1888. Дело Капитана Джека

Юрий Дым 61
    
            На фото: жена Капитана Джека.



               1888.  Дело  Капитана Джека.

        https://apacheria.es/la-apacheria-en-el-siglo-xx/

 В 1887 году ранчо Капитана Джека находилось примерно в 7 км к северу от агентства Сан-Карлос, рядом с рекой Сан-Карлос.  Люди Кассадоры находились  в 7 км севернее,  и когда они  шли к агентству, то  проходили  по дороге,  которая находилась рядом с ранчо Капитана Джека.  Мотив неизвестен,  но оскорбления и враждебность между этими двумя группами западных апачей  в 1888 году начали усиливаться, и в начале  года два члена группы Капитана Джека были убиты от рук одного или нескольких членов группы Кассадоры,  а через несколько месяцев,  еще один человек был убит  (не  проверенные  отчеты предполагают, что он мог быть отцом или братом капитана Джека). Не имея  никакой возможности  для мести,  вождь  пинал-апачей  был  очень недоволен  этим обстоятельством.  Он пошел к полковнику Саймону Снайдеру, признавшись ему в своих чувствах, по словам Снайдера: «Ему было очень плохо, он не мог  ни есть, ни спать, думая об этом все время и полагая, что пришло  уже время принять  какие-нибудь меры и решить этот вопрос».  Снайдер, однако, на всякий случай  предупредил его не  брать правосудие в свои руки.  Снайдер говорил: «Среди его людей было принято,  что когда один индеец убивал другого, то его родственники должны были обязательно убить кого-то, в качестве компенсации».


 
10 апреля 1888 года Кассадора с несколькими вооруженными винтовками  людьми из своей команды,  отправились на ранчо Капитана Джека,  жители  которого,  опасаясь    нападения,  застрелили и убили Начону и Насуа,  двух членов   группы Кассадоры.  Ссылаясь  на  «Закон о тяжких преступлениях» от 1885 года,  офицеры американской армии  уже не могли позволить апачам разрешать свои  внутренние споры племенными методами, как они это делали раньше.

После встречи между Снайдером и Кассадорой,  полковник приказал капитану П. Л. Ли арестовать преступников.  Ли отправился выполнять приказ вместе с Джоном Роупом и другими  скаутами апачей, направляясь к ранчо Капитана Джека.  После недолгих переговоров Капитан Джек и его люди согласились сдаться,  только если армия защитит их.  Ли вернулся в агентство,  получив разрешение от  Снайдера использовать несколько  фургонов  и отряд  скаутов,  чтобы безопасно  их доставить.  По словам Джона Роупа,  четыре армейских  фургона быстро прибыли,  чтобы обезопасить подозреваемых.

Команда окружного прокурора  Owen T. Rouse's  обвинила Капитана Джека и его людей.  Защитником был Х. Н. Александр.  Белые присяжные, разумеется,  были склонны к смертному приговору.

21 мая 1888 года обвинение вызвало Кассадору для дачи показаний, чтобы спросить, что произошло.  Он сказал, что когда они пошли в сторону  агентства, то Капитан Джек и пять членов его отряда (Ilth-kah, Lah-cohn, Has-tin-du-to-dy, Til-ly-chil-lay  и Tzay-zin-tilth)  открыли стрельбу, убив двух его людей, Начону и Насуа.  Обвинение попросило объяснить, как именно произошли события.  Кассадора сказал, что он и восемь членов его группы ехали по дороге из Перидота (графство Грэм, Аризона) в агентство Сан-Карлос,  чтобы получить новые  бирки для Начоны и Насуа.  Около 11.00 утра они собирались пройти мимо ранчерии Капитана Джека,  дом которого находился недалеко от домов Нальгады и Альгодена (Nalgada и Algoden), когда он увидел Капитана Джека с ружьем,  перед домом Альгодена, примерно в 100 ярдах (91,4 метров) от дороги.  Указывая на шестерых подсудимых  он сказал, что они стояли рядом со своими  викиапами  у дороги,  когда он и его люди подходили к ранчерии.  На вопрос,  как произошла стрельба, он  ответил, что это  произошло  без предупреждения, люди Капитана Джека ничего не сказали,  и начали стрелять из винтовок  Винчестера. Первым упал Начона с ранением  в грудь,  сразу за ним последовал Насуа, который умер  сразу.  Он сказал, что слышал четыре выстрела, а затем еще четыре.  Он сказал, что они не открыли ответного огня, но быстро уехали, чтобы спастись, пока не достигли Сан-Карлоса.

Защита спросила Кассадору о его  отношениях с Капитаном Джеком.  Он сказал, что жил в 4 милях дальше к северу,  и знал его несколько лет. Когда его спросили,  были ли у его людей винтовки,  когда они прибыли  в агентство, он признал, что у шести из них были винтовки,  включая Начону и Насуа.
Ответчики заявили:
Все указывает на то, что Til-ly-chil-lay  не участвовал в стрельбе: «Я их не видел, но я слышал выстрелы, первые четыре, затем я вышел из тополей и увидел индейцев, и я услышал еще четыре выстрела».  На вопрос, пойдут ли он и Капитан Джек в агентство вооруженными,  он ответил отрицательно, потому что существовало правило, согласно которому, если у них было с собой оружие,  то они должны были сдать  его в караульном помещении агентства.
Заявления четырех стрелявших апачей были аналогичными.   Ilth-kah, Lah-cohn, Has-tin-du-to-dy, и Tzay-zin-tilth  согласились,  что люди Кассадоры пришли вооруженными.

Ilth-kah  сказал: «Когда  показался  брат того,  кто убил  человека  Капитана Джека,  мы выстрелили в него, он упал и был мертв». Он также сказал,  что Капитан Джек не стрелял,  хотя у него и «был пистолет в руке, но стреляли только четыре человека», добавив, что Кассадора ранее проходил через его ранчерию:  «Я видел, как он проходил там несколько раз, без оружия, но в тот день они пришли вооруженными».

Lah-cohn заявил, что они были в своих  викиапах, когда увидели, что Кассадора и его люди появились  примерно в 100 ярдах от них, и что, когда Кассадора ранее проходил  там  по  необходимости, то он делал это без оружия.
Tzay-zin-tilth сказал, что когда они увидели прибытие  людей Кассадора, вооруженных  винтовками,  то он и  Has-tin-du-to-dy, Ilth-kah and Lah-cohn застрелили брата того,  кто убил одного из  людей  Капитана  Джека.
Обвинение спросило Капитана Джека: «Вы возненавидели Кассадору и его группу после того, как один из ваших людей был убит?» Капитан Джек ответил: «Если вы задаете  мне  такой  вопрос,  то и я спрошу вас, что если они убьют вашего брата,  вы  возненавидите убийцу?  Я ненавидел его  с тех пор, как тот человек был убит». 
Представленные  суду доказательства позволяли предполагать,  что Капитан Джек не участвовал в стрельбе.

Тем не менее,  присяжные признали Капитана Джека, Ilth-kah, Lah-cohn, Has-tin-du-to-dy, Til-ly-chil-lay, и Tzay-zin-tilth   виновными в убийстве, и их приговорили к тюремному заключению с отбыванием в штате Огайо,  на сроки от 10 до 30 лет.
Адвокат обратился  в Верховный Суд.  Суд согласился заслушать аргументы 18 марта 1889 года.  В апелляции утверждалось,  что суд, рассматривавший дело, не обладал юрисдикцией, основанной на «Законе о тяжких преступлениях» от 1885 года, в отношении которого адвокат защиты запросил апелляцию от Habeas Corpus (https://en.wikipedia.org/wiki/Habeas_corpus).  Верховный суд вынес свое заключение 15 апреля 1889 г., отметив, что «… суд, который  рассматривал дело, в то время ... не имел юрисдикции в отношении этого дела», поэтому «на индейцев не распространяется действие уголовного законодательства Соединенные Штаты, но они подчиняются законам Территории», добавив: «... индейцы будут иметь по крайней мере все преимущества, которые могут быть извлечены из этого изменения (Закона о тяжких преступлениях), которое передает их в отношении наказания за эти преступления из юрисдикции их собственного племени,  в юрисдикцию Правительства Территории, на которой они живут».  На основании этого,  Капитан Джек и остальные апачи были освобождены, за исключением  Lah-cohn, который умер в тюрьме от  легочной инфекции.


Но тихая вражда между этими двумя группами продолжалась  и дальше, в течение многих лет, и 24 года спустя произошло обострение. 

С 5 октября 1911 года  Iyehe, член  группы  Кассадоры,  застрелил Капитана Джека возле Перидота.  Когда МакМюррей,  помощник шерифа,  прибыл в Райс (графство Гила, штат Аризона), где жил  Iyehe, он обнаружил, что несколько апачей  были очень возбуждены и  опасались, что  Iyehe  подстрелит и  их.   МакМюррей  приказал подозреваемому выйти из своего викиапа и сдаться, что он и сделал.  Он спросил  где у него  оружие, и оказалось, что оно  было спрятано  в кустах.  Мак-Мюррей обыскал  их,  и нашел разряженную винтовку. Прибывший на место  коронер Томас  обнаружил тела Sisto  и его жены, которые были расстреляны.  Тем временем другой коронер осмотрел тело Капитана  Джека в Перидоте,  примерно в 8 км от места смерти  Sisto.  Коронер  увидел, что 65-летний вождь апачей  получил  пулю в спину, видимо  когда пытался выбраться раненый из своего викиапа, а убит он был  выстрелом в голову. 
Iyehe заявил, что он, Sisto и его жена,  другие члены  группы  Кассадора, заготавливали дрова в тот день,  и пили тисвин, и  они были пьяны. Когда он вошел в викиап, то жена  Sisto  показала  ему жесты,  которые разозлили его.  Iyehe  поднял свою винтовку и выстрелил в нее, как и в  Sisto,  когда  тот  попытался  схватить  свою винтовку,  мгновенно убив их.  Затем  Iyehe  взял свою лошадь,  и направился к дому Капитана Джека,  удаленному примерно на 8 км.  Na’yis’ka’ (Нэнси Кей), жена Капитана Джека, сказала, что  Iyehe подъехал к ихнему  викиапу,  позвав Капитана Джека,  чтобы он вышел.  Обращаясь к женщине, он сказал: «Если бы у меня был  еще патрон, я бы  убил  и тебя».  Когда МакМюррей  спросил Iyehe, почему он убил его, он сказал:  «Капитан Джек был старым  «человеком медицины» нашего  племени.  Он лечил некоторых  моих родственников,  но его лекарство не было хорошим, потому что все они умерли».  Это было неправдой.  Капитан Джек был скаутом  апачей, но никогда не был «человеком медицины»  и, конечно же,  не был членом группы  Iyehe.  Вероятно  он, будучи пьяным,  просто припомнил  о смерти Начоны и Насуа, членов группы  Кассадора, произошедшей несколькими годами ранее,  от рук людей Капитана Джека, и решил отомстить.

14 декабря 1911 года  окружной прокурор Г. В. Шут обвинил  Iyehe  в убийстве первой степени,  а защищал  его А. Л. Харпер.  21 декабря его приговорили к пожизненному заключению, и 24 декабря он попал в территориальную тюрьму Аризоны во Флоренсе  (округ Пинал, штат Аризона).  Тюремная запись гласила, что ему было 38 лет, был ростом 1м. 68см.,  женат, имел пятерых детей, читать и писать не умел, курил и занимался фермерством.  В тюрьме работал садовником.  29 августа 1917 года губернатор Томас Э. Кэмпбелл сократил срок его заключения до 15 лет из-за хорошего поведения, и он был освобожден условно-досрочно  4 декабря 1918 года, отсидев  семь лет.