен. В 1870 г. в Кронштадте Ф. Беллинсгаузену поставлен памятник. Его именем были названы  11 географических объектов, в том числе море в Антарктиде».

[4]. (Книга о знаменитых путешественниках – см. примечания). « В мае 1819 г. командир фрегата Черноморского флота капитан 2-го ранга Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен получил пакет от Морского министра с приказанием незамедлительно прибыть в Петербург для выполнения важных поручений. Ему предстояло возглавить первую антарктическую экспедицию для поиска суши в южных морях. 23 мая (по старому стилю) 1819 года  Беллинсгаузен вступил в командование флагманским кораблем – шлюпом «Восток».

Шлюп этот построил англичанин В. Стокс, о котором командир «Востока отзывался достаточно резко, как о главном виновнике того, что шлюп был не пригоден для плавания.  Трехмачтовый корабль водоизмещением 450 тонн был сооружен из сырого соснового леса и не имел дополнительных креплений корпуса. Мачты и реи были необычайной величины, верхняя часть руля также была ненадежной, а это грозило привести к потере управления кораблем. В целях укрепления «Востока» подводная часть его корпуса была скреплена и снаружи обшита медью.

2-го ноября 1819 года шлюпы подошли к Рио-де-Жанейро, где были произведены последние приготовления перед отправкой в Антарктику. Приведены в порядок наружное вооружение и такелаж; проверены обшивка и корпуса шлюпов.  И уже 16 (28 января) 1820 г. «Восток» и «Мирный» находились в 20 милях от Антарктического материка, а Беллинсгаузен отметил в вахтенном журнале, что явственно наблюдаются признаки суши.  Так был открыт последний шестой материк континента – Антарктика.

Чтобы не останавливаться вблизи неподвижных льдов под парусами и не дрейфовать вблизи неподвижных льдин, шлюпы по приказу Беллинсгаузена повернули на север, затем, обогнув льды, снова на юг.  Спустя пять дней «Восток « и «Мирный» снова подошли к материку на расстоянии 30 миль, однако из-за тумана и снега подробно рассмотреть его так и не смогли. Корабли двинулись далее на северо-восток, а затем и на восток. Лишь после перемены направления ветра вновь повернули к югу.

Продолжались обильные снегопады и туманы. Непогода угрожала столкновениями с плавающими в открытом море льдинами. И все же 5 февраля «Восток» и «Мирный» вновь подошли на близкое расстояние к берегам Антарктиды. Свидетельством близости суши стало появление над шлюпами птицы поморника, которая не встречается в открытом море. Но новая попытка подойти к берегу не увенчалась успехом, и потому пришлось поворачивать на север. …

7 марта в море разыгрался страшный шторм. «Восток» под порывами сильнейшего ветра кренился набок. Его едва не нанесло на огромный айсберг, но, к счастью, шлюп оттолкнула штормовая волна.  Беллинсгаузен понимал, что в условиях, когда кончаются запасы топлива и провианта, шлюпы уже не могут находиться у берегов Антарктиды. И он приказал идти в Порт-Джексон (Австралия)….. 

8 мая 1820 г. «Восток» и «Мирный» покинули Порт-Джексон и направились к берегам Новой Зеландии. …В конце июля 1820 г. «Восток» и «Мирный» вновь отправились к берегам Австралии, чтобы опять вернуться к недавно открытому континенту.  По пути вблизи архипелага Фиджи были открыты новые острова, названные именами участников экспедиции – художника  МИХАЙЛОВА и астронома Симонова.  Вернувшись в Порт-Джэксон, Беллинсгаузен закупил провиант и уже 31 октября 1820 г. отплыл к югу.

Три года Беллинсгаузену потребовалось на обработку записей в вахтенных журналах и других материалов экспедиции. После этого все собранное было отправлено в Адмиралтейский департамент. К материалам были приложены карты путешествия и рисунки, сделанные художником Михайловым в местах, которые проходили и где останавливались «Восток» и «Мирный». Беллинсгаузен лично ходатайствовал об издании описания его плавания отдельным изданием, однако осуществить это удалось лишь в 1831 году».

[5]. (Книга о ста великих мореплавателях – см. примечания). Процитируем главные фрагменты текста: «В 1803 – 1806 годы Беллинсгаузен принял участие в кругосветном плавании И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского. Это плавание было отличной школой для молодого моряка.  … Таким образом, к руководству экспедицией  к Южному полюсу Беллинсгаузен пришел уже опытным ученым, моряком и исследователем. …

Под стать начальнику экспедиции был и его помощник – командир шлюпа «Мирный» лейтенант  Михаил Петрович Лазарев, образованный, опытный моряк, впоследствии прославленный флотоводец, создатель знаменитой Лазаревской морской школы.
Беллинсгаузен получил назначение на должность начальника экспедиции лишь незадолго до ухода в плавание, поэтому заботы о снаряжении экспедиции и комплектовании команд шлюпов легли на Лазарева. Пользуясь правом набирать людей по своему усмотрению, Лазарев укомплектовывал экипажи шлюпов бывалыми моряками, добровольно пожелавшими отправиться в неведомые края. В дальнейшем это способствовало успеху плавания.

Экипаж «Востока» состоял из 117 человек. Экипаж «Мирного – из 73 человек. «Все офицеры и чиновники … были русскими, – писал участник экспедиции профессор И.М. Симонов. – хотя некоторые из них носили немецкие имена  (учтено правило, что дети российских поданных, родившись и воспитавшись в России, не могут называться иностранцами)».

Основной целью экспедиции Беллинсгаузена – Лазарева, согласно инструкциям Морского министерства, было «приобретение полнейших познаний о нашем земном шаре» и «открытия в возможной близости Антарктического полюса».

29 августа  1819 года «Восток» и «Мирный» взяли курс в Атлантический океан.

2 ноября шлюпы бросили якорь на рейде Рио-де-Жанейро.

22 ноября «Восток» и «Мирный» вновь вышли в океан, а 8 декабря они пересекли 45-ю параллель.

15 декабря утром показались остроконечные вершины острова «Южная Георгия» и соседнего с ним островка Уиллиса, открытого Куком в 1775 году.

22 декабря в тридцати милях к северу от шлюпов показался неизвестный высокий остров с заснеженной вершиной: «Восток» и «Мирный» повернули к нему.
29 декабря (днем) на юго-западе открылся высокий, покрытый снегом и окруженный тяжелыми льдами берег острова Сандерса, названный так Куком. Кук не был твердо уверен, что перед ним действительно остров. Русские моряки подтвердили его предположение. Они определили координаты острова, а художник Михайлов зарисовал в свой альбом очертания его берегов.

Наступил январь 1820 года. Русские моряки упорно пробивались сквозь тяжелые льды к югу. Но 4 января сплошные льды преградили им путь. Беллинсгаузен взял курс на северо-восток, а затем на восток, выискивая во льдах проход на юг. Где же Южный материк? Существует ли он? Русские моряки старались найти ответ на эти вопросы в каждом наблюдаемом явлении.

Матросам удалось убить на дрейфующей льдине тюленя. «При встрече в Ледовитом океане подобных животных можно ли заключить о близости берега или нет? – спрашивал себя Беллинсгаузен себя и тут же отвечал: – Сей вопрос остается нерешенным, те более, что они могут щениться, линять и отдыхать на плоских льдинах, как мы теперь видели; известные же нам самые близкие берега, т.е. Сандвичевы острова, были в 270 милях …».

12 января 1820 г. шлюпы взяли курс прямо на юг.

15 января «Восток» и «Мирный» впервые пересекли Южный полярный круг. Северный ветер нагнал тучи, поднял волну. Снег и туман заволокли горизонт.

16 января в полдень на  69 градусов 21 минута 28 секунд южной широты и 2 градуса 14 минут 50 секунд западной долготы моряки заметили блестящую полосу высоких льдов . Вначале они приняли льды за облака. Шлюпы продолжали идти на юго-восток. Временами снег прекращался, и тогда мореплаватели видели полосу сплошных бугристых льдов, простиравшуюся с востока на запад … Это была Антарктида.

Ледяной берег желанного Южного материка увидели впервые в истории человечества русские моряки – спутники Беллинсгаузена и Лазарева 16 января 1820 года (по старому стилю). Но вид берегов был слишком необычен. Туман и снег помешали определить, что находится дальше, за бугристыми льдами. Это, по-видимому, и заставило Беллинсгаузена воздержаться от заключения, что перед ними материк.

16 января 1820 года шлюпы достигли самой южной точки за год плавания –69 градусов 25 минут южной широты и 2 градуса 10 минут западной долготы. В течение четырех суток шлюпы плыли вдоль выступающего к северу ледяного барьера, а затем снова повернули ...

В своем предварительном донесении, посланном позже из Австралии, Беллинсгаузен сообщил на родину: «Здесь за ледяными полями мелкого льда и островами виден материк льда, коего края отломаны перпендикулярно и который продолжается по мере нашего зрения, возвышаясь к югу подобно берегу. Плоские ледяные острова, близь сего материка находящиеся, ясно показывают, что они суть отломка сего материка, ибо имеют края, и верхнюю поверхность, подобную материку».
Открытием Антарктиды героические русские моряки внесли величайший вклад в мировую географическую науку, вписав новую замечательную страницу в книгу русской морской славы».

[6]. Жюль Верн (см. примечания).  «Два корабля, «Восток (капитан Ф.Ф. Беллинсгаузен) и «Мирный» под командованием лейтенанта М.П. Лазарева 3 июля 1819 года покинули Кронштадт, направляясь в Южные полярные моря. 15 декабря корабли оказались в виду Южной Георгии, а неделей позже была открыта на юго-востоке группа из трех небольших вулканических островов. Пройдя вдоль 60-й параллели четыреста миль к востоку, и достигнув 7 градусов западной долготы, русские моряки повернули  на юг и добрались до 70-й параллели; только здесь ледяной барьер преградил им путь и помешал проникнуть еще дальше на юг.

Беллинсгаузен, не признавая себя побежденным, отклонился к востоку, держась большей частью за Полярным кругом, но на 44 град. Восточной долготы был вынужден повернуть к северу. Только сорок миль отделяло его от обширной земли, которую двенадцать лет спустя «открыл какой-то китобой», обнаруживший на сей раз свободное ото льда море!» ----(кавычки от автора миниатюры). Обсуждение примечаний 4, 5, 6 см.  в следующей миниатюре.

[2]. Биографический словарь (см. примечания). Лазарев Михаил Петрович (1788 – 1788), флотоводец и мореплаватель, адмирал (1843). В 1813 –1825 гг. совершил три кругосветных плавания, в том числе в 1819 – 1821 гг. командир шлюпа «Мирный в российской экспедиции Ф.Ф. Беллинсгаузена, открывшей Антарктику. При разгроме турок  в Наваринском сражении командовал линейным кораблем «Азов». С 1833 года главный командующий Черноморского флота и портов Ченого моря. Подготовил и издал лоции Азовского и Черного морей.

[3].  (История гидрографической службы  – см. примечания, дополнительно к п. 2).    «Окончил Морской кадетский корпус. В 1804 – 1807 гг. служил волонтером на кораблях английского флота. В.1813 – 1816 гг. гг. в чине лейтенанта командовал судном «Суворов, совершил свое первое кругосветное плавание с заходом в Русскую Америку. В 1822 – 1825 гг. осуществил свое третье кругосветное плавание на фрегате «Крейсер», с 1825 г. – капитан 1 ранга. Участник Наваринского сражения, произведен в контр-адмиралы. Во время русско-турецкой войны 1828 –1829 гг. руководил морской осадой Дарданелл.

С 1833 г. вице-адмирал, командующий Черноморским флотом и портами Черного моря, военный генерал Севастополя и Николаева, с 1843 года –адмирал. Награжден семью российскими орденами. Умер в Вене, погребен в Севастополе.   
Его именем названы 10 географических объектов, в том числе горы и море в Антарктиде».

[4]. (История гидрографической службы  – см. примечания, дополнительно к п. 2).          «В марте 1819 г. Лазарев получил назначение командовать шлюпом «Мирный», которому предстояло в ближайшем будущем отплыть к Южному полюсу. Опыт подготовки судов к дальним плаваниям у него был уже достаточный. И потому он энергично стал готовить суда к дальнему походу. Он занимался подготовкой не только своего шлюпа, но и второго, которому тоже предстояло принять участие в плавании к берегам Антарктики. Лазарев также лично занялся  подбором членов команд для участия в экспедиции.

4 июня прибыл капитан 2-го ранга Ф.Ф. Беллинсгаузен, которому было поручено как командование вторым шлюпом, так и руководство всей экспедицией. Через месяц после его прибытия «Восток» и «Мирный» покинули Кронштадский  рейд  и двинулись к Южному полюсу.

Беллинсгаузен, характеризуя своего сподвижника по экспедиции, писал морскому министру: «Во все время плавания нашего, при беспрерывных туманах, мрачности и снеге, среди льдов, шлюп «Мирный» всегда держался в соединении, чему по сие время примеру не было, чтобы суда, плавающие столь долговременно при подобных погодах, не разлучались, и потому поставляю долгом представить вам о таковом неусыпном бдении лейтенанта Лазарева».

За участие в Антарктической экспедиции Лазарев был произведен в капитаны 2-го ранга, минуя чин капитан-лейтенанта».

[5].  (Книга о знаменитых путешественниках – см. примечания). Текст тот же самый, что и у Беллинсгаузена (см. п. 5 выше).

[6]. Жюль Верн. Текст тот же самый, что и у Беллинсгаузена (см. п. 6 выше).

ПРИМЕЧАНИЯ.

1.  Русский музей представляет: Павел Михайлов / Альманах. Вып. 352. СПб. Palace Editions, 2012. Тираж 2000 экз.  Научный руководитель Евгения Петрова.  Директор Русского музея Владимир Гусев.Текст Наталии Соломатиной.   
      

2. Биографический  энциклопедический словарь М., Научное издательство «Большая Российская энциклопедия». 2000.

3. История гидрографической службы Российского флота. Том 4. Издание Главного управления навигации и океанографии МО РФ. 1997.

4. Лубченкова Т.Ю. Самые знаменитые путешественники России. М. Вече. 2001.–464 с.

5. Авадяева Е.Н., Зданович Л.И. 100 великих мореплавателей. М. Вече. 202.– 512 с.

6. Жюль Верн. История великих открытий. Путешественники XIX века. Книга третья. Глава третья. Полярные путешествия.  М. Южный полюс. М. «Терра» - «Терра». 1993. С. 385.

Продолжение следует.  02.02.2021.

12-я миниатюра (из 20-ти)

12-я миниатюра (из 20-ти)