Когда зацветет старая груша, часть 14

Ольга Верещагина
Кира вошли в дом. Там было чисто и уютно. В гостиной, самой большой комнате стоял накрытый стол к чаю. На белой скатерти с национальным орнаментом высился электрический самовар. С заварным чайником на маковке. На столе стояли сладости и  выпечка. Красивой горкой на подносе рядом с самоваром возвышались яркие пиалы.

- Проходите, гости дорогие. Проходите. Мама вся извелась. Все ждала вас. Как я ей сказала, что наш участковый разыскивает  сведения о Паве, мама покой потеряла. Вот уже неделю всю перебирает в памяти события тех времен. Даже, я такого не знала. Она мне все рассказала и велела, если что пересказать. Разволновалась.  Давление  поднялось. Позвонила своей подруге, Альфие Аскаровне, она живет у дочери в Казани, и договорились, если внучка Павы приедет, то Альфию Аскарову привезут к нам. Вот как вы наших бабушек взволновали. Да, что это я вас разговорами кормлю, проходите. Можно руки помыть там, у нас все, как в городе. Проходите -   пригласила дочь.

- Это моя младшая дочка – Галия, мы ее зовем Галей. Это мой муж ее назвал на русский манер. Первая любовь у него была,  умерла. Вот решили и дочку назвать. А я не против была, главное он жив остался. Еще у меня два сына есть, так они в Болгарах живут, там и работают. А дочка одна. Она со мной осталась здесь. Никуда не хочу уезжать. Тут и помирать буду. Проходите, садитесь. Скоро  моя подруга приедет, ее внук привезет. Да, жизнь быстро пролетела. А твоя бабка всегда знала, что ты жива, вот ведьма, все предвидела, жаль, не все ей поверили, а то бы вот удивились…- говорила Айнур  Дамировна, устраиваясь за столом и приглашая приехавших.

Кира не знала, что сказать или ответить. Она  хотела сказать, что не все еще решено и не подтверждены доказательства, что Пава ее бабушка, но решила просто помолчать и довериться своей интуиции. Она знала, что нельзя в этой ситуации возражать. Женщина пожилая. Она могла и что – то напутать.

- Спасибо, что вы нас пригласили. Да, я ищу своих родственников. Я надеюсь, что вы говорите о моей бабушке, но это еще неточно … - нерешительно,  начала оправдываться  было  Кира.

- Это, как это не точно? Ты себя видела, в зеркало глядела? А я сейчас альбом достану. Там есть фото с твоей бабушкой. Так ты сейчас копия она. На черном фото цвет глаз не видно. Я сейчас.  Галия, наливай гостям чай, а я сейчас, я принесу альбом, тот старый, что в сундуке на дне. Там много старых фото, я их убрала от греха, подальше. Там мой  бабай и анней, да все наши родственники. Раскулачили их. Вот и убрала фото. Я сейчас… -  сказала  Айнур Дамировна.

- Мама, я сама принесу. Сейчас пойду и принесу, а вы сидите с гостями – опередила ее дочь.

-  Хорошо, иди дочка, иди, а то что – то воздуху не хватило.

Галия налила в пиалы чай и вышла в соседнюю комнату.

- Вот, ведь, как быстро жизнь пролетела. Еще недавно я была молодой, а уже скоро 90 лет. Почти самая старая здесь. Дед умер, жалко. А то бы он показал, какой шрам остался от бороны. Вы пейте чай, это наш татарский. Он вкусный,  по -  особому  заваривают его.  А как ваше имя?  А то я знаю, что Нина родила девочку, а как назвали, я  не помню -   раздумье сказала старушка.

-  Меня назвали -  Кирилла,  что  в переводе  с персидского  обозначает  -  солнце. А почему так назвали,  я не знаю. Сейчас меня называют  - Кира.

- Кира – хорошее имя. А у тебя семья есть? А дети? А где ты живешь? Расскажи мне. Мне все интересно, а потом я тебе покажу фото и все расскажу, пока моя подруга в пути. Ну, сколько тебе лет сейчас, и где ты была столько лет? – внимательно разглядывая Киру, поинтересовалась Айнур Дамировна.

 Кира немного призадумалась, как правильно все ответить. Как всю свою жизнь можно уложить в несколько предложений, но тут пришла Галия и принесла альбомы, любовно завязанные в головной платок.

- Вот, мама, ты эти альбомы  искала? – спросила она, подставляя к столу маленький журнальный столик и развязывая платок.

- Да, дочка, эти альбомы. Все некогда было взять да полистать, вспомнить  прошлое. Ведь не все плохое было, было и хорошее тоже. Спасибо, Кирочке, приехала и  разбудила память. Будни притупили память. Телевизор да сериалы, а наша жизнь, она интересней всех  сериалов. Как трудно было, но мы умели и влюбляться, и веселиться, и работали много. Молодые сильные были, все успевали. Когда я позвонила Альфие, моей подружке, она даже заплакала. Представляешь, как ей там, в Казане плохо. Домой просится, а ее не везут, а сейчас повод хороший, встреча по поводу  твоего приезда, а не по поводу  очередных похорон. Вот так и живем, двое нас уже ровесников  осталось, только двое, да еще есть Фаина, но она там на четвертом отделении живет, мы потом туда поедем все вместе. Все посмотрим, что сталось с домом и участком Павы.  Когда она умерла, то все закрыли и оставили, как есть,  а что получилось, я не знаю, найти то может, найду, а вот что осталось не знаю. Ну, пейте чай, пейте. Угощайтесь – потчевала гостей хозяйка.

Николай Максимович, аж подпрыгнул от неожиданности:

-  Что вы знаете, где жила Пава? Где был ее дом? А там росла груша? Кире во сне все время снится старая груша в саду у дома Павы.

- Чего не знаю, того не знаю. Я там не была, но мой ездил и рассказывал, где она живет, а только в газике сидела, я боялась заходить, я беременная была. Боялась, сглазит. А она ему сказала тогда, что девочка родится, и что пусть он ее назовет именем любимой. Тогда девочка счастливой будет. Так и вышло. А я все приняла и сделала. И вот она, какая выросла, да еще троих внуков мне подарила, и пятерых правнуков, но об этом потом. А сейчас ты Кира немного расскажи про себя, так интересно все… -  попросила ее  Айнур Дамировна.

- Да, все разве расскажешь. В два годика почти меня нашли в лесу у костриша,  в лесу в районе Лесной Хмелевки, потом в Мелекес в больницу попала, выходили, затем в наш дом малютки привезли, а оттуда меня отдали в приемную семью. В приемной семье меня удочерили, где  я и  выросла. Потом,  получила образование, стала фармацевтом,  то  есть провизором, это тот, кто составляет лекарства  по рецептам и продает их. Я помогаю лечить людей -  сказала Кира.

- Ну, вот, а ты говоришь, что сомневаешься, что внучка Павы, она же  тоже  лечила людей травами и словом тоже. Знала она много, вот и писали на нее доносы. Моего мужа спасла от неминуемой смерти. Я за нее до сих пор суры читаю. А семья у тебя есть? Муж есть? – поинтересовалась  Айнур  Дамировна.

-  Был муж, а сейчас сплыл. Молодую нашел. Я сейчас на пенсии уже. У меня двое сыновей. Оба женатые. Внуками похвастаться не могу, но думаю,  будут чуть позже. А я вот решила  приехать поискать свои корни. Я семье не сказала ничего. Мне написал Николай Максимович и пригласил к  себе  погостить и заодно поискать. Я даже и не думала, что так все получится. Моя приемная мама начала поиск и оставила мне письмо и  документы и еще вот это медальон, который был у меня на шее. Вот, посмотрите, может вам этот  медальон о чем  - то  или  что – то скажет?  – Кира достала медальон, ввиде ангела, и показала  Айнур Дамировне.

- А ну ка, дай ка мне мои большие очки,  дочка, а то я плохо вижу – попросила  дочь  Айнур Дамировна.

-  На, мам, возьми, вот  они – принесла дочь очки.

- Ой, мне кажется я это медальон где – то видела. А дайка мне, Галия,  вон тот альбом, где есть фото,  тогда на току, когда закончили молотить зерно и вышли на первое место по району, нас там корреспондент на передовицу снимал. Да, вот этот. Именно этот. Там мы все вместе и Пава с нами. Тогда всех согнали на ток. Давай смотри, где мы на куче зерна все сидим, там скраю  Пава сидит, она получилась ближе всех, и как мне кажется,  на ней был или крест или этот медальон. Или крестик с луной?   Смотри внимательно. А у тебя крестика не было? – спросила она Киру.

Кира достала крестик, а на крестике, еще  была и маленькая луна:

- Вот, возьмите, посмотрите,  этот вы видели на бабушке?

Айнур  Дамировна, осторжно,  взяла крестик   и охнула:

-  Ох!  А ведь точно, этот крестик. Я больше таких  крестиков не видала нигде и не у кого. Это редкий крестик. Сочетание православия и мусульманской веры. А что это за народ такой,   какая национальность я не знаю. Мы, когда увидели этот крест  на ней, то спросили, что это за крест такой,  а она сказала - мать дала, а зачем, мол, я не знаю, это  все, что от нее осталось. Носила она медальон и этот крестик на цепочке вместе и никогда не снимала, значит,  она перед тем, как тебя забрать Нине, надела его на тебя. Я же говорю, что ты ее внучка. Я уже и не сомневаюсь. Ну, что, Галия, нашла фотографию – спросила она дочь.

- Вот мама, смотрите. Здесь на фото крестик поверх медальона. Медальон плохо видно, а крестик, очень похож на этот  -  сказала Галия и подала фото  матери.

- Ну, что я говорю. Хоть мне и скоро 90 лет, но прошлое хорошо помню, а вот сериалы забываю. Там собака что – то лает, это, наверное,  Альфию привезли. Иди дочка встреть гостью. Вот и поговорим сейчас. Вот и обрадуется  подружка. А ты,  Кира, что сидишь с каменным лицом, радость в дом пришла,  человек отыскался. Тебя же все считали погибшей вместе с твоими родителями -   сказала и осеклась…

- А ты, что не знаешь еще, что твоих родителей потом по весне нашли. Вытаяли из снега мертвыми, а ты, как в воду канула. Одна Пава твердила, что ты жива, и все и однажды вернешься, поэтому и на том хуторе и жила, никуда не уезжала, все ждала и дождалась. Поедем к Фаине, она знает, где ее домишко  искать. Она построила маленький домик недалеко от Тараскина хутора, в овражке. Так там и жила всю жизнь, тебя ждала.

-В дом вошли еще гости. Внук привез еще одну пожилую женщину, Альфию Аскаровну  Мурадову, свидетельницу тех далеких времен. Пока все здоровались и размещались, Кира сидела, и ничего не могла понять и почувствовать. Время остановилось, и потихоньку начало возвращаться назад в прошлое.

Продолжение следует...