Пламя над Волгой

Олег Каминский
Общеизвестно, что река Волга во все времена была одной из важнейших транспортных коммуникаций. Особо важная роль была отведена Волге в годы Великой Отечественной войны, особенно в период Сталинградской битвы. Тогда Волга являлась транспортной магистралью, по которой переправлялись оружие и боеприпасы, перебрасывались воинские части, шли баржи с кубанским хлебом, шерстью для шинелей, медью для патронов и другими важными грузами.

И самое главное – Волга была самой важной артерией, снабжавшей советскую промышленность кавказской нефтью, которая так нужна была фронту. Поэтому главной целью наступления противника на Сталинград являлось в первую очередь нарушение речных перевозок стратегических грузов (особенно нефтеперевозок) для советской армии и промышленности.

Кроме того, захват города открывал врагу дорогу на Кавказ, к нефтяным месторождениям, которые давали более 70 % всего объема нефтедобычи в СССР. Если бы противнику удалось захватить эти богатейшие нефтяные ресурсы, исход войны мог бы быть совершенно иным.

Судоходство по Волге осуществлялось множеством самоходных и несамоходных судов. Так, в начале навигации 1942 года речные пароходства Волги имели на своем балансе следующее количество подвижного состава (без дебаркадеров):
Верхневолжское речное пароходство (ВВРП) – 1.043 судна, в том числе 314 самоходных и 729 несамоходных;
Средневолжское речное пароходство (СВРП) – 335 судов, из которых 153 ед. самоходного флота и 182 ед. несамоходного;
Нижневолжское речное пароходство (НВРП) – 653 судна, в том числе самоходных - 205 ед., несамоходных - 448 ед.;
пароходство «Волготанкер» – 380 судов, в том числе 141 самоходных и 239 несамоходных.

Почти до конца июля 1942 года караваны судов шли по реке практически безостановочно – противник только вел активную авиационную разведку с целью изучения речных перевозок по Волге. При этом самолеты-разведчики производили полеты на больших высотах и атак по судоходству не предпринимали.

Однако в ночь с 22 на 23 июля 1942 года немецкая авиация приступила к минированию Волги и самолёты Хе-111 из I./KG.100 «Wiking» сбросили на парашютах донные мины в районе Ступинского Яра. В ночь с 23 на 24 июля мины были сброшены в районе Ступинский Яр – Каменный Яр, а в следующую ночь – в районе Горной Пролейки. В последующем произошло расширение районов постановки мин в южном и северном направлениях. Всего за навигацию 1942 года немецкие самолёты сбросили в Волгу 342 донных мины различного типа. Почти сразу же начались и атаки кораблей с воздуха.

Так на Волгу пришла война. Ввиду серьёзной угрозы подрыва кораблей на минах и атак с воздуха, движение караванов было приостановлено. И всё же значительных потерь избежать не удалось. Начались подрывы на минах, гибель кораблей от авиационных бомб, а позже и от артиллерийско-минометного огня. Погибло и большое количество моряков, пассажиров, а также перевозимых грузов.

На основании различных источников, я предпринял попытку составить список безвозвратных потерь корабельного состава (включая боевых кораблей) на Волге в период военных навигаций 1942-1943 годов, упоминая при случаях о жертвах среди экипажей судов и пассажиров. Разумеется, список этот ещё не полон и не всегда абсолютно точен, однако по мере поступления новой информации, будет пополняться и уточняться.

Итак, перед нами – хронология потерь самоходных и несамоходных судов, вспомогательных и прочих судов речного пароходства, боевых кораблей и катеров Волжской военной флотилии, погибших на Волге с июля 1942 года по сентябрь 1943 года:      

Первой жертвой войны на Волге 25 июля стал 464-тонный буксирный пароход «Смоленск» (капитан - А. К. Марфин), который, следуя вниз по реке из Камышина к Сталинграду, утром подорвался на мине недалеко от села Луговая Пролейка. Погибли от одиннадцати до пятнадцати человек, остальных удалось спасти.
Самолетами были потоплены также баржи «Амазонка» (8.400 тонн), «Сура» (6.500 тонн).
В тот же день, три вражеских бомбардировщика атаковали буксирный пароход «Союзный ЦИК» (1.000 л.с.) в районе Камышина. На втором заходе бомба попала в машинное отделение судна. Погибли капитан, несколько членов экипажа и трое детей. Остальные моряки, 30 женщин и детей были спасены. Пароход  затонул на рейде Камышина на следующий день.

Около двух часов ночи 26 июля самолеты разбомбили нефтебаржу «Найдома» (6.700 тонн) с грузом бензина. Полыхнуло так, что высветило все вокруг. Горящую полосу бензина потянуло течением вниз по реке километров на двадцать. На этой барже погибли помощник шкипера, матрос и пятеро детей.
Днем в результате налета немецкой авиации выше Каменного Яра потоплены буксирный пароход «Аджаристан» (1.000 л.с.), на котором погибли 20 человек, нефтебаржа «Тавда» (7.250 тонн), загорелась и затонула нефтеналивная баржа «Аравия» (8.200 тонн) или «Арагва» (10.400 тонн).
В районе пристани «Быковы хутора» от бомбежки загорелся грузопассажирский пароход «Александр Невский» и в сильно поврежденном виде выбросился на мель. Погибло 15 человек, 9 сразу и 6 потом от ран (по другим данным, погибли девять членов экипажа и около ста пассажиров). 
Авиация противника потопила баржу «Акула» (6.470 тонн).               
У несамоходной баржи № 696 (хлебная, 2.150 тонн), взрывом оторвало корму, и она затонула у села Водяное.
Несамоходная баржа «Алазань» затонула в районе села Горная Пролейка.
Около 19 часов вечера этого же дня в районе Пролейки три самолета напали на караван с нефтебаржами «Кама», «Таловка» и «Веста», сбросили на них 12 бомб и обстреляли караван из пулемета. Несколько бомб попали в баржу «Кама», груженную 12.000 тоннами керосина, три бомбы — в баржу «Веста» и одна бомба — в баржу «Таловка», с грузом масла. От попаданий бомб «Кама» (12.350 тонн) сгорела, «Веста» (3.600 тонн) переломилась и затонула. А баржа «Таловка» (3.150 тонн) хоть и загорелись, но осталась на плаву и её взяли на буксир.
В 23 часа ночи буксир «Пеликан», атакованный немецкими самолетами, выбросился на мель.               

В ночь с 26 на 27 июля авиацией был потоплен в районе Капустина Яра теплоход «Капитан Гастелло» (капитан — П. Ф. Рузманкин).
Также ночью немецкие самолёты потопили пароход «Айтодор», и две баржи с боеприпасами.
Днем 27 июля в районе пристани Ерзовка авиацией подожжена и потоплена нефтебаржа «Обь» (10.400 тонн) с грузом 10.000 тонн керосина. Огромный столб дыма поднялся вверх, горящая нефть потекла вниз по Волге, и движение судов по реке было сильно затруднено.
На Бабаевском перекате, около острова Ступинский, подорвался на мине пассажирский теплоход «10 лет «Комсомольской правды» (1.100 тонн). Судно пошло под воду так быстро, что все пассажиры и члены команды погибли. Лишь капитану A. B. Семикову чудом удалось спастись.
В районе Быковы хутора затонула несамоходная баржа «Тунгуска», а в районе Антиповка – несамоходная баржа «Ваенга» (8.700 тонн).   
Погибла несамоходная баржа «Луга» (4.000 тонн).   
Вечером 10 бомбардировщиков Хе-111 совершили налет на пристань Владимировка (Ахтубинск). В результате были потоплены один колесный пароход и баржа, а буксир «Орджоникидзе» получил тяжелые повреждения.

28 июля у пристани Ерзовка на вражеской мине подорвалась и затонула самоходная нефтебаржа «Бурят» (360 л.с.), груженная мазутом. Там же авиацией были подожжены и повреждены баржи с горючим «Рутка» (4.000 тонн) и «Медянка».
Несамоходные баржи № 1480 и № 2313 затонули в районе пристани Балыклей.
Бомбардировщики Хе-111 из II./KG.26 потопили на Волге плавучий кран и две баржи.

На следующий день в районе поселка Соленое Займище, в 40 километрах южнее Ахтубинска, два Хе-111 атаковали пароход «Коллективизация» следовавшего вверх по течению с тремя нефтебаржами на буксире. Несколько бомб попали в две баржи, которые загорелись и затонули. Одной из погибших барж была «Онега» (6.660 тонн).

30 июля самоходная баржа № 1518 была повреждена осколком бомбы и затонула возле села Водяное.
Пароход «Бирючья коса» погиб от артобстрела в районе Каменного Яра.
Затонул также дебаркадер «Луговая Пролейка» № 490.               

В 2 часа 45 минут ночи 31 июля на Александровском перекате немецкий самолет потопил буксирный пароход «Сталинец» (капитан – Л. И. Бобылев) и поджег нефтебаржу «Лена» (8.700 тонн) с мазутом.               
Днем пароход «Казанка» (капитан — И. П. Шумилов) в районе пристани Каменный Яр подорвался на мине и затонул, а несамоходная баржа № 702 идущая порожняком, сгорела в районе Балыклейская воложка.               

Всего с 25 по 31 июля на Волге погибли 80 различных судов, а немецкая авиация поставила на Волге 231 мину.

В августе противник продолжал минирование Волги, самолётами Хе-111 было сброшено 74 донные мины.

В ночь на 1 августа один Хе-111 из III./KG.27 атаковал нефтекараван, идущий вверх по течению. В результате прямых попаданий бомб две баржи водоизмещением 250 и 800 тонн вспыхнули и затонули.
День 1 августа стоил многих жертв.
Так, около 13 часов подорвался на мине и затонул в районе Бабаевского Яра (в районе Верхне-Волового переката) колесный товаро-пассажирский пароход «Петр Чайковский» (1.000 л.с.) (капитан — Ф. Г. Сафонов). Погибло более тысячи военнослужащих, в том числе несколько десятков молодых лётчиков и 20 членов экипажа.            
Авиабомбами в районе Горный Балыклей были уничтожены самоходные баржи № 747, № 2046, № 3049.
В районе Балыклей взорвалась самоходная баржа № 102 с боеприпасами, разбиты и затонули несамоходные баржи ВХ № 1011 со спецгрузом, ВХ № 2013 с обувью.
Несамоходная деревянная баржа ВП № 105 затонула ниже села Антиповка.
Дебаркадер «Антиповка» № 110 был взорван авиабомбами.
Трагическим этот день стал и для моряков Волжской военной флотилии: в  районе деревни Ступино, в 150 километрах южнее Сталинграда, подорвался на донной мине и затонул со всем экипажем бронекатер «БКА-22» (командир – мичман Я. Г. Шестаков), на борту которого погиб командующий Волжской военной флотилии контр-адмирал Б. В. Хорошхин.

В ночь на 2 августа один Хе-111 из III./KG.27 потопил два крупных речных корабля, водоизмещением по 800 тонн каждый.
Днем несамоходная деревянная баржа НП № 699 (1.000 тонн) с грузом машин и вещевого имущества, разбита и затонула в районе села Водяное.         
Ниже Балыклея затонула несамоходная баржа НУ № 739 (1.964 тонн) с грузом соли, а несамоходная баржа НУ № 1339 (1.259 тонн) с грузом пшеницы, была там же затоплена по палубу.

Баржа «Цивиль» (8.500 тонн) и пароход «Амур» (860 л.с.) погибли 3 августа.

Всего за неделю с 25 июля по 3 августа от авиационных налетов и мин погибло 48 судов, в том числе 4 пассажирских парохода, 2 грузовых парохода, 26 сухогрузных и 16 нефтеналивных барж.

Трагическим был день 4 августа.
В районе Солодники от подрыва на мине погиб грузовой теплоход «Татария» (2.150 тонн) (капитан — Ф. Д. Юров). По некоторым данным, на корабле находились воинские части, в том числе личный состав 101-го и 375-го запасных стрелковых полков 16-й запасной стрелковой бригады. А по другой информации, судно перевозило 2.500 заключенных. Всего из числа пассажиров погибло около 1.000-1.500 человек, из 41 члена экипажа погибли 17, в том числе женщины и дети.
Также подорвался на мине и затонул у Каменного яра, в районе Верхне-Чертковского перевала, буксирный пароход «Мартын Лядов» (1.100 тонн) (капитан — К.П. Мясников). При этом погиб почти весь экипаж – 17 человек. Позже водолазам аварийно-судоподъемного отряда удалось поднять с затонувшего судна медицинское имущество, 14 бочек спирта, две машины «скорой помощи».

На следующий день пассажирский теплоход «Ильич» подорвался на мине и затонул выше Каменного Яра (район Солодовников).

Практически каждый день гибли корабли и люди.

Так, 6 августа у Саралевского острова, около Каменного Яра, подорвался на мине, переломился и затонул пассажирский (госпитальный) пароход «Виктор Хользунов» (капитан – Е.Ф. Кейстович).
Погибли также баржи «Комета» (4.000 тонн) и «Двина» (8.300 тонн).

Подорвался на мине и затонул в районе Владимировки 7 августа теплоход «Академик Тимирязев», который с военным грузом шел к Сталинграду. Судно ушло под воду в считанные минуты. Погиб почти весь экипаж, а также воинская часть с боевой техникой и прочими грузами, находившимися на борту.
Затонула баржа «Рутка» (4.000 тонн).

На следующий день пассажирский пароход «Коммунистка» затонул от подрыва на мине в районе Старицы. Корабль ушел под воду столь стремительно, что большинство людей не успели даже покинуть каюты. Из 400 человек, находившихся на борту, спаслись только 80.
В этот же день при налёте немецкой авиации на Сарепту, в Красноармейском затоне, у причала загорелась и взорвалась баржа со снарядами.

А баржа «Сила» (8.400 тонн) была потоплена 10 августа.

Всего с 25 июля по 10 августа по заминированному участку Волги прошли 302 судна речного флота, из которых 69 подорвались на минах либо были потоплены самолетами, в том числе 12 больших пароходов и 19 нефтеналивных судов. Таким образом, затонул каждый четвертый корабль. При этом погибли сотни людей, затонуло значительное количество грузов, по реке разлилось 115.000 тонн нефтепродуктов.

Пароход «Нижволгострой» погиб 11 августа при авианалете в районе Саратова.

13 августа затонул пароход «Тбилиси» (500 л.с.).

На следующий день в районе Ахтубы затонула баржа с грузом 10 тысяч автоматов.

Немецкая авиация 16 августа потопила в районе Садковского Яра грузовой теплоход «Осетия», на борту которого находилась кавалерийская часть с лошадьми и тачанками. Все они затонули вместе с кораблем. 

18 августа на Волге были потоплены баржи «Севрюга» (6.600 тонн), «Коммуна» (5.800 тонн), «Корсика» (3.620 тонн).

От атак немецких бомбардировщиков 21 августа у Черного Яра затонули 5 нефтяных барж.

Следующим днём погибли баржа «Вохма» (7.850 тонн), «Дубовка» (6.500 тонн), «Чорох» (3.750 тонн), «Керженец» (6.700 тонн).

23 августа немецкие самолёты произвели массированный налёт на Сталинград, принеся огромные разрушения и жертвы. Понесло большие потери и судоходство: в этот день в районе Сталинграда погибли 25 различных пароходов и барж, а на рейде и в самом порту были уничтожены 19 плавучих кранов, два дебаркадера и одиннадцать сухогрузных барж.

Тяжелыми были потери судоходства и на следующий день.
Так, в районе Балыклей – Водяное затонули несамоходная баржа ВП № 2058 со спецгрузом, а также несамоходная баржа Наркомпищепрома с грузом соли.
Разрушена в районе Балыклейской воложки несамоходная баржа «Каньга» (6.700 тонн).
Несамоходной барже № 695 в результате бомбежки оторвало корму, и она затонула в районе села Водяное.      
Катерный тральщик «Ураган» в районе Сталинграда подорвался на минах и затонул.

Санитарно-транспортное судно «Композитор Бородин» (256 тонн) (капитан – Д. Ф. Чевес) в ночь с 24 на 25 августа в нескольких километрах севернее Сталинграда в район Латошинского садика было обстреляно артиллерийским огнем немецких орудий. Пароход накренился и примерно в пятидесяти метрах от берега сел на мель на глубине «по пояс». В результате обстрела и последующего пожара погибло около 400 из 700 числа раненых, находившихся на борту. Из 28 членов экипажа 8 человек были ранены, один убит и 5 человек пропали без вести.
Днём 25 августа в районе Сталинграда погибла брандвахта, две сухогрузных баржи, нефтеналивная баржа «Коммуна» (в районе элеватора).
У входа в Сталинградский затон в результате прямого попадания нескольких зажигательных бомб сгорел крупный пассажирский теплоход «Красноармеец».

По состоянию на 25 августа в черте Сталинграда от Сталинградского тракторного завода до Красноармейска действовало порядка 28 переправ. Там работали 25 самоходных и 64 несамоходных речных судов, до 15 тральщиков Волжской военной флотилии, десятки понтонов и других переправочных средств инженерных войск. Все переправы в сутки перевозили в среднем 30.000 бойцов и командиров Красной Армии, десятки тысяч человек гражданского населения и раненых, сотни тысяч тонн различных грузов

26 августа в районе Сталинградского судоремонтного завода немецкой авиацией были потоплены и подожжены несколько судов.

Особенно трагической для многих стала ночь с 26 на 27 августа, когда артиллерией противника был расстрелян 400-тонный грузопассажирский теплоход «Иосиф Сталин» (капитан – И. С. Рачков) с ранеными на борту. Поврежденный теплоход выбросился на песчаную отмель острова близ Тракторного завода. Погибли 1.050 раненых и членов экипажа, спаслись около 300 человек.

После августа авиация противника резко снизила количество минных постановок на реке Волга, в течение сентября — ноября 1942 года было установлено всего лишь 37 донных мин.

В первый же день сентября погиб пароход «Струя» (220 л.с.).

А на следующий день речной тральщик «РТЩ-124» был потоплен в районе острова Замор немецкой авиацией.

7 сентября в результате столкновения с другим судном в районе центральной переправы Сталинграда затонул тральщик «№ 331».

В районе острова Сарпинский немецкая авиация потопила 10 сентября катер-тральщик «№ 346».

Авиацией в районе Соляного причала 12 сентября был потоплен катер «Вторая пятилетка» (капитан — В. П. Кадомцев).

15 сентября немецкая береговая артиллерия потопила в районе центральной переправы Сталинграда тральщик «ТЩ-323» (убиты и ранены пять моряков), в том же районе в результате столкновения затонул тральщик «ТЩ-315».
От минометного огня противника там же погиб речной трамвай «№ 7».
Катера № 99, «Третий» и «Тринадцатый» погибли при авианалете в районе Сталинграда.
А в результате аварии в Сталинграде погиб речной трамвай «16-й Октябрь».

На следующий день огнем береговой артиллерии в районе острова Голодный был потоплен тральщик «№ 336».

17 сентября затонула баржа «Охта» (5.460 тонн), а в Шадринском затоне немецкой авиацией и артиллерией был поврежден железнодорожный паром «Иосиф Сталин», который экипажу пришлось затопить.

Огнем немецкой береговой артиллерии 18 сентября в районе центральной переправы Сталинграда был потоплен катер-тральщик «№ 342», а в районе острова Голодный – катер-тральщик «№ 352».
На переправе в районе завода «Красный Октябрь» погиб в этот же день и катер «Пятый».

Пароход «Траулер» погиб 19 сентября.

А пароход «Перекат» затонул 20 сентября от  прямого попадания вражеской бомбы в районе завода «Красный Октябрь». Все шестеро членов экипажа погибли.

На следующий день на мине подорвался и затонул тральщик «ТЩ-122».

Речной тральщик «РТЩ-121» в районе Старицкого переката подорвался на донной мине и затонул 22 сентября.

23 сентября погибли баржи «Лозовая» (7.360 тонн) и «Кобра» (4.000 тонн).

Баркас «Наблюдатель» (капитан — И. И. Исаков) 24 сентября был потоплен артиллерией напротив хлебосоляного участка.

При авианалете в районе Сталинграда погиб катер «Лейтенант Здоровцев».

Катер «Второй» погиб 27 сентября в районе Сталинграда.

Немецкие лётчики 29 сентября потопили пароход «Гаситель».
Пароход «Генерал Панфилов» погиб от артобстрела в районе Сталинграда.

30 сентября в районе Сталинграда погиб катер № 74.

Тяжелым выдался день 2 октября: в районе переправы у завода «Красный Октябрь»
от артобстрела погибли пароходы «Дубовка», «Капитан Ивашинцев», речной трамвай «№ 1» (катер «Первый»).

На следующий день у пристани Скудры, напротив острова Денежный, был потоплен артиллерией пароход «Надежный» (капитан – А. Я. Шварев).
В районе переправы у завода «Красный Октябрь» погиб пароход «Партизан».
Погибла также несамоходная баржа «Елшанка» (3.720 тонн).

Огнем береговой артиллерии в районе тракторного завода 5 октября был потоплен катер-тральщик «ТЩ-316».

7 октября в районе переправы у завода «Красный Октябрь» потоплен пароход «Совхозница».

Огнем береговой артиллерии в районе острова Голодный на следующий день был потоплен бронекатер «БКА-21».
Авиацией потоплен баркас «Ислям» (капитан — И. И. Парамонов).

9 октября бронекатер «БКА-31» был обстрелян двумя 150-мм гаубицами 171-го немецкого артполка, получил тяжелые повреждения и выбросился на мель в районе острова Голодный. Погибло около 13 человек.

При переправе войск в Сталинград немецкой артиллерией 10 октября были потоплены катера «КТ-322», «КТ-342», «КТ-343».

На следующий день огнем немецкой береговой артиллерии в районе завода «Красный Октябрь» был потоплен катер-тральщик «№ 343».

Несчастливым для парохода «Абхазец» стал день 14 октября: он затонул в районе переправы у завода «Красный Октябрь».

19 октября при возвращении из Сталинграда, в районе завода «Красный Октябрь», от прямых попаданий двух артиллерийских снарядов противника был потоплен катер-тральщик «№ 337» (командир – старшина 1-й статьи Г. М. Пичегин). Тральщик вместе с экипажем и 75 ранеными пошел ко дну.

Огнем береговой немецкой артиллерии в районе Скудрей на следующий день были потоплены катера-тральщики «№ 317» и «№ 327».

В районе переправы у завода «Красный Октябрь» 21 октября погиб пароход «Пожарский».

24 октября погиб рейдовый баркас «Яков Ерман» (300 л.с.) (капитан – А. А. Дегтярев).

На следующий день в районе завода «Красный Октябрь» минометным огнем потоплен буксирный пароход.

Пароход «Стахановец» погиб 26 октября в районе переправы у завода «Красный Октябрь». 

От артиллерийского огня погиб 28 октября катер «Лейтенант Здоровцев» (капитан – И. А. Соколов).

Минометно-артиллерийские огневые налеты врага и бомбардировка с воздуха приводили к большим потерям в районе переправ у Сталинграда. Так, только в районе переправы 62-й армии, за время с 7 по 28 октября были подбиты и сгорели или затонули пароходы «Дубовка», «Совхозница», «Капитан Иванищев», «Пожарский», «Абхазец», «Донбасс», «Трамвай № 1», «БМК», «СП-19» и семь барж. 35 полупонтонов парка Н-2-П получили повреждения.

Всего за сентябрь и октябрь 1942 года погибли 18 пароходов и 8 пассажирских катеров Нижне-Волжского пароходства, 8 тральщиков и 2 бронекатера Волжской военной флотилии и десятки понтонов инженерных войск фронта.

30 октября при высадке десанта в районе Латошинки вражеским огнём был потоплен катер (баркас) «Рутка».

В октябре (точная дата отсутствует) тральщик «№ 324» был потоплен в Красноармейском затоне.

Первый день ноября стал последним, по крайней мере, для двух боевых кораблей.
При попытке высадить подкрепление десанту в Латошинке, катера были обстреляны сильным артиллерийским и пулеметным огнем частей немецкой 16-й танковой дивизии. Бронекатер «БКА-34» (командир – лейтенант Н. И. Гламаздин), выбросился на мель. Убито и ранено несколько человек. А бронекатер «БКА-23» («БКА-32») получил тяжёлые повреждения и выбросился на отмель у левого берега.

3 ноября в районе Латошинка артиллерийским огнем был потоплен бронекатер «БКА-25».

А 6 ноября в Шадринском затоне был разбит катер «Сталь».

Баржа «Кубань» (4.000 тонн) погибла 17 ноября.

Затонул от подрыва на мине 20 ноября пароход «Алтай» (800 л.с.) (капитан – Н. И. Макарычев), весь экипаж погиб.

Осенью 1942 года погиб ряд судов, точная дата гибели пока не установлена. Среди них: пароходы «Капитан Иванищев» (капитан – П. И. Колшенский), «Крестьянин» (капитан – Б. П. Широков), «15 лет ВЛКСМ» (капитан – И. А. Кулигин), газоходы № 71 и 99, катера «Тринадцатый» (капитан – П. И. Колшенский), катера-тральщики «№ 326», «№ 344», «№ 345».

С наступлением зимнего периода и сильного мороза, сковавшего льдом Волгу, движение судов по реке полностью прекратилось до весны.
Всего в период военной навигации 1942 года волжский речной флот понес значительные потери. От бомбардировок, донных мин, артиллерийского и минометного огня противника, диверсий, навигационных, технических и прочих причин, на Нижней Волге затонуло 335 судов: 15 грузопассажирских общей мощностью 12.200 л. с., 74 буксирных и вспомогательных, 197 барж, в том числе 44 нефтеналивные баржи (общим тоннажем 279.460 тонн), 153 сухогрузные баржи (общим тоннажем 205.638 тонн), 49 судов технического флота. Кроме того, 34 судна получили серьезные повреждения.

Многие суда погибли или получили повреждения при подрывах на донных минах, установленных немецкой авиацией. Не лишне будет указать, что всего за кампанию 1942 года немецкие лётчики поставили на Волге 342 мины (неконтактные парашютные и беспарашютные весом в 400 кг и 1.000 кг с зарядами соответственно в 400 и 700 кг) .

После поражения вражеских войск под Сталинградом, линия фронта значительно отодвинулась на запад. Однако с открытием навигации весной 1943 года обстановка на Волге снова стала осложняться. Немецкая авиация снова начала активные действия по постановке мин – 18 апреля 1943 года самолеты Хе-111 из I./KG.100 «Wiking» сбросили 4 авиационные мины типа ВМ 1000. В целом, минированию подвергался огромный участок Волги протяженностью 800 км от села Замьяны (Астраханский округ) до села Золотое (Саратовская область). Следует сказать также, что в глубинах реки от постановок 1942 года ещё оставалась более 13о мин, которые вытралить и уничтожить пока не удалось.

Продолжались и атаки судов с воздуха. При этом зона действия авиации даже расширилась по сравнению с периодом Сталинградской битвы, захватывая Волгу уже севернее Камышина. Цель противника оставалась прежней – прервать движение по Волжско-Каспийскому пути, нанося главный удар по речным перевозкам.

Снова начались потери судов Волжского пароходства и боевых кораблей Волжской военной флотилии:

Первой жертвой навигации 1943 года стал буксирный пароход «Ереван» («Эривань») (капитан – И.А. Трутнев), который 23 апреля в районе Саралевского острова наскочил на мину и затонул.

29 апреля подорвалась на мине и затонула нефтеналивная баржа «Тарлык».

А в районе села Солодники 2 мая подорвался на мине и затонул буксирный пароход «Сергей Лазо» (капитан – Я. И. Краснов).

Канонерская лодка «Усыскин» (400 тонн) при подрыве на мине 4 мая получила настолько тяжелые повреждения, что была списана из состава Волжской военной флотилии.

7 мая на плесе между Камышином и Ахтубинском подорвались на минах и затонули нефтеналивная баржа «Комсомолка» (6.000 тонн) с грузом мазута и пароход (рыболовный баркас) «Кормилец», который затонул со всем экипажем из четырех человек.

От подрыва на мине погибла на следующий день нефтеналивная баржа «Катунь» (10.400 тонн), с грузом 9.600 тонн авиационного бензина. Несколько дней Волга пылала на протяжении десятков километров. Сгоревшего бензина хватило бы на 20.000 заправок фронтовых самолетов-истребителей.

10 мая на мине в районе Замьян подорвался и затонул тральщик «ЭМТЩ-26», от подрыва на мине погиб также катерный тральщик «КТЩ-21».

Тяжелые потери были понесены 11 мая.
Погибли баржи «Лозьва» (8.500 тонн), «Вишера» (4.000 тонн).
В районе Верхне-Солодовниковского переката затонул от подрыва на донной мине тральщик «ЭМТЩ-21».

На следующий день в районе Екатериновки при подрыве на донной мине погиб речной тральщик «РТЩ-119».

13 мая на Светлоярском перекате подорвался на мине и затонул буксирный пароход «Ваня-коммунист» (780 л.с.) (капитан – А.Ф. Панин), следовавший в Астрахань с баржей «Чулым». Погибли 16 членов экипажа. 

Всего с 28 апреля по 15 мая 1943 года немецкая авиация сбросила в Волгу 161 мину ВМ 1000.

При подрыве на донной мине возле острова Гусиный 16 мая тяжело повреждена канонерская лодка «Красный Дагестан» (360 тонн), которая была разоружена и списана.

Теплоход «Харьков» (720 л.с.) подорвался на мине и затонул 23 мая.

26 мая в 7 часов утра уклонившись с фарватера, подорвалась на донной мине в районе острова Безымянный у Поповицкого Яра и затонула канонерская лодка «Красногвардеец» (420 тонн). Погибло 11 человек, 11 человек были ранены, один из них позже умер от ран.

В течение мая погибли от подрывов на минах также пароход «Гражданин» и рыболовный баркас «Сталинградец». 

Только за май 1943 года на Волге немцами было поставлено 354 мины. А вот во второй половине июня активность немецкой авиации на Волге заметно спала. Тогда вражеские самолеты поставили всего 21 мину.

Резко снизились и потери судоходства.

Однако в июне подорвалась на мине и затонула, по крайней мере, одна баржа – «Судога».

Всего с 28 апреля по 15 июня 1943 года подорвалось на минах 18 различных судов, при этом погибло более 16.000 тонн нефтепродуктов.

А противнику с 1 июня по 10 июля удалось поставить на Волге 45 донных мин.

19 июля в районе острова Караваевский после подрыва на донной мине затонул тральщик «Т-645». 

Катер-тральщик «№ 392» подорвался на мине и затонул на нижней Волге 10 августа.

Последней жертвой минной войны на Волге стал пассажирский теплоход «Карл Либкнехт» (капитан – Л. Н.  Гудович) который 9 сентября подорвался и затонул в районе Старицкой воложки, в нижней части Крымского переката. Погибло 400 военнослужащих и 20 членов команды.

А всего до конца навигации 1943 года от поставленных немцами донных мин погибло 66 судов и катеров.

Следует заметить, что из-за противоречивости сведений пока невозможно установить точную цифру потерь.

Так, по одним данным, за обе навигации (главным образом - в 1942 году) в районе Астрахань – Саратов и на переправах возле Сталинграда было потоплено 335 речных судов, а от 34 до 95 судов получили серьезные повреждения. Из этих погибших судов непосредственно в районе Сталинграда погибло 172 судна. А вот по данным Волгоградского народного музея речников, на Нижней Волге затонуло 389 судов, из них 244 судна погибло непосредственно в границах города.

Документы региональных и федеральных архивов также имеют разные данные. Кроме этого, не везде в документах разграничивается полностью и частично разрушенный флот. Ведь многие потопленные суда были позже подняты и восстановлены.

По официальным данным, Волжская военная флотилия потеряла 2 канонерские лодки, 4 бронекатера, 14 тральщиков, 6 полуглиссеров. Из них на переправах в Сталинграде – 18 кораблей. Кроме того, погибло более 70 единиц переправочных средств инженерных войск: паромов СП-19 – 7 единиц, катеров БМК-70 – 9 единиц, катеров С-25 – 4 единицы, лодок разных – более 25 единиц, полупонтонов – 35 единиц.

Огромны заслуги моряков в битве за Волгу, но победа была добыта ценой огромных потерь судового состава и жертв среди экипажей. По приблизительным подсчётам, всего в 1942 — 1943 годах на Волге погибло несколько тысяч речников—волгарей и моряков Волжской военной флотилии. Сколько погибло находящихся на борту судов бойцов и командиров Красной Армии, а также мирных граждан – никто не считал…