По указанному Угловым пути

Полина Ребенина
Здесь мне хотелось рассказать о том, что побудило меня вступить в Союз борьбы за народную трезвость (СБНТ). Во-первых, способствовали этому мои действительные и виртуальные встречи с великим хирургом, уникальным человеком и основателем СБНТ – Ф.Г.Угловым. Во-вторых, знакомство с шведским опытом борьбы с алкоголизмом. И в-третьих, это печальная картина повсеместного злоупотребления алкоголем в русской провинции.

Моя первая встреча с Федором Григорьевичем Угловым произошла, когда я была студенткой 1-го Ленинградского медицинского института им Павлова. Федор Григорьевич читал нам лекции по госпитальной хирургии. Его лекции пользовались необыкновенным успехом, в аудитории не было свободных мест, студенты толпились в проходах. Он уже тогда был знаменит, как уникальный хирург, который выполнял сложнейшие операции на средостении и органах грудной полости. Поучиться его искусству приезжали хирурги из других стран, так американский кардиохирург Майкл Эллис Де Бейк, приехав специально в Россию, чтобы увидеть его операции, отмечал: «Профессор Углов – ваше национальное достояние. Он двинул хирургию так же высоко, как вы двинули покорение космоса».

О нем рассказывали легенды, так говорили, что великолепное здание Института Пульмонологии, которое было базой клиники госпитальной хирургии, Федор Григорьевич построил на свои деньги, пожертвовав на строительство клиники средства полученные в виде престижной хирургической премии. В ней были отделения сердечной и легочной хирургии, где применялись не только официальные, но и народные методы лечения. Помню, что в пульмонологическом отделении широко использовались наряду с общепринятыми методами лечения чесночные ингаляции.

Следующая на этот раз виртуальная встреча с этим великим человеком произошла в 2016 году, когда я писала книгу «Секреты долголетия». Тогда я не могла не вспомнить Федора Григорьевича, как уникального долгожителя, который ушел из жизни на 104-м году жизни и до последних дней был активен, писал книги, проводил консультации больных. Он прославился тем, что даже в 100-летнем возрасте продолжал проводить тяжелейшие многочасовые операции на сердце, за что был внесен в книгу рекордов Гинннеса, как старейший в мире оперирующий хирург.

Моя третья встреча с этим уникальным человеком, произошла при написании той же книги, когда я узнала, что он был основателем и неизменным председателем СБНТ созданного при его непосредственном участии в 1988 году. То есть этот человек спасал людей не только на операционном столе, но роль его была глубже и шире, он спасал русское население, видя страшную напасть, поразившую его, болезнь, которая ежегодно уносит сотни тысяч жизней, то есть, – алкоголизм.

Он часто ездил с лекциями по России и многие стали трезвенниками после их прослушивания. Как-то его спросили о предполагаемой пользе культурного пития, на что он ответил: «А вот если я, как ваш оперирующий хирург, выпью стакан вина перед операцией, то согласитесь ли вы лечь на операционный стол? Определенно, что нет! Пользу приносит лишь то, что делает нас сильнее, улучшает нашу реакцию, память, повышает работоспособность, а не притупляет нас и не превращает в скотов».

После окончания института я много лет занималась научной работой, исследованием мозга, защитила диссертацию по нейрофармакологии. Но в перестройку, как известно, академическая наука в нашей стране практически полностью развалилась, и в поисках работы, да и просто-напросто, ради выживания мне с двумя маленькими детьми пришлось уехать за границу, в Швецию. С первых дней моего пребывания в этой стране меня поразила политика, проводимая шведским государством в отношении алкоголя.

Прежде всего меня удивило отсутствие пьяных на улицах, я даже подумала, что в этой стране не пьют совсем. Но позже поняла, что это не так, пьют и там, но тщательно скрывают эти вредные привычки. Алкоголь в Швеции купить нелегко, продается он только в специальных магазинах Systembolaget, а таких магазинов там раз-два и обчелся. В маленьком городке, где я жила, ни одного такого магазина не было, в поисках алкоголя мы отправились в районный центр с 10-тысячным населением, но и там не было такого магазина. Нужно было добираться 60 километров до еще более крупного города, центра Sodermanland, по-нашему до областного города, чтобы купить алкоголь. Но даже проехав такое расстояние, не факт, что сможешь приобрести алкоголь. Потому что открыт этот магазин только по будним дням и лишь до 18 часов вечера. И если работает человек до 17 часов вечера, то проедет после работы 6 миль и приедет как раз к двери закрытого магазина.

Продается алкоголь согласно шведскому законодательству лишь лицам старше 21-го года, и этот закон, впрочем, как и все шведские законы, соблюдается очень строго. Все, кто с виду моложе, в кассе вначале удостоверение личности со своим персональным номером показывают, а уж потом деньги протягивают.

Правда, после присоединения Швеции к Евросоюзу эти ограничения немного смягчились. Открыли немного больше специализированных магазинов по продаже алкоголя, и работать они стали на час дольше, до 19 часов вечера по будним дням, и к всеобщей радости пьющих, теперь открыты в течение четырех часов по субботам.

На алкоголь здесь строгая государственная лицензия, и государство, несмотря на ограничение его продажи, все равно зарабатывает огромные деньги, ведь он здесь весьма дорогой. На алкогольную продукцию распространяется специальное, очень высокое налогообложение. Таким образом, государство и с алкогольным злоупотреблением борется и выгоду свою от продажи алкоголя не упускает. Кстати, в Швеции довольно широко распространены идеи трезвенников (nykterister), здесь даже есть Народная партия (Folkpartiet), которая активно проводит политику ограничения потребления алкоголя и является одной из основных политических партий.

Когда я расспрашивала шведов об этой совершенно особой, жесткой ограничительной политике в отношении алкоголя, почти сухом законе, то ожидала услышать от них бурю возмущения. Но к моему удивлению слышала в ответ: «Это – наша собственная вина! Мы, шведы раньше пили слишком много, у нас в стране это было большой проблемой, и тогда государство было вынуждено ввести ограничения на продажу алкоголя». И шведы свято верят, что это сделано для их же блага и ради сохранения их здоровья. Правда, говорят это они с легким вздохом, ведь выпить здесь многие любят, но решения государства оспаривать не будут. Ведь шведы – народ законопослушный.

Правда, видели бы вы тех же шведов за границей. Здесь они по полной отрываются! Была я как-то с группой шведских врачей в Дании, и перво-наперво все врачи рванули в продовольственный магазин закупать дешевый алкоголь в пластиковых пакетах. В Дании, как и в России можно купить алкоголь в крупных продовольственных магазинах, но конечно не такая «малина», как в России, где алкоголь можно приобрести практически в любом магазине. Датчане, видя нас, лихорадочно заполняющих корзины коробками с дешевым вином, сочувственно говорили: «Шведы приехали!». А потом возвращаются шведы опять домой, в Швецию, и опять ведут себя «тише воды и ниже травы», подчиняясь царящим здесь строгим правилам и законам.

Чтобы понять Швецию нужно отправится не в Стокгольм, а в небольшой шведский город. Жизнь здесь протекает монотонно и однообразно и у всех проходит примерно одинаково, согласно издавна заведенным правилам. Вечером в 10 часов на улицах ни души, все как вымерло, пусто, и во всех домах выключен свет. Ведь согласно правилам наступило для шведского гражданина время отдыха, сна, надо собрать силы для последующего рабочего дня. В пятницу, после напряженной рабочей недели, допускается расслабиться и выпить. Это лишь допущение, греховное отступление от «правильной» жизни и поэтому пьет швед чаще всего один, плотно закрыв в доме окна и двери, чтобы соседи не прознали. Я рассказывала шведам, как пьют русские люди, как они «соображают на троих» и открыто сидят где-нибудь на ящиках у магазина, расслабляются и веселятся вместе, и все здесь удивляются русской смелости, как можно открыто и в неположенном месте пить?!

Можно выпить и в субботу, но в воскресение здесь уже стараются не пить, надо прийти в нормальную форму перед следующей трудовой неделей. Не выпивают в этот день и по той причине, что боятся того, что товарищи по работе в понедельник могут твой выхлоп алкогольный заметить и начальству обязательно об этом доложат («для твоей же пользы», как они скажут). Могут направить на лечение. Не дай-то боже, ведь так и работу потерять можно. Это очень сильный фактор удерживающий от злоупотребления алкоголем – страх потерять работу, ведь безработица здесь реальная и даже неквалифицированную работу, например уборщицы, получить трудно.

Многое из увиденного можно было бы привнести в российскую антиалкогольную политику. Это и государственная монополия на продажу алкоголя, и высокие налоги на алкогольную продукцию, и ограничение его распространения, то есть продажа лишь в специализированных магазинах и в течение ограниченного достаточно короткого времени. Кроме того здесь существует явная нетерпимость населения и властей в отношении злоупотребляющих алкоголем. Общее отношение к ним презрительное, как к наркоманам. Я как врач могу сказать, что в их историях болезней делается специальная запись и лечить такого человека всерьез не будут. Считается, что в своих болезнях он должен винить самого себя, а не искать врачебной помощи. Ведешь неправильный образ жизни, так расплачивайся сам и получай по заслугам!

Я вернулась в Россию и живу в небольшом провинциальном городке Тверской области. Народ здесь замечательный - трудолюбивый и чрезвычайно одаренный, но злоупотребление алкоголем является проблемой для большинства жителей. Пьют практически все и не считают это зазорным, сказывается пропаганда алкоголя по ТВ, в фильмах и публикациях. Встретились – надо выпить за встречу, разошлись – «на посошок» употребить, пьют повсеместно, по поводу и без повода. Многие не представляют уже как можно сидеть за столом и разговаривать, не подогревая себя «горячительными напитками». Меня удивила огромная разница с тем, как употребляли алкоголь в том же городке раньше.

Моя бабушка, местная жительница и учительница, всегда характеризовала человека одним из двух слов: «путевый» или «непутевый». «Путевый» – это тот, кто следует извечным заповедям заложенным в крестьянской общине – живет в постоянном труде, заботе о семье и родных, в трезвости, в радости и любви к людям. Жили тогда все согласно правилу: «делу время- потехе час». Тяжко трудились, но в редкие праздники отдыхать умели: собиралась вся большая семья, все братья и сестры со своими семьями, накрывали большой стол, пели песни. Привычки «налегать» на спиртное (как это принято на современных праздниках) ни у кого не было. Почти все знали во множестве русские песни, пели их от души, красиво, выводили мелодии на разные голоса. Не знали уныния, жили в постоянном труде, но дружно и весело.

Никогда не употребляли алкоголь в будние дни. И никто из наших дедов не курил. Сквернословия в обиходе не было, мне казалось, что наши деды даже слов таких не знали. Может быть, я ошибаюсь, но точно, что в употреблении их не было и мы, дети, таких слов никогда не слышали.

Тех же, кто отклонялся от заведенного порядка – пьянствовал, лодырничал, или же совершал бесчестные поступки, тех называла моя бабушка одним словом «непутевый», то есть беспутный человек, верить которому и полагаться на которого ни в чем нельзя.

А их дети, наши отцы и матери, хоть и начали многие в войну курить, да и пить, принимая фронтовые 100-граммовые, но считали все это вредными привычками, «баловством» и старались после войны от них поскорее избавиться. А вот наше поколение 50-х–60-х годов рождения, хоть и ни революций, ни войн пережить не привелось, но стали наливать щедрой рукой, пить по поводу и без повода, и меру в употреблении алкоголя многие забыли. Да и курить начали наши сверстники, особенно мужчины повально. Сквернословие стало обычным, без этих «сочных» слов стало обходиться трудно, вроде и разговор, не в разговор. А работать стали под настроение, бессистемно, то навалятся на работу, а то, вроде, и делать ничего не хочется. Отчитала бы нас моя бабушка: «Избаловались вы совсем, непутевыми стали, нету на вас управы!»

Не так давно я написала книгу о дорогих мне односельчанах под названием «Медвежий угол». Собирая материал для этой книги, пришлось встречаться и разговаривать со многими жителями. Рассказывали они о своей несложившейся жизни и я еще раз убедилась в том, как много судеб и жизней загублено из-за злоупотребления алкоголем.

Поэтому поняла я и мои ближайшие друзья, как прав был Ф.Г. Углов и решили пойти по указанному им пути, и основать общество трезвости в нашем городке. Это пока маленькая ячейка, но нет сомнения, что у нас скоро появится много сторонников. Чтобы избавиться от алкогольной зависимости многие обращаются к наркологам и кодируются, но этот метод имеет лишь временный эффект. Мы же освоили и применяем с успехом метод Г.А. Шичко по лечению от алкоголизма. Геннадий Андреевич искал пути новой стратегии медицины – безлекарственной, основанной на психологическом программировании. Вот тогда для многих болезней, в том числе алкоголизма, не нужны будут лекарства, а в отдельных случаях и даже хирурги. Мозг проведет операцию на уровне, не доступном самым великолепным специалистам.