Композитор Александр Аверкин. Штрихи из жизни

Михаил Полев
                Из цикла «Моя Аверкиниана»
Старое фото самого начала 50-х лет прошлого столетия.
Сельское стадо возвращается домой из лесного выпаса. Нет уже ярких теней от высоко стоящего солнца, но вечерний небосвод  контрастирует уже с надвигающимися из тени леса сумерками.
На фоне стада молодые парни. Возможно ровесники.
Один, видимо, профессиональный пастух, работающий по найму. То есть нанятый обществом.
В стаде не видно мелкого домашнего скота, овец и коз. Их в те времена пасли отдельно в силу того, что живности было в деревне много, сама деревня была населена достаточно густо. То есть пастуху впору было управиться с кормилицами домашними. Мелкий же скот требовал на выпасе своих приемов и подходов.
Несмотря на жаркий летний день пастух экипирован в полную амуницию, предусматривающую любой каприз погоды в течении дня.
Это полностью закрытые руки и ноги, плащ дождевик, кепка.
Открытым поверхностям тела угрозу представляла масса летающего и ползающего лесного населения. От змей с клещами до оводов и комарья.
В руках легкая палка, возможно для попутного сбора грибов, которые были в то время неплохим подспорьем к столу. Угрозы для стада этот полупрут, полужичина не представляла совершенно. Поскольку основным орудием устрашения при наведения порядка в стаде служил кнут.
Второй молодой человек, возможно, вышел навстречу стаду, чтобы забрать свою буренку.
В нем невооруженным взглядом виден городской житель. Легкая одежда по сезону, открытые руки…
Но в тоже время видно, что кнут, который ему доверил пастух для фотосессии ( хотя и не было в то время такого слова), держит уверенная и твердая рука человека, знакомого с сельским образом жизни.
Кнут лежит на правом плече, и руке нужна лишь команда для размаха…
Но стадо спокойно, молодой человек позирует, а пастух одновременно с любопытством наблюдает за городскими гостями.
Имя пастуха не восстановить теперь.
А в молодом человеке с кнутом мы видим Александра Петровича Аверкина в его родной деревне Шафторка, расположенной на самой окраине Рязанщины и на стыке границы с Мордовией.
Будущего прославленного композитора.
В этой деревне Александр Петрович родился, здесь провел военное лихолетье.  Здесь вкусил первые зачатки сельского крестьянского труда, включая помощь бабушке Варваре и деду Егору в незатейливом деревенском хозяйстве.
Встретить стадо, переворошить сено, сложить стог...
Вся эта работа несла в себе зачатки и элементы физического развития.
Сам Александр Петрович всю жизнь вспоминал свою работу подпаском в родной деревне.
Работа, которая помогла ему в покупке самой первой гармошки.
И с умилением берег эту фотографию.
Мне же она дорога тем, что напоминает мое родное детство в каком-то десятке километров от Аверкинской Шафторки.
И тем, что прислала мне её лично Галина Васильевна Аверкина.
Личность композитора, корни его, детство всегда притягивали меня.
Я люблю смотреть немногие сохранившиеся видеозаписи с участием Александра Петровича.
И на одной из них, посвященной 60-летнему юбилею композитора, обратил внимание на тот момент, когда он аплодирует в ответ на поздравление народного артиста России, друга и соратника молодости Александра Аверкина Виктора Темнова.
Я обратил внимание на сильные руки Александра Петровича.
Руки, державшие в свое время пастушеский кнут, молоток жестянщика…
И которые через баянные клавиши подняли славу композитора до неизведанных высот творчества.
Высшим проявлением признания которых была и есть любовь народная…