Неортодоксальная - супертолерантная

Александр Товберг
«НЕОРТОДОКСАЛЬНАЯ» - СУПЕРТОЛЕРАНТНАЯ

 «Unorthodox» - немецко-американский мини-сериал, выпущенный Netflix в 2020. Смотрится неплохо. По крайней мере, я не скучал и досмотрел (практически) в один присест. А теоретически – мысли под темечком расшевелились, и стало понятно, что нужно их собрать воедино.
 Фильмец такой себе мотивирующий: ищите – и обрящете, стучите – и откроется. Замешано на реальной истории. Динамика событий ровная, без эксцессов и поворотов. Хотелось ускорить прокрутку, но сдержался.  Сюжет простейший, действия персонажей – тоже. 
 Девушка сбегает из ультраортодоксальной еврейской общины в свободный мир: из США (Нью-Йорк) в Германию (Берлин).  Далее – дело техники: нарезка фрагментов её жизни «тогда и сейчас» поэтапно разворачивает перед зрителем семейную драму. Эпизоды «было-стало», как по мне, нашинкованы, без всяких обусловленностей. Следишь за одним временным отрезком, а вот тебе другой, эта топорность поначалу несколько напрягает, но – привык, ладно.
Смотришь такой и иронизируешь.
Игра актёров: топчутся на месте и пучат глаза, произнося некие фразы, изображая гамму чувств. Самым живым из персонажей показался Мойше, брат жениха (супруга), от которого и сбежала главная героиня Эстер. От Мойше ждёшь сильных поступков. Поначалу. Потом понимаешь – их не будет, он, в определённой степени, комический персонаж.
Брат Мойше – Яков (Янки) – типичный маменькин сынок. Мойше притащил брата в Германию, дабы помочь тому вернуть жену, и вот он развивает сум(бурную) деятельность. Оказывается, он и пистолет прихватил, о, тут внутренне напрягаешься и ждёшь кровавого финала. Ну так должно быть по Чехову, для чего тогда ружьё на стене? Вот Мойше находит мать Эстер, пытается ей угрожать, шантажировать, между тем пускается в невинные шалости, как то – ведёт слабохарактерного братишку в бордель к другу, подсовывает ему проститутку, сам покуривает, попивает, играет в казино (как сатира – зачёт!). Наконец, он вылавливает Эсти (Эстер),  утаскивает её в микроавтобус, везёт куда-то, наверняка, чтобы устроить кровавую разборку. Вы замираете – ну вот оно! Стоп, нет, что такое!? Они выходят на детской площадке и – вяло беседуют о Холокосте. О родственниках, убитых нацистами, мол, нельзя жить еврейке в этой стране эт цетера. А пистоля? Да вот же она: без обоймы, ну щас он вставит её, и, да, блин, не той стороной же!, ага, вот, получилось, и тут становится ясно-понятно, что – никто никого убивать не будет. Он – не умеет. Тьфу на вас! Эсти сама должна – понять своё грехопадение и застрелиться?! Ой вэй! Но девушка, естессно, совестит Мойше, выбирает свободу, зря она, что ли от дедки, от бабки сбегала, от мужа и свекрови, и от тебя, глупый волк, тоже сбегу. Тут и сказочке конец.
Толерантная сказочка – именно так я бы определил жанр сего сериала. Судите сами. Есть два полюса противостояния, как обычно – зло (в виде ортодоксальных родственничков, «America, America, God shed his grace on thee…») и – добро (в виде неограниченных творческих возможностей, «О, Freies tolerantes Europa!»). Нет такой песенки? А вот и есть!
Зашкаливающая толерантность, доходящая до импотенции, настолько всё тщательно собрано в кучу, точнее, связано в пучок идеологической правильности. Главное, конечно, это мама-Германия, которая нынче настолько лояльна к своим (бывшим?, выжившим?) евреям, что готова с распростёртыми объятиями принять их обратно в своё лоно и предоставить все возможности для саморазвития. Представьте себе, вы прилетаете из одного мира в другой поступать в консерваторию,  и тут вам сразу, на блюдечке с голубой (об этом позже) каёмочкой – и спецпрограмма для особо одарённых переселенцев, и профессорский состав музыкальных ангелов, и друг – честный, бескорыстный, коий и поможет, и постель постелет и разделит, и со своими сусальными друзьями познакомит. В этой группе товарищей (как и в преподавательской среде) – полный интернационал, русского с китайцем только не хватает или маори, например. Ну создателям фильма виднее, они ж знают европейскую берлинскую жизнь? И без вишенок на торте тоже никак не обойтись. Хотя, я бы определил это не вишенками, а этакими зрелыми арбузами, брошенными в кастрюлю, разрисованную голубыми и розовыми цветочками и опоясанную таких же цветов каёмочками. Кидаем раз – бац – обляпало, потекло! Непонятно?, поясняю: а это два друга-педераста в компании друзей: марокканец и (похоже) «истинный ариец». Швыряем два: и вот ещё вам сгущённые брызги потекли, облизывайте: а мама-то у нашей героини – лесбиянка. Ну а что такого, живут себе с подругой Ниной (мож,русской-таки, мож, украинкой, какая разница), главное – миленько-толерантненько, по-европейски.
А бедная Эсти с грудного возраста обижена на маму за то, что та её бросила, променяла на эту,.. ммм,.. Европу?, Нину?, выберите сами или сплюсуйте. Но оказывается, несчастная женщина не виновата, это всё нехорошие родственнички-ортодоксы отсудили у неё девочку. И вот главная героиня вернулась к настоящей, биологической своей производительнице для трудного примирения. И «мир-дружба-фестиваль» состоялся! Полный бэсэдэр!
Ортодоксальная же американская семья беглянки вовсе не такая плотоядная, как могло бы показаться с лёту. И бабушка любит Эстер, и дедушка, и тётя, и дядя и тэдэ. И все они за неё переживают и опекают глупую девочку. Но – они так привыкли жить, по древнему закону, это их мир, и не могут они преступить запретную черту. Здесь всё чётко, всё по правилам. Так надо, все так жили, и мы так будем. Здесь всё привычно и закономерно, там – за чертой – страшно и неопределённо. Бунтовать нельзя, – Бог накажет!
И недалёкий муженёк (смахивающий на пубертатного Гарри Поттера с пейсами), оказывается, тоже любит свою, законным обрядом привязанную к нему жёнушку, да к тому же с таким трудом, не без его-маминого вмешательства, обрюхаченную. 
 Ну или, по крайней мере, усиленно изображает лицом эту самую «Их хоб дих цуфил либ…». И чувства его настолько сильны, что он решается на самый отчаянный, самый мужественный поступок в своей жизни! Маникюрными ножничками он отрезает себе,.. (ой, не делайте мне нервы!) отрезает у себя,.. (ой, я щас упаду и заплачу!)отрезает свои,.. да пейсы он чикает, пейсы! А вы что подумали?.. (Ой вэй, ви так меня растрогали, шо я прямо не знаю, куда свои части покласть, шоби отдышацца!).
Но – увы. Эсти не верит. Станиславский бы тоже не поверил. Вкус «либерти» уже вскружил беременной девочке-подростку «модно бритую» голову, её оценили профессора-ангелы в шоу талантов, парень показал ей настоящий секс, короче, перед ней открывается новый мир, а тут кака-то средневековая любофф. Смиритесь, господа. Не хочу вас расстраивать, но у нас всё хорошо.
Нет, правда, сериал добрый, оптимистичный, мотивирующий, с налётом юмора. Всё, не иронизирую, смотрите сами. И сами же цимес от тухеса отделяйте.

-------------------------------
*America, America, God shed his grace on thee (англ.) - (Америка! Америка! Бог излил Свою благодать на тебя) – строка из «America the Beautiful» (рус. Америка прекрасна) — американской патриотической песни.
*О, freies tolerantes Europa! (нем.) –  (О, свободная, толерантная Европа) – импровизация по ходу повествования. Может, кто и правда песню такую напишет?
*Бэсэдэр (ивр.) – ну типа «нормалёк»!
*Ikh hob dich tsufil lib (идиш) – (Я так тебя люблю) – популярная еврейская песня. Музыка  Александра Ольшанецкого, слова Хаима Таубера.
 *Цимес и тухес (идиш) – ну шо тут непонятного!?

  27-31.01.2021