Местоимение

Алексей Остриков
Удивительное слово: «местоимение». Что же оно обозначает? Как понять его смысл, если на минутку отвлечься от лингвистической терминологии? Попробуем всмотреться в слово, вдуматься, попытаемся прочувствовать его исконный смысл, прочувствовать его место в нашей жизни,  рискнем по-рассуждать по-настоящему, что же такое «местоимение».
Сразу становиться ясно, что кто-то имеет какое-то место и право на владение этим местом, что  и буквально обозначает слово «местоимение».
- Всё просто. Всё понятно. Ответ готов.
- Подождите. Кто владеет местом?
- Кто-то! Не важно, кто. Я, ты , он, она, они … Не важно, кто именно. Важно, что владеет. Имеет власть.
- Каким местом владеет этот гипотетический кто-то?
- Этим.
- Но это моё место. Я здесь нахожусь, а не гипотетический кто-то.
- Значит, другим местом. Вон тем…или… каким-нибудь таким, которое вокруг него… или вовсе никаким.
- Как это «никаким»? Что тогда такое «местоимение»?
- Может быть, вообще всё обстоит совсем по-другому! Может быть, это место владеет чем-то.
- Чем место может владеть?
- Тем, что в этом месте находится или внутри этого места. Например, тобой.
- Никто мной не владеет. Я свободный человек!
- Конечно свободный! Естественно - человек! Землянин, россиянин, курянин, семьянин, мамин, папин, - одним словом – наш человек.
- Как это - наш?
- Так. Просто: мой, твой, её, - наш. Ты же не ничейный, ни чужой. Ты – свой. Ты - наш.
- Все не так. Всё наоборот: я-то свой, но это вы все мои. И родина моя и земля тоже моя.
- А что же тогда моё? А где я тогда? И вообще, зачем я тогда, если ничего не имею? Не справедливо! Если я есть, если Бог создал меня, значит, я существую. А раз я существую, значит я тоже имею право.
- Право на что?
- На всё! Право жить. Право иметь. Право иметь место в этом мире. Моё место. Место, в котором я имею всё. Здесь и родина – моя, и воля – моя, и закон – мой.
- А Бог?
- И Бог тоже мой.
- Бог - Он всех сразу. Он не может быть чьим-то…
- А вот и может. Вот и может. Он - мой.
- Нет не твой! Это ты – Его.
- Он – мой!
- Это – Оно! Вот оно.
- Что оно?
- ОНО здесь. Оно – это место…
-  Место встречи изменить нельзя. Здесь и сейчас - это поле битвы, пространство столкновения.
 - Это именно то место в рассуждении, на котором спотыкаются и ощущают падение все те люди, которые по каким-то причинам не смогли утвердить в своей душе и в своем разуме реальный смысл слова «местоимение».
- Это место моей победы над тобой, победы прогресса над косностью авторитетов.
- Это место потери смысла. Видимо, «местоимение» остро нуждается в сущем – в том, что существует, в существительном. Если человек принимает Бога, как сущее, для него наши лингвистические игры представляются, наполненными смыслом, который существенен для понимания взаимоотношений существительного и местоимения. Дело в том, что они взаимодействуют как Бог Сущий Творец мира и  Адам сотворенный, как неконкретный образ обобщенного человека, имеющего место в реальной земной действительности. Как в языке местоимение часто ради краткости стремится заменить существительное, так в современной реальности человек стремится заместить Бога во многих вопросах.
- Бог предстаёт пред нашим разумом как нераскрытая тайна. Это загадка не только разума, но и реального бытия. До сих пор является тайной, как младенцы понимают и осваивают местоимения «Я», «ты», «он - она», «мы - они».
Вы не задумывались, почему слово «много» - это и местоимение, и наречие, и категория состояния, а «один» почти всегда - числительное. Казалось бы, и «один», и «много» должны отражать понятия одного смыслового поля, одной категории, принадлежать одной части речи, ведь ребенок усваивает дилемму: «один – много», которая открывает ему путь к количественному счету, к арифметике и рациональному мышлению.  Миллионы детей успешно ежегодно для себя разрешают эту проблему, но – как именно, мы не знаем. Наука не знает. Позже или параллельно с этим ребенок осваивает другую проблему: понимание  и оперирование понятиями «много - мало», причем один исключается из понятия «мало», ведь  при усвоении   «много - мало» ребенок размышляет над категорией достаточности, а вовсе не количества.
«Один» в русском языке утратил категорию сущности, которая сохраняется в словах «единый», «единственный»,  «единица». Полное, всестороннее понимание того, что такое единство, возникает в сознании человека, только после того, как однажды он вдруг поймет и поместит в сердце своём: что такое целостность, что такое целое. Единица, как она ни мала, но всё же обладает целостностью, а «один» - нет. «Один» обладает лишь тоскливым одиночеством, потому что он – один. Даже в том случае, если «один» - это первый в череде многих других, он ухитряется испытывать тоску отчужденности от всех, от праздника и любого другого действия, которое происходит вокруг. «Один» – всегда часть того, что только подразумевается целым, часть семьи, часть коллектива, часть праздника. «Один» может гордиться тем, что он первый среди прочих, но он потому и один, что не мыслится вместе с другими, в единстве общего, в единстве того, что реально является целым: будь это спектакль или яблоко. Заметьте, вместе с другими – это значит – все в одном месте. А «один» приобрел отдельное от всех – первое место, он – первый, но потерял своё родное место – в единстве со всеми. Возможно, поэтому и перестал себя ощущать личностью – чувствовать себя «единицей», утратил свою сущность, свою целостность, своё достоинство творения Божьего. «Один» – забыл Бога в гордыне своей.
Значит ли, что «местоимение», это тот, кто не мыслится без места, в котором пребывает, или то, что является свойством, категорией, присущей данному месту, которое переносится на личность. Вот уж действительно: «не место красит человека, а человек место». В этом контексте задачей каждого из нас является понять, что во мне главное: «Я», которое обладает своей личностью, или личность, которая владеет всем: своим «Я», и, собственно, всем тем, что считает эта личность «своим»: местом, где размещается это своё «Я», целостностью, смыслом и единством этого существования.
Лингвистика, изучение русского языка  –  воистину один из самых прямых и самых увлекательнейших путей познания Истины Господа нашего  Иисуса Христа.