Икра

Анатолий Шульга
               

 И много ли вкушало рабоче-крестьянское народонаселение СССР чёрной или красной икры ?

 Продавался ведь этот деликатес в основном в Москве, Ленинграде и в областных центрах  по чудовищным для рабочих и крестьян ценам, несоизмеримым с  их зарплатами.
 Да, в основном оный продукт шёл в «псевдопродажу» через распределители обкома и смежных властных контор.  Естественно, через систему «Военторга», где она входила в паёк золотопогонных особей по праздникам и датам.
 Правда, надо отметить, что народонаселение особо и  не упиралось по этому поводу и  не только из-за нищеты. Лозунг -  «всем попробовать пора бы как вкусны и нежны крабы» не воспринимался всерьёз. Кому уж очень было не в терпёж, легко мог купить себе красной и чёрной икры по всемогущей системе советского блата (она же «знакомств») от браконьеров в местах промысла этого деликатеса.
 Выживали, как кто мог.
 Вспоминаю, когда к Новому году одной моей знакомой профком секретного завода «Янтарь» выделил мороженную утку, сразу был созван семейный совет — как её приготовить головным блюдом праздничного стола.  Решили запечь, получилось.

Просто, если на самый шикарный (это «Новогодний») семейный стол приходило псевдооливье и «сельдь под шубой» с тушёной картошкой с мясом в сопровождении водки, самогона, дешёвых «совшампанского», портвейнов типа «Агдам», а то и болгарско-венгерских вин — значит, праздник состоялся.
  Однозначно, в нашем 21-м веке более половины икры как уходило,  так и уходит помимо госказны с налогами в официальной торговле.

                Моя икра в моём промысловом море.

  Впервые, работая от Мурманска в 1974 году в Исландии я увидел,что любимую в СССР икру лососей там  не то что не ценят, а просто брезгуют ею и отправляют на корм собакам и норкам. К примеру - один ястык от  большой (5-9 кг) сёмги продавался нам у причала за 50-70 исландских крон — а это цена двух коробков спичек. А сёмги там немеряно, ибо  исландёры берегут эту рыбу законами и обычаями, поэтому она там и есть и будет в отличие от стран, безуспешно строивших коммунизьм.
Теперь эта икра лосося идёт в замороженном виде через цепкие лапы перекущиков в Россию. Кстати, они наладили и экспорт в РФ  печени трески, которая ранее шла в утиль через жиротопку.
На промысловых судах «Мурмансельди» в 1975-76 гг попробовал  икру пинагора. Он частенько влетал в наши тралы в Баренцевом море.  Вспарываешь рыбину шкерочным ножом, набираешь крупную розоватую икру в ведро, присаливаешь в тузлуке (реже всухую) и прекрасно! В продаже наличествует только в приличной стране  - Норвегии
  Икра мойвы не котировалась как еда для настоящих рыбаков. Хотя, когда работаешь на её нерестовых скоплениях, на промысловой палубе траулера этой смеси рыбы с икрой иногда было по щиколотку. Смывали обычно за борт, некогда возиться. Поймаем ещё 20-50 тонн,  снова часть улова смоем.

  Но вот «япона мать», т. е. импортёры из страны восходящего солнца в страшных количествах закупали икряную мойву в Норвегии, у них это деликатес. Цена рыбы зависела от процента содержания самок с икрой и для этого умные норвежцы придумали автоматическую сортировку, где на конвейере очень быстро из улова удалялись самцы — у них есть своеобразные  полоски чешуек, подобные ворсу вдоль туловища. У самок борта гладкие и они проскальзывали между вальцами сортировальной машины для последующей заморозки, самцы же шли на изготовление рыбной муки.
Естественно, на советских рыболовных судах этих сортировок не было. Ни к чему.
 Господствовал его величество ПЛАН, а капиталистическими  «заморочками» никто не занимался.
             
                Икра южного макруруса

   В 1980 году с января по декабрь как старший инженер-ихтиолог от управления «Запрыбпромразведка» на БМРТ «Атлант» принимал участие в поиске новых районов и объектов промысла в атлантическом секторе межлу Южной Африкой и Антарктидой. Мудрый начальник экспедиции Ю.П.Чередниченко четко определил тактику и стратегию поиска. Капитан не мешал. Через Лас-Пальмас-де- Гран-Канариа (где закупили продукты на полугодовой рейс), т. к. приличной еды в СССР к тому времени уже почти не было, затем спустились с поиском и контрольными тралениями до Намибии.  Особо не задерживались на незначительных эхозаписях рыбы, потом получили топливо и снабжение возле Луанды.

 Далее - к владению Великобритании — островам Тристан-да - Кунья и Гоф, а ведь южнее их находится архипелаг  банок Дискавери «в ревущих сороковых». Благодаря уму и упрямству Юрия Петровича Ч. там нашли и обловили скопления мавролика (Maurolicus muelleri) - от 40 до 60 тонн вылова на промысловые сутки. Рыбёшка смешная  - длиной 4-6 см, резкий запах огурцов  (как у мойвы и корюшки) практически несьедобна. Поменьше тюльки Чёрного моря. Полный биологический анализ проводил тяжело — ибо, что же такое взятие отолитов  для определения возраста — это полмаковой крупинки, но собирал. А крупные научные работники АтлантНИРО даже не смогли ответить на мою радиограмму, не является ли эта рыбы гермафродитом. Потом без них я попозже нашёл под микроскопом и гонады самцов.
  Весь улов шёл на рыбную муку и заморозку как «рыба для пушных зверей» (РПЗ) или «корм для пушных зверей»: второе для экипажа было несколько дешевле, ибо это сырьё уже провалялось на палубе более 10 часов.
  Старший инженер- гидрограф Альберт Демидов сделал гидрографическую съёмку трёх банок хребта, по гидроакустике определили  запасы рыбы. Протралили донником до глубин 1100 метров, за час имели 0,5 -1.5 тонны гладкоголовов (Alepocephalus sp.), макруруса (Macrourus holostrachys) и моры (Antimora rostrata) с приловом глубоководных креветок и кораллов. Случайно в трал влетел антарктический клыкач (Dissostichus mawsoni.) длиной более метра. Трал был ночной, я немного  проспал, палубная команда уже успела его раздербанить, поэтому полного биологического анализа провести не удалось. «Науке» достался только кусок филе от этого редкостного экземпляра редкой рыбы, возможно и нового подвида. Кстати,  филе этой рыбы, выловленной у Антарктиды, ярусоловами стоит в продаже всего-то 150-200 долларов за один кг.
  Рыбалка очень интересная, но пришлось сняться в Луанду -  у одного из членов экипажа случился приступ аппендицита.
 Я, как наивный, предложил зайти в бухту Тристан-да- Кунья для спасения жизни гражданина СССР. Но получил категорический отлуп через ЗРПР  от КГБ.    
  Нет такого места, идите в Луанду! Десять суток перехода, судовой фельдшер выдержал паренька в наркотическом забытии и нирване с розовыми слонами. Однако гнойный аппендикс простой советский военврач в военно-морской  базе Луанды, таки так  вырезал, промыл полость. Моториста потом вернули в Балтийск самолётом, а мы снова пошли искать рыбу в те же бесплодные для советского тралового промысла степя.
  Возвращаясь к Дискавери, упоминаю такую отдельную деталь промысла, как-то  -  икра.
               
 У изловленных самок южных марурусов после полного биологического анализа помимо мышечной жидкой белёсой плоти оставалось и  большое количество икры 3- и 4-стадий зрелости. Красивого оранжевого цвета, икринки покрупнее отдельных видов тихоокеанских лососей и это природная, естественная красота.
  Мудрый Альберт, а у него до нас был полугодовой поисковый рейс на БМРТ «Анчар» в Северо-Восточную Атлантику на тамошний северный макрурус, просветил нас, «несмышлёнышей» как сделать супер икру здесь,себе и сразу. И вот начинаем.

Бросаем в  ведро с  пресной водой очищенную картофелину средних размеров.  Насыпаем соли, размешиваем. Картофелина всплыла, значит, тузлук готов.  Советское эмалированное ведро  наполняем икрой макруруса, ястыки предварительно  пробиты через марлю.  Заливаем икру, размешиваем, желательно не ладонью.
 Через 5-8 минут икра всплывает, собираем  её и помещаем в свои небольшие ёмкости. Удивительно вкусная и лёгкая еда. Даже не требуется присутствие спиртных напитков, ужо не до того.  Это  ведь заместо обрыдлого завтрака с засохшим ломтиком советского якобы «сыра» с чаем -  «пылью с грузинско-азербайджанских дорог». Так было.
  К сожалению, довезти в СССР для семьи не удалось, по таможенно-санитарным псевдопричинам.

  При рассмотрении икорно-пищевого вопроса по вкусу, здесь далеко несопоставимы протчие засоленные икорные массы частиковых рыб средней России, хотя бы даже от моей любимой щуки  - Esox luceus L.
  Получить от неё лентеца широкого, анизакид, а то и триенофороз (практически неизлечимые российской медициной) проще простого.
  Я купил консервь « Икра судака» какого-то неопознанного рыбконсервзавода в г. Светлый  и  получил жёсткое двухсуточное пищевое отравление, вызывали «Скорую» с капельницей.   Таперича ужо не рискую остатками здоровья.
 Ноне в России к праздникам народ традиционно покупает консервированнную красную икру в красивых маленьких баночках. Сложно назвать этот продукт икрой, ибо он изготовлен на подмосковных предприятиях из мороженого сырья американского, чилийского и европейского происхождения. Но по такой цене оно  даже соответствует напечатанной этикетке.
 Крайне редко в продаже встречается настоящая красная икра от Сахалина и Камчатки.
 И поэтому, будьте бдительны, товарисчи!